Сельхозпроизводители всей страны просят освободить их от обязанности ставить тахографы на грузовики.
Не надо быть экстрасенсом, чтобы предсказать день, когда сельскохозяйственное производство в России в очередной раз потеряет свои проценты рентабельности. Это 1 апреля 2015 года – день, когда вступает в силу требование приказа Минтранса № 273 об оборудовании грузовиков массой от 3,5 до 12 тонн тахографами. Даже крупные и успешные предприятия считают это требование законодательства «убийственным» для сельского хозяйства. Почему?
Поставили на счётчик
Тахограф – прибор для учёта скорости, пройденного пути, режима работы и отдыха водителя. Его придумали в Европе для контроля шофёров. Прибор позволял владельцам предприятий экономить на зарплате, ну и в целом делал перевозки более безопасными.
Приход этого блага цивилизации в Россию сильно затянулся и несколько раз откладывался, из-за чего у людей, имеющих дело с грузовиками, сложилось впечатление о том, что этого не случится никогда. Между тем, настал 2014 год. Установка тахографов стала обязательной для нескольких категорий транспорта.
В автопарках сельхозпредприятий сотни тысяч грузовиков так называемых категорий N2 и N3, то есть массой от 3,5 до 12 тонн и свыше 12 тонн. Это всем известные «Мазы», «Камазы», «Зилы», «Газы» и прочие марки. Они заняты перевозкой зерна, удобрений, запчастей, сена и прочих необходимых вещей. Многие автомобили разменяли не один десяток лет и дальше пределов своего села никогда не выезжали. Но требование законодательства распространяется и на них.
С 1 сентября прошлого года тахографы стали обязательными для грузовиков массой свыше 12 тонн. Это больно ударило по карману аграриев.
– Если речь идёт о коммерческих компаниях-перевозчиках, они могут переложить свои затраты по установке тахографов на клиентов, – говорит фермер из Неклиновского района Ростовской области Владимир Литвинов. – Ведь они зарабатывают деньги на перевозках и могут устанавливать свои расценки. Что касается сельхозпроизводителей и особенно растениеводов, перевозка является лишь сопутствующим видом деятельности, к тому же мы никак не можем влиять на закупочные цены на зерно. И не можем переложить ни на кого свои затраты. Таким образом, аграрии оказываются в худшем положении.
«Я пишу из кабины «Камаза»-зерновоза, – сообщает краснодарский фермер Николай Маслов на нашем сайте agrobook.ru. – Стою седьмые сутки в ожидании разгрузки. Везём кукурузу в Новороссийск из Кавказского района. По дороге до Крымска трижды останавливала ГИБДД, каждый раз мы платили по 100 рублей (это если они не заметили, что нет тахографа). Если заметили – 500 рублей или протокол от 1 000 до 3 000 рублей».
Официально размер штрафов за управление транспортным средством без тахографа установлен статьёй 11.23 КоАП РФ: для граждан – от одной до трёх тысяч рублей, для должностных лиц – от пяти до десяти тысяч рублей.
Насколько вероятно, что водители грузовиков могут договориться с сотрудниками полиции на меньшую сумму? Вопрос риторический. По данным южного управления Госавтодорнадзора, с момента вступления в силу ч.1 ст. 11.23 (а это 1 апреля 2014 года. – Прим. ред.) привлечено 645 водителей транспортных средств и 41 должностное лицо.
С 1 апреля 2015 года, когда требование об установке тахографов станет обязательным и для машин с меньшей грузоподъёмностью, количество штрафов ещё возрастёт. В то же время, несмотря на административный контроль и ограниченные сроки, клиентов у мастерских, оборудующих грузовой транспорт тахографами, больше пока не становится.
Новая эра или простой передел?
– Общее количество транспортных средств, подлежащих оснащению тахографами в стране, по разным данным, составляет около 4 миллионов, – считает генеральный директор группы компаний «Ставтрэк» Иван Матвеев. – На сегодняшний день только 20% от этого числа имеют тахографы.
Помножим предполагаемое количество транспорта на 50 тысяч рублей (средняя стоимость установки тахографа на автомобиль), мы получим огромную сумму: 200 млрд рублей. Когда разговор заходит о таких больших деньгах, неизбежно появляются мошенники.
