В соответствии с постановлением Правительства от 14 июля 2014 года №657 (далее – постановление №657) с 1 августа 2014 года до 1 февраля 2015 года в Татарстане, Калужской и Московской областях, а также в Москве проводился эксперимент по применению контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) при наличных денежных расчётах и расчётах с использованием платёжных карт, обеспечивающей передачу налоговым органам в электронном виде информации о таких расчётах (далее – эксперимент).
Постановлением №657 были также утверждены требования к ККТ, используемой в эксперименте.
Постановлением Правительства от 23 июля 2007 года №470 утверждено Положение о регистрации и применении ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями (далее – постановление №470). Подписанным постановлением в это Положение внесено изменение.
Организациям и индивидуальным предпринимателям, которые участвовали в эксперименте, разрешается до 31 декабря 2015 года включительно регистрировать и применять ККТ, которая соответствует требованиям, утверждённым постановлением №657. Это разрешение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 февраля 2015 года.
Принятое решение позволит участникам эксперимента, применяющим инновационную контрольно-кассовую технику, избежать дополнительных расходов на покупку новой ККТ.
Федеральным законом предусматривается, что в случае исключения ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники из Государственного реестра контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения срока службы, который устанавливается изготовителем, но не более 10 лет.
Где и как проведут эксперимент по применению ККТ, обеспечивающей передачу налоговым органам информации о расчетах в электронном виде?
Решено провести эксперимент по применению ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, обеспечивающей передачу налоговым органам в электронном виде информации о таких расчетах.
Эксперимент будет проводиться в Татарстане, Калужской, Московской областях и Москве с 01.08.2014 по 01.02.2015. Утверждены положение о проведении эксперимента и требования к соответствующей ККТ.
Целями эксперимента являются определение финансовой эффективности и удобства применения указанной технологии для организаций и ИП, а также технических возможностей эксплуатации ККТ и технологии передачи информации о расчетах.
За организацию эксперимента отвечают ФНС России, ее территориальные органы и подведомственные организации.
Эксперимент проводится на добровольной основе. В отношении участников действуют Положение по применению ККМ при осуществлении расчетов с населением, Перечень отдельных категорий предприятий, организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять расчеты с населением без применения ККМ, Положение о регистрации и применении ККТ, используемой организациями и ИП.
Служба предлагает принять участие в эксперименте путем направления уведомлений. Организация или ИП сообщает соответствующему налоговому органу о согласии участвовать в эксперименте в письменной форме в 10-дневный срок с даты получения уведомления.
Для регистрации (перерегистрации, снятия с регистрации) ККТ пользователь направляет в налоговый орган заявление.
Налоговый орган не позднее 3 рабочих дней с даты получения заявления регистрирует (перерегистрирует, снимает с регистрации) ККТ и направляет пользователю в электронной форме карточку регистрации (перерегистрации, снятия с регистрации).
Федеральная служба
безопасности разделяет Вашу озабоченность ситуацией, сложившейся в сфере
наличного денежного оборота, включая проблему так называемого "черного
нала", наносящего серьезный экономический ущерб государству и служащего
одним из основных источников финансирования преступных организаций
экстремистской и террористической направленности. Изучение проблемы
показало, что основным барьером на пути потока неучтенных наличных
денежных средств может стать только контрольно-кассовая техника,
фискальные данные которой защищены от уничтожения или модификации при
помощи шифровальных (криптографических) средств. В целях обеспечения
экономической безопасности государства, борьбы с терроризмом,
экстремизмом и во исполнение поручения Президента Российской Федерации
от 13.12.2001 года № Пр-2184 Федеральная служба безопасности
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной
власти разработала комплекс мер, направленных на исключение возможности
корректировки данных, накапливаемых контрольно-кассовой техникой.
Банкам дали год на оборудование платежных терминалов ККТ. Поправки касаются использования контрольно-кассовой техники в платежных терминалах и банкоматах. Закрепляется перечень случаев, когда кредитные организации при осуществлении наличных денежных расчетов через платежные терминалы обязаны применять ККТ. Такое требование вводится, если терминал установлен вне помещения банка; либо не является основным средством этой кредитной организации и не принадлежит только ей на праве собственности; либо осуществляемые через него операции не подлежат ежедневному отражению в бухучете. Платежные агенты (в том числе банковские) и субагенты должны оборудовать ККТ каждый используемый ими платежный терминал или банкомат независимо от того, кому он принадлежит. ККТ устанавливается внутри корпуса терминала (банкомата), содержащего устройство для приема и (или) выдачи наличных. При ее регистрации в налоговых органах требуется указать адрес места ее установки в составе терминала (банкомата). Кроме того, обязательной функцией банкомата должна быть выдача и (или) прием банкнот с использованием платежных карт. Контроль за применением кредитными организациями ККТ передается от ЦБ РФ налоговым органам. Федеральный закон вступает в силу через 1 год после его официального опубликования.
Налоговики считают, что сотрудник ЦТО, осуществляющий техническую поддержку ККТ, не вправе быть уполномоченным представителем пользователя такой ККТ для представительства в отношениях с налоговыми органами. Объясняют они свою позицию тем, что ЦТО не может находиться в ведомственной или иной подчиненности у предприятий и организаций, применяющих ККТ. Кроме того, осмотр ККТ при ее регистрации в налоговом органе проводится в присутствии представителя ЦТО и заявителя. А они не могут совпадать в одном лице.
Отсутствие на кассовых чеках обязательных реквизитов является основанием для отказа в регистрации ККТ. ФНС указывает на необходимость проверки наличия обязательных реквизитов по завершении фискализации ККТ Как сообщила Федеральная налоговая служба, отсутствие на распечатанных ККТ кассовых чеках обязательных реквизитов является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги по регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники. Основание для отказа – это несоответствие модели, включенной в Государственный реестр ККТ. ФНС также указывает на необходимость проверки наличия на распечатанных контрольно-кассовой техникой кассовых чеках, сменных и фискальных отчетах обязательных реквизитов по завершении фискализации такой ККТ. Напомним, что требования к реквизитам, печатаемым ККТ на кассовом чеке, определены п. 4 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 г. № 745, и ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
Сведения о моделях контрольно-кассовой техники, применяемых организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, за исключением сведений о моделях контрольно-кассовой техники, применяемых кредитными организациями при совершении кассовых операций.