Согласно установленному порядку применения
контрольно-кассовой техники (ККТ), используемой организациями и
индивидуальными предпринимателями, на территории РФ разрешено применять
только ту ККТ, которая отвечает установленным требованиям, является
исправной, опломбированной, включена в Государственный реестр
контрольно-кассовой техники и зарегистрирована в налоговых органах. В
связи с этим утвержден образец марки-пломбы ККТ.
Марка-пломба представляет собой защищенную от подделки
полиграфическую продукцию уровня "В", позволяющую выявить факт вскрытия
или удаления корпуса ККТ. Марка-пломба наклеивается в учетный талон ККТ,
на саму ККТ и в ее паспорт. Приведено описание элементов защиты
марки-пломбы.
Организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Установлен новый порядок осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. На бланках строгой отчетности оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов с населением квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам. Приведены реквизиты, которые должны содержать указанные документы. Бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем. При этом автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет. Формы бланков документов, используемых при оказании услуг населению, в предусмотренных законодательством случаях утверждаются федеральными органами исполнительной власти. Формы бланков строгой отчетности, утвержденные до 12 апреля 2005 года, могут применяться до 1 декабря 2008 года. Формы бланков строгой отчетности, утвержденные после 12 апреля 2005 года, применяются всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими населению услуги тех видов, в отношении которых эти формы бланков утверждены. При этом ранее утвержденные формы бланков строгой отчетности для услуг, в отношении которых согласно новому порядку формы бланков утверждаются федеральными органами исполнительной власти, могут применяться до утверждения новых форм.
Определены требования, предъявляемые к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг на территории РФ. Так, разрешено применение исправной, опломбированной в установленном порядке контрольно-кассовой техники, включенной в Государственный реестр контрольно-кассовой техники, зарегистрированной в налоговых органах, и соответствующей требованиям, действовавшим при регистрации контрольно-кассовой техники в налоговых органах, а также документации к ней. Приведены обязательные технические характеристики и параметры функционирования контрольно-кассовой техники. Приведен перечень документов, необходимых для регистрации контрольно-кассовой техники в налоговом органе. Перерегистрация и снятие контрольно-кассовой техники с регистрации осуществляются по заявлению пользователя в течение того же срока налоговым органом, в котором контрольно-кассовая техника была зарегистрирована. Положение не распространяется на контрольно-кассовую технику, используемую кредитными организациями при совершении кассовых операций, в части норм, устанавливающих порядок и условия ее регистрации в налоговых органах.
Законом вносятся изменения в Жилищный
кодекс РФ, в федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О
применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных
денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт» и
др. Данные изменения направлены на реализацию механизма приёма
платёжным агентом от физических лиц денежных средств, направляемых на
исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком за
товары, работы, услуги. Так, например, банковский платежный агент для
осуществления приема платежей физических лиц должен иметь договор с
кредитной организацией, использовать отдельный банковский счет для
осуществления расчетов, сдавать в кредитную организацию полученные от
плательщиков наличные денежные средства, применять ККТ, обеспечить в
каждом месте приема платежей предоставление плательщикам необходимой
информации (адрес и место приема платежей, наименование и м/н кредитной
организации, номер ее лицензии, контактные телефоны и пр.). Также
платежный агент обязан идентифицировать физическое лицо при приеме от
него суммы платежа в размере свыше 15 тыс. руб.
Федеральный закон предусматривает
регулирование отношений, возникающих при приёме юридическими лицами
(индивидуальными предпринимателями) от физических лиц денежных средств,
направляемых на исполнение денежных обязательств физических лиц перед
поставщиками за товары, работы, услуги. Закон раскрывает содержание и
условия деятельности по приёму платежей физических лиц платёжными
агентами. Также установлены специальные требования к автоматическим
устройствам, применяемым для приёма рассматриваемых платежей без участия
уполномоченного лица (платёжные терминалы).
В соответствии с действующей редакцией
закона о деятельности по приему платежей физлиц, осуществляемой
платежными агентами, он должен вступить в силу 1 января 2010 г. С этой
даты все платежные терминалы и банкоматы должны быть оснащены
контрольно-кассовой техникой (ККТ) с фискальной памятью и контрольной
лентой. Однако в условиях финансово-экономического кризиса
своевременное переоборудование всех терминалов и банкоматов не
представляется возможным. Вступление закона в силу с указанной даты
может привести к банкротству значительного количества платежных агентов
и, как следствие, к существенному сокращению возможностей населения для
внесения социально значимых платежей. В связи с изложенным срок
вступления в силу названного закона отложен на один год (новая дата - 1
января 2011 г.). При этом устанавливается, что ККТ, не
соответствующая установленным законом требованиям, может применяться при
приеме платежей (в том числе в платежных терминалах) до 1 января 2014
г. при условии ее включенная в госреестр и регистрации в налоговых
органах до 1 января 2011 г. ККТ, включенная в госреестр после указанной
даты, может применяться при приеме платежей только в случае ее
соответствия требованиям закона. Прием платежей без применения
вышеуказанной ККТ должен быть прекращен до 1 апреля 2010 г. Закон
вступает с силу со дня его официального опубликования.
Текст Федерального закона от 22.05.03 N
54-ФЗ "О применения контрольно-кассовой техники при осуществлении ими
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных
карт" (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 162-ФЗ)