В целях совершенствования учета в налоговых органах сведений о контрольно-кассовой технике в ФНС России проводится опытная эксплуатация нового информационного ресурса "Контрольно-кассовая техника" (ИР "ККТ"). Установлен состав реквизитов информационного ресурса и порядок его формирования и ведения. ИР "ККТ" создан для информационного обеспечения сотрудников налоговых органов при проведении ими контрольной работы по учету ККТ. ИР "ККТ" формируется на местном, региональном и федеральном уровнях и состоит из трех разделов: сведения о зарегистрированной ККТ; сведения о проверках применения ККТ; сведения об утерянной или похищенной ККТ, о защищенной электронной контрольной ленте. Обобщенные на региональном уровне сведения о ККТ используются для подготовки общегородских рейдов силами мобильных групп. ИР "ККТ" обеспечивает возможность выборки объектов торговли, получения информации о проведенных проверках отобранных объектов, выявления объектов торговли, не состоящих на учете в налоговом органе, обнаружения утерянных и похищенных ККТ на территории региона. Порядок формирования и ведения ИР "ККТ" вступает в действие с момента его утверждения, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки введения в действие.
Контрольно-кассовая техника, применяемая организациями и индивидуальными предпринимателями, должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации (индивидуального предпринимателя). Для регистрации ККТ организация (предприниматель) представляет в налоговый орган заявление. Регистрация ККТ осуществляется путем внесения сведений о ней в книгу учета контрольно-кассовой техники. Одновременно с регистрацией налоговый орган выдает пользователю карточку регистрации контрольно-кассовой техники. Утверждены новые формы заявления о регистрации ККТ, книги учета контрольно-кассовой техники и карточки регистрации контрольно-кассовой техники. В заявлении о регистрации ККТ указываются следующие сведения о ККТ: модель, заводской номер, год выпуска, адрес и место установки в организации, номер паспорта ККТ, организация, осуществляющая техническую поддержку ККТ. Не требуется указывать показания счетчиков ККТ. Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 мая 2008 г. Регистрационный N 11787
Утверждено Положение, определяющее порядок применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением. Положением устанавливается обязанность предприятий, учреждений и организаций (включая киоски, ларьки, палатки и другую стационарную сеть) всех форм собственности, осуществляющих торговую деятельность и оказывающих платные услуги населению производить прием наличных денег с обязательным применением ККМ, допускаемых к применению в соответствии с Государственным реестром контрольно-кассовых машин. При использовании ККМ покупателю (заказчику) в обязательном порядке должен выдаваться чек, подтверждающий прием от него наличных денег. Определен порядок погашения чека, его обязательные реквизиты, а также порядок хранения. Получение от населения наличных денег без применения ККМ допускается в отдельных категориях предприятий согласно утвержденному Перечню, который взамен использования ККМ устанавливает обязанность по применению приравниваемых к чекам документов строгой отчетности. Формы данных документов утверждаются Минфином России.
Государственный реестр контрольно-кассовой техники представляет собой перечень сведений о моделях контрольно-кассовой техники (ККТ), применяемой на территории РФ. Он является государственным информационным ресурсом и находится в федеральной собственности. Ведение Государственного реестра возложено на Федеральное агентство по промышленности. Реестр состоит из двух разделов: первый содержит сведения о моделях ККТ, применяемых организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, а второй - сведения о моделях ККТ, разрешенной к применению кредитными организациями при совершении кассовых операций, и сведения об используемых в этих моделях ККТ программных продуктах. Установлен перечень документов, необходимых для включения в Реестр сведений о модели ККТ или внесения изменений в сведения о лице, обеспечивающем производство, распространение модели ККТ и оказание услуг по ее техническому обслуживанию (поставщику), а также перечень оснований для отказа в этом. О принятых Роспромом решениях поставщик должен быть письменно уведомлен в течение 10 дней. Сведения о ККТ, содержащиеся в Государственном реестре контрольно-кассовых машин, считаются включенными в Реестр со дня вступления постановления в силу.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС
России) 23 декабря 2010 года признала ООО «Безант» нарушившим часть 1
статью 10 Федерального закона «О защите конкуренции». Комиссия ФАС
России выяснила, что ООО «Безант» занимает доминирующее положение на
рынке электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ). А также, ООО
«Безант» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на
рынке определенного товара в размере более 35%, с долей более 50%. 22
декабря 2010 года ФАС России закончила экспертизу оценки стоимости
производства электронного модуля для ЭКЛЗ в условиях отечественного
предприятия, по результатам которой выяснилось, что себестоимость
производства электронного модуля составляет значительно ниже, чем ООО
«Безант» приобретает у ООО «Юнитек» и ООО «Технотранссервис инжиниринг». По
мнению ФАС России, взаимодействие ООО «Безант» с иными поставщиками
комплектующих изделий для ЭКЛЗ, а также развитие конкуренции на
соответствующих товарных рынках, позволило бы значительно снизить
издержки производства ЭКЛЗ и привело бы к снижению ее стоимости для
конечного потребителя. Несмотря на то, что приобретение более дешевых
комплектующих изделий, в том числе электронных модулей, позволило бы
ООО «Безант» снизить затраты на производство ЭКЛЗ, компания не
предприняла и не предпринимает никаких действий направленных на
расширение числа своих поставщиков. ФАС России возбудила дело в апреле 2010 года по результатам рассмотрения заявления ООО «Корес». ООО
«Корес» безуспешно пытается заключить с ООО «Безант» договор на
поставку комплектующих изделий (электронных модулей) для ЭКЛЗ. При этом
стоимость предлагаемых ООО «Корес» к поставке изделий значительно ниже,
чем отпускная цена аналогичных изделий, закупаемых ООО «Безант». Основным
комплектующим изделием (более 90% конечной стоимости) при производстве
ЭКЛЗ является электронный модуль, который ООО «Безант» закупает у двух
российских хозяйствующих субъектов - ООО «Юнитек» (г. Москва) и ООО
«Технотранссервис инжиниринг» (г. Москва), которые, в свою очередь,
закупают их за рубежом. ООО «Корес», изучив техническое устройство
ЭКЛЗ, посчитало возможным организовать производство электронных модулей и
предложило их к поставке ООО «Безант» по более низким ценам.