Впрочем, тут ещё попробуй разберись, кто является мошенником, а кто нет. Необходимость установки тахографов прописана в постановлении правительства РФ № 1213 от 23.11.2012. Здесь же указано, что функции по установлению требований к тахографам делегированы Минтрансу. Министерство прописало их детально в приказе № 36 от 13.02 2013. Здесь указано, что тахографы должны быть оснащены блоком СКЗИ (средства криптографической защиты информации) и антенной для приёма сигналов ГЛОНАСС и GPS.
Должны или не должны? ГИБДД на своём официальном сайте называет обязательным в тахографе только наличие СКЗИ. Про ГЛОНАСС ни слова. А представители мастерских разъясняют, что без ГЛОНАСС или GPS прибор просто не используется, потому что спутник – один из источников получения данных о скорости. Как это соотносится с другими законодательными актами?
Следует отметить, что в стране и прежде устанавливались тахографы на автомобили. Но делалось это в соответствии с ЕСТР (Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки). Не отменён Технический регламент о безопасности колёсных транспортных средств (утверждён постановлением правительства № 720 от 10.09.2009). Согласно ему, можно пользоваться и аналоговыми («шайбовыми») тахографами.
Приказ Минтранса № 36 окрестили началом эры российского тахографического контроля. Хотя, по сути, мы имеем дело с банальным переделом рынка. Судьба 200 миллиардов рублей сейчас, по сути, вопрос выбора двух или трёх букв.
Буквы на миллиард
Устанавливать тахографы нового образца можно не в любой мастерской. Клиентам советуют проверить у мастерской наличие допуска Минтранса (есть на то приказ № 332 от 28.10.2013). Чтобы получить этот допуск, мастерские сдают свои документы в ФБУ «Росавтотранс». После проверки их заносят в реестр и присваивают номер клейма. Вот только какие буквы должны быть на этом клейме, детально не регламентировано. Указано только, что там должно быть обозначение Российской Федерации. Вокруг этой, казалось бы, мелочи развернулись целые баталии.
Дело в том, что прежде «Росавтотранс» выдавал клеймо с обозначением RUS. Его использовали фирмы, которые устанавливали тахографы по ЕСТР. Но в 2013 году, когда началась «новая эра», «Росавтотранс» выпустил свой внутренний приказ № 25. В нём установил дополнительные требования к мастерским. Тем, кто их выполнил, давали клеймо с буквами «РФ» и делегировали право на установку тахографов нового образца. В апреле 2014 года прокуратура г. Москвы признала действия «Росавтотранса» незаконными и со скандалом отменило внутренний приказ учреждения. А разные клейма остались. Часть мастерских на всякий случай обзавелась обоими видами клейм. Остальные теперь пытаются доказывать клиентам, что именно они являются единственно правильными.
Интересно, что обладающие новым клеймом «РФ», почему-то пользуются информационной поддержкой «Росавтотранса»: только их адреса и называют потребителям. Между тем, число таких мастерских крайне невелико – их не более 900 на всю страну. В Ростовской области только 15 и большая часть сосредоточена в Ростове. Сельхозпроизводителям из области крайне неудобно пользоваться их услугами.
Но главное неудобство ещё не в этом. Ключевым отличием тахографов европейского образца от «российского» является наличие СКЗИ. А согласно постановлению правительства РФ от 16 апреля 2012 № 313 работы с криптографией относятся к компетенции ФСБ. Фирмы-агенты, то есть те же самые сервисные мастерские, которые ставят тахографы с СКЗИ, обязаны иметь такую лицензию.
Афера в масштабах страны?
По данным генерального директора группы компаний «Ставтрэк» Ивана Матвеева, на конец января из 900 организаций, допущенных «Росавтотрансом» к установке тахографов, лицензии ФСБ получили не более 60! О чём это говорит? О том, что сельхозпроизводители, купившие тахограф у фирмы, не имеющей лицензию ФСБ, могут встретить претензии со стороны контролирующих органов. ГК «Ставтрэк» сумела выполнить все требования законодательства.
– На рынке много фирм, которые не имеют лицензий, они дезинформируют клиентов и заманивают низкими ценами, – отмечает Иван Матвеев. – Тахограф у нас стоит в пределах 45 тысяч рублей. Это цена, ниже которой, в принципе, быть не может, если соблюсти все условия. Покупая дешевле у неаккредитованных фирм, потребитель может оказаться в неприятном положении, когда необходимо заплатить дважды.
Не все, однако, согласны с таким мнением.
