12.01.2010 № 04-10-02/00145@
«О внесении изменений в статьи 14.5, 23.3, 23.5, 32.2 КоАП РФ»
Федеральным законом от 03.06.2009 № 121-ФЗ "О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с принятием Федерального закона "О деятельности по
приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"
(далее – Закон № 121-ФЗ) внесены изменения в Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
вступающие в силу с 01 января 2010 года.
1. Статья 14.5 КоАП РФ состоит из двух частей.
В соответствии с изменениями, внесенными в ч. 1
ст. 23.5 КоАП РФ, налоговые органы рассматривают дела об
административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.5
КоАП РФ.
Часть 2 ст. 14.5 КоАП РФ изложен в следующей редакции:
"Неприменение в установленных федеральными
законами случаях контрольно-кассовой техники, применение
контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным
требованиям либо используется с нарушением установленного
законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации
и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента)
в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного
чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных
средств за соответствующий товар (работу, услугу), - влечет наложение
административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот
до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех
тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч
рублей".
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от
22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при
осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с
использованием платежных карт" (далее – Закон № 54-ФЗ) требования к
контрольно-кассовой технике, используемой организациями и
индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и
применения определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 №
470 утверждено Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой
техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями
(далее – Положение № 470).
В соответствии с п. 3 Положения № 470
контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр
контрольно-кассовой техники (далее – Государственный реестр) и
применяемая пользователями при осуществлении наличных денежных расчетов
и (или) расчетов с использованием платежных карт, должна:
а) иметь корпус, фискальную память, накопитель фискальной памяти, контрольную ленту и устройство печати кассовых чеков;
б) обеспечивать печать кассовых чеков,
некорректируемую регистрацию информации и энергонезависимое
долговременное хранение информации;
в) обеспечивать фиксацию информации в фискальной
памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте в соответствии с
установленными техническими характеристиками и параметрами
функционирования;
г) обеспечивать возможность ввода в фискальную
память информации при первичной регистрации и перерегистрации в
налоговых органах в соответствии с установленными техническими
характеристиками и параметрами функционирования;
д) обеспечивать возможность вывода фискальных
данных, зафиксированных в фискальной памяти и на контрольной ленте в
соответствии с установленными техническими характеристиками и
параметрами функционирования;
е) эксплуатироваться в фискальном режиме;
ж) регистрировать в фискальном режиме на кассовом
чеке и контрольной ленте признаки такого режима, подтверждающие
некорректируемую регистрацию информации о наличных денежных расчетах и
(или) расчетах с использованием платежных карт, в соответствии с
установленными техническими характеристиками и параметрами
функционирования;
з) блокировать в фискальном режиме фиксацию
информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте
при отсутствии признаков фискального режима в соответствии с
установленными техническими характеристиками и параметрами
функционирования;
и) иметь часы реального времени в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
(Время по ККТ должно совпадать с временем,
исчисленным в соответствии с Постановлением Правительства РФ от
08.01.92 № 23 «О порядке исчисления времени на территории Российской
Федерации» (в Санкт-Петербурге реальное время можно узнать по
справочному телефону «060»).
При проведении проверок, в случае установления
расхождения времени по ККТ с реальным временем, рекомендуется в
присутствии представителя проверяемой организации или индивидуального
предпринимателя произвести звонок в справочную службу для уточнения
времени, зафиксировав указанные действия в акте проверки)
к) быть исправной;
л) обеспечиваться технической поддержкой поставщика или центра технического обслуживания;
(На момент проверки пользователи ККТ должны иметь действующий договор с ЦТО).
м) соответствовать образцу, представленному в
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации при
внесении сведений о модели контрольно-кассовой техники в
Государственный реестр;
н) иметь паспорт установленного образца;
(В настоящее время образец паспорта для ККТ в
соответствии с Положением № 470 уполномоченными органами не утвержден.
Пользователи ККТ должны иметь формуляр (паспорт) ККТ по форме,
разработанной производителем для данной модели ККТ)
о) иметь идентификационный знак установленного образца;
(Образец идентификационного знака контрольно-кассовой техники утвержден Приказом Минпромэнерго РФ от 05.09.2007 № 352)
п) иметь марки-пломбы установленного образца и эксплуатационную документацию;
(Образец марки-пломбы контрольно-кассовой техники утвержден Приказом Минпромэнерго РФ от 05.09.2007 № 351)
р) иметь знак "Государственный реестр" установленного образца;
(Образец знака "Государственный реестр" утвержден Приказом Минфина России от 18.12.2007 № 136н)
с) иметь знак "Сервисное обслуживание" установленного образца.
(Образец знака "Сервисное обслуживание" утвержден Приказом Минфина России от 18.12. 2007 № 135н)
Кроме того, в соответствии с п. 1 Постановления
Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых
вопросах практики применения административной ответственности,
предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ от 31.07 2003 № 16 под
неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать:
- фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия);
- использование контрольно-кассовой машины, не
зарегистрированной в налоговых органах (обязательность такой
регистрации установлена статьями 4 и 5 Закона № 54-ФЗ);
- использование контрольно-кассовой машины, не
включенной в Государственный реестр (соответствующее требование
установлено пунктом 1 статьи 3 Закона № 54-ФЗ).
- использование контрольно-кассовой машины без
фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном
режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти
(соответствующее требование установлено статьей 4 Закона № 54-ФЗ);
- использование контрольно-кассовой машины, у
которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о
возможности доступа к фискальной памяти (наличие на контрольно-кассовой
машине пломбы центра технического обслуживания в силу статей 4 и 5
Закона № 54-ФЗ является обязательным условием допуска
контрольно-кассовой машины к применению);
- пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).
Исходя из изложенного, после 01.01.2010 в случае
выявления применения контрольно-кассовой техники, которая не
соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением
установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий
ее регистрации и применения, существо выявленных нарушений следует
отражать в актах проверок соблюдения законодательства о применении
ККТ, либо в протоколах опроса и применять штрафные санкции в
соответствии с ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
2. Согласно изменениям, внесенным в ст. 23.3 КоАП
РФ, органы внутренних дел (милиция) не вправе составлять протоколы и
рассматривать дела об административных правонарушениях по ст. 14.5 КоАП
РФ.
3. Согласно внесенным изменениям, ч. 3 ст. 32.2 КоАП РФ изложена в следующей редакции:
"Сумма административного штрафа вносится или
перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в
банк или в иную кредитную организацию либо платежному агенту,
осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, или
банковскому платежному агенту, осуществляющему деятельность в
соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности".
При этом следует учитывать, что в
соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ
"О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой
платежными агентами" денежное обязательство физического лица перед
поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту
денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи
платежному агенту.
Доведите указанную информацию до отделов оперативного контроля и юридических отделов.
Заместитель руководителя Управления,
советник государственной гражданской
службы Российской Федерации 1 класса М.Н.Алмаева