Минфин РФ в своем письме № 03-01-15/1-14 от 04.03.2011 приводит разъяснения относительно государственной регистрации предприятия в качестве центра технического обслуживания ККТ. Ведомство отмечает, что постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 №470 утверждено Положение о регистрации и применении ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, которым установлены нормы, связанные с центрами технического обслуживания. При этом порядок взаимоотношений между центрами технического обслуживания и органами исполнительной власти субъектов РФ, регистрирующими предприятия в качестве центров технического обслуживания, указанным Положением не регулируется. Кроме того, постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 №584 утверждены Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений. Таким образом, с 1 июля 2009 г. вступил в силу преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности. При этом обращаем внимание, что условия регистрации и деятельности центров технического обслуживания установлены Положением о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в Российской Федерации, утвержденным решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам (протокол от 06.03.1995 N 2/18-95). Вместе с тем, согласно пункту 11.1 Положения о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в РФ, одним из условий регистрации предприятия в качестве центра технического обслуживания является то, что предприятие должно иметь статус юридического лица.
В своем запросе налогоплательщик отмечает, что оплата платежной картой приравнивается во многом к наличной оплате. Организация, принимающая оплату по карте, должна в обязательном порядке помимо слипа (чека, выдаваемого POS-терминалом для банковских карт) выдавать кассовый чек ККТ, а по окончании рабочего дня вычитать суммы, оплаченные по банковским картам, из суммы в отчете кассового аппарата и отражать это в кассовой книге. В крупных торговых сетях процедура является менее сложной благодаря автоматизации торговой системы и совмещению ККТ (фискального регистратора с POS-терминалом для приема карт). Оплата платежной картой и так отражается в движении по счету, а покупателю выдается чек терминала оплаты. Несоблюдение данной процедуры, согласно действующему законодательству, влечет штрафные санкции, учитывая то, что операций по работе с наличными денежными средствами как таковых не производится. По мнению налогоплательщика, необходимо определить в законодательстве РФ оплату платежной картой как полностью безналичную оплату, сделать ее возможной без обязательного использования ККТ.
Вопрос: 17 июля 2009 г. был принят Федеральный закон
N 162-ФЗ "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О
применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных
денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и
отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон),
согласно которому плательщики единого налога на вмененный доход имеют
право на отказ от применения ККТ при условии выдачи покупателю товарного
чека. Закон был поддержан Президентом РФ и Правительством РФ.
Однако по настоящее время Закон не действует, поскольку Министерство
финансов РФ не согласно с установлением такого права для плательщиков
ЕНВД.
Минфин обосновывает свою позицию так. В п. 2.1 ст. 2 Федерального
закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники
при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с
использованием платежных карт" есть отсылка на п. 2 ст. 2, согласно
которому отказаться от ККТ можно при условии выдачи покупателю бланка
строгой отчетности. Но ведь эта норма существовала и до принятия Закона,
а основная цель Закона заключается в установлении исключительного права
для плательщиков ЕНВД на отказ от ККТ без применения бланка строгой
отчетности при условии выдачи товарного чека.
На основании изложенного прошу Вас принять меры по исключению из п. 2.1
ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ ссылки на п. 2 ст. 2.
«О внесении изменений в статьи 14.5, 23.3, 23.5, 32.2 КоАП РФ» Федеральным законом от 03.06.2009 № 121-ФЗ "О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с принятием Федерального закона "О деятельности по
приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"
(далее – Закон № 121-ФЗ) внесены изменения в Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
вступающие в силу с 01 января 2010 года.
В соответствии с разъяснениями УФНС по СПб ежегодное освидетельствование
контрольно-кассовой техники с установкой СВК "Сервисное обслуживание" в
Санкт-Петербурге проводится до 1 марта текущего года.