На протяжении многих
веков основным средством учета выручки предприятий и торговых точек
были счеты и бухгалтерские книги. Но уже с конца XIX века на смену этим
инструментам пришли кассовые аппараты. Параллельно с эволюцией торговой
техники развивалось и законодательство. В результате из показателя
солидности и надежности заведения кассовые машины стали обязательным
условием коммерции.
В Советском Союзе за
всеми операциями торговли велся строгий учет с обязательным применением
контрольно-кассовых машин (ККМ). Перестройка в 80-90-х годах ХХ века
ознаменовалась лозунгом «свобода торговли» и сопровождалась бурным
ростом торговых точек. После этого короткого, но яркого периода
государство приступило к упорядочению торгового оборота, обеспечив его
необходимыми инструментами и процедурами учета и контроля. Вновь
становится всеобщим и обязательным применение ККМ, обеспечение
функциональности которых государство поручает центрам технического
обслуживания (ЦТО). Но ввиду принудительности этого обслуживания на
деле оказалось не все так гладко.
Если забота и
внимание каждого предпринимателя к потребностям своих клиентов
является нормой любого бизнеса, то этого нельзя было сказать про работу
ЦТО. По существу, их деятельность по отношению к потребителю носила
обязательный характер, основанный на реализации государственной
программы «кассовизации страны». При установке ККМ владельцы торговых
точек приобретали в нагрузку пакет обязательных платных сервисных
услуг, фактически без выбора.
В настоящее время
коммерческие предприятия требуют принципиально иного к себе
отношения. Эту ситуацию и пытались осмыслить «кассовики» на
конференции ЦТО ККТ Томской области, состоявшейся 14 февраля 2008 года.
За круглым столом
собрались специалисты и руководители 16 центров техобслуживания
кассовой и весовой техники Томской области, представители потребителей
кассового оборудования (Почта России, Сибирская торговая ассоциация), а
также специалисты крупнейших сетей обслуживания и реализации кассовой
техники из Новосибирска, Москвы и Кемерово. В работе конференции принял
участие депутат Думы города Томска Николай Салангин.
Главной темой
обсуждения стало качество и ассортимент услуг как основные факторы
развития кассового дела. Начало дискуссии положило выступление
директора центра технического обслуживания контрольно-кассовой техники
«ФАРТОВ КАССТОРГСЕРВИС» и президента Ассоциации ЦТО ККТ Алексея
Барышева, который подчеркнул противозаконность в современных условиях
ценовых соглашений между предприятиями и вместе с тем обосновал их
полную неэффективность для самих ЦТО. Он призвал направить усилия
«кассовиков» в сторону развития конкуренции за потребителя, делая
акцент на качестве и ассортименте оказываемых услуг.
- Номинальная цена
услуги ЦТО уже давно утратила значение экономического ориентира для
потребителя, так как при сложившемся отношении к договору технического
обслуживания как формальному требованию контролирующих органов
реальное содержание ТО различных техцентров значительно отличалось, -
говорил Алексей Барышев.
– В деятельности
некоторых центров реальное обслуживание в принципе отсутствовало, -
добавил директор ЦТО «Русбизнес» Александр Василенко.
Со стороны
организованных потребителей кассовых услуг Александр Тулинов заметил,
что необходимо прекратить оказывать навязанные услуги под прикрытием
государственных требований к эксплуатации контрольно-кассовой техники,
а наоборот, четко применять их в интересах владельцев кассовых
аппаратов. Ведь в конце концов именно они заинтересованы в качестве
товароучета и безопасности собственного бизнеса и оплачивают услуги
сервисников.
Как вариант Алексей
Барышев предложил применять специальные сервисные карты технической
поддержки ККТ, позволяющие клиенту контролировать работу механика.
Кроме того, представителю розничного бизнеса было предложено повысить
требовательность к центрам, практиковать конкурсы на заключение
сервисных договоров, причем учитывать не только ценовые, но и
качественные параметры.
О политике
поставщиков контрольно-кассовой техники в области качества работ
центров технического обслуживания ККТ рассказала исполнительный
директор Центрально-Сибирской ассоциации ЦТО ККТ Татьяна Баранова. Она
доложила о мерах производителей ККТ, общественных организаций кассового
бизнеса (Российская ассоциация производителей кассовой техники,
Российская ассоциация ЦТО ККМ и другие) по повышению ответственности
технических центров за качество своей деятельности. Вводимые
поставщиками более объективные критерии отбора своих сервисных
представителей должны способствовать развитию конкуренции и улучшению
обслуживания потребителей. Важным элементом этой системы становятся
региональные ассоциации ЦТО ККТ.
Представитель
крупнейшего производителя кассовой и торговой техники компании
«ШТРИХ-М» Дмитрий Болдырев заявил, что их корпорация реально, хоть и не
безболезненно для некоторых своих партнеров, приступила к реализации
такой политики путем создания собственной системы кассового сервиса на
базе местных ЦТО.
В качестве большого
резерва для ЦТО и практически свободной от конкуренции ниши бизнеса
Алексей Барышев, на примере «Фартова», назвал всю территорию Томской
области. Только за 2006-2007 годы его фирма зарегистрировала 14
обособленных подразделений ЦТО с подготовкой кадров и разработкой
форматов новых должностей: «инспектор по регистрационно-кассовой
работе» и «инженер фискально-сервисного участка».
Сегодня с
завершением аврального этапа «кассовизации» потребуется реальное
исполнение всех обязанностей ЦТО в полном объеме (потребитель уже не
допустит «бумажных услуг»). Для этого у большинства технических центров
просто нет достаточного количества кадров в расчете на
зарегистрированное количество аппаратов.
Представители
кассового бизнеса находятся в постоянном поиске современного понимания
своей профессиональной деятельности. На смену «кассовизации» учета
приходит его автоматизация с ценами, доступными и для малых форм
торговых предприятий, а не только супермаркетов. А вместо обслуживания
единичных кассовых аппаратов на повестке дня стоит аутсорсинговое
управление парками кассовой техники.
В отношении весовой
техники по пути «управляющей компании» уже пошла фирма «Политех»,
которая с 2000 года занимается обслуживанием кассовых аппаратов и
ремонтом средств измерения. Директор этого ЦТО, Виктор Мишаков,
положительно оценил определенные успехи данного подхода.
После окончания конференции Виктор Михайлович
высказал свое мнение о мероприятии:
- Замечательно, что
такая конференция все-таки состоялась, и на ней присутствовали
представители не только ассоциации. То, что желание встретиться и тем
самым обозначить самые острые проблемы в работе ЦТО поддержали многие –
уже большой шаг вперед. Возможно, нынешнее собрание и обсуждение
подвигнет наших коллег к реальным действиям. Чувствовалась командность
и желание решить общие проблемы: равноправные договора с потребителями,
марки-пломбы, сервисные карты, стандарты профессий в кассовом деле,
переход подготовки электромехаников ККТ на базе выпускников
средне-специальных учебных заведений.
Резюме прошедшей встречи подвел Алексей
Барышев:
- Сегодня к нашему
бизнесу следует подходить как к обычной предпринимательской практике,
которая не содержит в себе никаких возможностей командования
потребителем. При этом, как любой другой бизнес, кассовое дело
подвержено очень строгим стандартам и регламентам.
27 Февраля 2008 (Среда) № 35
|