– СКЗИ – это афера в масштабах страны. Тот, кто покупает такой тахограф, будет платить постоянно, – считает участник правления некоммерческого партнёрства «Содействие развитию тахографических систем» Максим Сухомлинов. – Каждые три года по 20 тысяч рублей придётся платить за замену тахографа – это установлено законодательством. И при внесении изменений в модификацию автомобиля, будь то даже простая перекраска, смена регистрационного номера, тоже придётся платить за замену. Если меняешь шины, нужна калибровка, но это, правда, уже не так дорого и сложно, как замена. Тем не менее тоже требует внимания.
Организации пытаются оспаривать обязательность наличия СКЗИ в тахографе, но пока не очень активно. Так, Максим Сухомлинов привёл для примера свежий факт из Якутска, где перевозчику сначала отказали в выдаче лицензии по причине отсутствия блока СКЗИ в тахографе. После обращения некоммерческого партнёрства в генеральную прокуратуру лицензию всё-таки выдали. Но это единичные случаи, основная масса владельцев грузового транспорта, по видимому, пробует договариваться с проверяющими «на месте». Вспомним число необорудованного тахографами транспорта – около 4 миллионов. Масштабы коррупции поражают.
Из нас сделали нарушителей по всем статьям
– В нашем хозяйстве есть «Зил» 1976 года, он на ходу, но дальше пределов хозяйства никуда не выезжает. Его балансовая стоимость не больше 100 тысяч рублей, и получается, что на него мы тоже должны установить тахограф. Это абсурд! – говорит Владимир Литвинов из Неклиновского района Ростовской области.
– Это требование убийственно для сельхозпредприятий, – соглашается председатель СПК «Колхоз имени Шаумяна» Хачатур Поркшеян. – Кого мы хотим озолотить? Говорим с трибун об импортозамещении, а потом загоняем производителей в такие немыслимые условия! Я могу понять это требование, когда оно касается большегрузного транспорта, путешествующего на дальние расстояния, могу понять это требование для пассажирских перевозок. Но если «Камаз» работает на месте, под комбайном, это зачем?
Гендиректор ГК «Ставтрэк» Иван Матвеев назвал только одну возможность для предприятий использовать требование законодательства с выгодой для себя – оборудовать тахограф каналом GSM, который позволяет передавать данные о передвижении транспорта. Доплатив дополнительно три тысячи рублей, предприятие таким образом получит возможность контролировать передвижение техники и расход топлива. Но всем этим многие сельхозпроизводители, и в частности СПК «Колхоз имени Шаумяна», уже оснащены.
– В последнее время прессинг со стороны законодательства и ГИБДД становится всё ощутимее, – отмечает Хачатур Поркшеян. – Из нас сделали нарушителей по всем статьям. Взять то же требование по перевозке крупногабаритных грузов. Везли сено на тракторном прицепе, нас остановили. Замерили, по габаритной ширине получилось три метра. А должно быть не больше 2,55. За 45 сантиметров выписали штраф на 400 тысяч рублей! Разве это приемлемые условия для сельхозпредприятия? Когда я только начинал свою работу в предприятии, я помню, кормоуборочный комбайн из Ростова вёз. Своим ходом с прицепленными жатками проехал по Ворошиловскому проспекту и никто мне слова не сказал. А теперь мы, как партизаны на оккупированной территории, в своём районе боимся со стоянки выехать. Нужны разрешения, сопровождения, но оформить это нереально – мы ведь работаем по погоде и не можем заранее планировать время выезда! Получается, что все мы постоянно что-то нарушаем. А теперь ещё и тахографы. Установить – это полдела. Потом ведь начнутся проверки и вопросы: почему нарушил режим работы и отдыха? И будем мы в страду, в хорошую погоду, останавливать работу только из-за того, что тахограф того требует. Или искать водителя-сменщика, что в селе, учитывая ситуацию с кадрами, тоже нереально.
Свои аргументы Хачатур Поркшеян изложил в письменном виде и направил в Союз работодателей Ростовской области с просьбой ходатайствовать перед органами власти Ростовской области и федеральными органами власти о возможности внесения изменений в законодательство РФ.
Не осталась в стороне и АККОР. По словам президента ростовской АККОР Александра Родина, вопрос об исключении сельхозпредприятий из числа организаций, которые обязаны устанавливать тахографы на грузовой транспорт, будет рассмотрен на Всероссийском съезде фермеров, который пройдёт 11-12 февраля в Москве.
Инга СЫСОЕВА
|