В прошлом году инспекторы реже проводили кассовые проверки в организациях, чем годом ранее. Но нарушений они нашли больше, а средние штрафы немного подросли (см. диаграмму).
Уменьшение числа проверок и рост их результативности объясняется тем, что у инспекторов год назад появились критерии отбора компаний на ревизии. Впрочем, до сих пор почти половина ревизий в компаниях заканчивается ничем.
В 2015 году ситуация может измениться. В конце декабря вступили в силу новые Типовые положения о территориальных налоговых органах (утв. приказом Минфина России от 17.07.14 № 61н), которые дополнили полномочия региональных УФНС правом проводить проверки касс.
Предполагается, что новые полномочия позволят управлениям лучше контролировать работу инспекций. В управлениях вспоминают, что более 10 лет назад они уже проводили самостоятельные рейды, объезжая за один раз территорию трех-четырех ИФНС. Компании для проверок отбирали в случайном порядке по ходу следования машины, планов проверок никто не составлял. Цель рейдов тех лет - сопоставить результативность ревизий УФНС с проверками инспекции. Скорее всего и в 2015 году проверки управлений будут строиться подобным образом.
С учетом новых прав УФНС значительного увеличения числа ревизий не планируется, отметили в налоговой службе. Тем не менее компаниям стоит лишний раз проинструктировать кассиров, чтобы они выдавали чек каждому покупателю. Также не исключено, что вслед за проверкой инспекции придут специалисты из управления, чтобы проконтролировать работу подчиненных.
Невыдача чека остается самым популярным недочетом в работе с кассой. Чтобы зафиксировать нарушение, налоговики часто проводят контрольные закупки. ФНС России негласно одобряет эти мероприятия, хотя инспекторы не вправе их проводить без полиции. Штраф, наложенный в результате контрольной закупки, можно отменить, но только через суд (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.15 № А40-136216/14).