Ситуация в сфере применения ККТ и ведущаяся дискуссия о возможности влиять на нее через объединения (ассоциации) участников кассовой сферы требует конструктивного обсуждения и ПРАКТИЧЕСКИХ действий. В этой связи очень своевременна и актуальна статья Михаила Викторовича Поснова «Кризис отрасли и возможные антикризисные меры» в Журнале «ККМ», в которой высказана глубокая обеспокоенность за судьбу отрасли и профессионально расставлены ключевые вопросы (пути) ДЕЙСТВИЯ. Не зря она вызвала такую реакцию, при этом высказываются заинтересованные и серьезно мотивированные, порой диаметрально противоположные мнения. Что «есть хорошо».
Какой должна быть Ассоциация кассовой отрасли?
1. Она должна объединить всех (не в части 100% охвата, а в части представительства) участников кассового рынка – Поставщиков, ЦТО и может быть фирм, разработчиков программных продуктов для нашей сферы. 2. Она, безусловно, должна быть РЕАЛЬНОЙ, а не виртуальной. В это части полностью согласен с мнением C.A.A. (09.10.2009 21:12) «…Тока я никогда не буду участвовать в "виртуальной ассоциации". Люди должны быть реальные, дистанционно можно и нужно обсуждать вопросы, проводить голосования, но общаться с различными ведомствами должны реальные представители с реальными документами и полномочиями. С убеждениями.» и blok (09.10.2009 21:14) «…С одной стороны, главными преимуществами "виртуальной ассоциации" является, ИМХО, её неформальность, гибкость, возможность учёта и корректировки совокупного мнения в режиме реального времени. С другой стороны, задача "достучаться до власти" требует обофициаливания, внятного ответа на вопрос "А ты кто такой?" …»
Каким требованиям должна отвечать Ассоциация?
1.Быть максимально представительной в части охвата участников кассовой сферы. 2.Иметь четкую федерально-региональную структуру как у ведущих партий (ЕР) и общественных объединений, в первую очередь «ОПОРА РОССИИ». 3.Быть «узнаваемой в коридорах Федеральной и Региональной власти» (исполнительной, законодательной). 4.На федеральном и региональном уровне вступить и АКТИВНО участвовать в деятельности ОПОРА РОССИИ, ТПП, Региональных объединениях предпринимателей (Ассоциации, Союзы). 5. Иметь авторитетные и пользующиеся доверием Участников Ассоциации Руководящие органы (как единоличные, так и коллективные), постоянно и эффективно работающие, а не обозначающие свое присутствие («свадебные генералы»). Что относится и к самим Участникам Ассоциации. В это части полностью согласен с мнением Ш.А.А. (11.10.2009 18:47) «… Нужны лидеры, способные организовать работу по его, этого опыта, внедрению и распространению глубже и шире…» Лозунгом (принципом) деятельности Ассоциации должен быть: «Ассоциация – это не только ее Руководящие органы, но и ее Региональные участники». Нельзя сидеть и ждать, что все за тебя сделают наверху – надо участвовать. Конечно, при этом и будет распределяться ответственность за деятельность Ассоциации. 6. Финансирование Ассоциации должно быть на достаточном для эффективной деятельности уровне как за счет членских взносов и целевых взносов на реализацию необходимых разовых проектов, так и доходов от Коммерческих проектов, направленных на реализацию уставных целей.
Сколько Ассоциаций нужно (достаточно)?
Наверно, несколько. Единственное условие - своими действиями не наносить ущерб ОБЩЕЙ для них кассовой отрасли. Сейчас таких Ассоциаций, действующих на федеральном уровне, три: РАО ККТ (РА ЦТО ККМ-РАПКаТ-РАОП), ТКЭ и РосКасс. В свое время анонсировалась некоммерческая саморегулируемая организация под эгидой Шинкина А.А.. Может быть в свете предложений на сайте ДИАСА наверно можно реанимировать и ее.
О Саморегулируемых организациях (СРО)
Данный вопрос тесно переплетен с вышеизложенными вопросами об Ассоциациях. Чтобы не повторяться в описании вопроса, прилагаю выдержку из вышеуказанной статьи М. В. Поснова, с изложенным в которой я согласен: «…В настоящий момент на федеральном уровне есть две общественные организации, которые реально занимаются вопросами кассового сообщества. Это Российская ассоциация производителей кассовой техники (РАПКаТ), которая объединяет всех основных производителей и Российская ассоциация центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин (РА ЦТО ККМ), членами которой уже являются более 500 сервисных центров. И согласованная политика этих двух организаций вполне способна стабилизировать кассовый рынок в это непростое время и позволить отрасли выжить с минимальными потерями. В настоящее время ведется работа по объединению этих двух организаций в единую саморегулируемую организацию (СРО). Основная идея СРО - переложить контрольные и надзорные функции за деятельностью субъектов в определенной сфере с государства на самих участников рынка. При этом с государства снимаются явно избыточные функции и как следствие снижаются бюджетные расходы, а фокус собственно государственного надзора смещается с надзора за деятельностью в сторону надзора за результатом деятельности. …. Как видим, это довольно жесткая конструкция, которая позволяет самостоятельно, без участия государства навести порядок во взаимоотношениях производителей кассовой техники и сервисных центров, а также отстаивать свои интересы, как на федеральном, так и региональном уровне. Однако чтобы эта организация заработала в интересах всех участников рынка, необходима очень большая подготовительная работа. И в этой работе сервисным центрам, как в лице своих региональных объединений, так и отдельным ЦТО, необходимо принять активное участие, в противном случае эти документы будут подготовлены без учета их мнения. …» Альтернативное мотивированное мнение выложено в ветке «Анализ текущего положения дел в кассовой отрасли от blok-а, С. А.А. и других участников обсуждения» на сайте Диас.
Мое мнение по текущему состоянию вопроса о СРО.
Я всегда провожу аналогию деятельности ЦТО в организационном плане со строительной отраслью (разрешительный характер допуска на рынок, их наличие во всех (декларируемые 3500) субъектах РФ)) и соответствующей реализуемой концепцией создания СРО строительной отрасли. Конечно, у строителей есть не только Закон «О СРО», но и «Градостроительный кодекс» и Федеральный орган, осуществляющий их регистрацию - Ростехнадзор, в перспективе Минрегионразвитие. Поэтому мне виделось создание СРО кассовой отрасли по схеме: СРО субъектов РФ – «Головное» СРО (РА ЦТО ККМ и (или) РАПКаТ) После принятия Постановления Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 584 «ОБ УВЕДОМИТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ НАЧАЛА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (36. Техническое обслуживание и ремонт офисных машин и вычислительной техники, включая контрольно-кассовую технику 72.5 <*>) доступ ЦТО на рынок носит ЗАЯВИТЕЛЬНЫЙ характер. Единственное условие-это уполномачивание ЦТО соответствующим Поставщиком согласно Постановления Правительства РФ № 470. Поэтому о каких-то Региональных СРО (как условия допуска на рынок) чисто для ЦТО говорить наверно уже не приходится. Создание СРО под эгидой Поставщиков??? Насколько это реально в части соблюдения требования по численности, да и единения в их рядах, к сожалению, пока нет. Кроме того, исходя из текущего отношению Власти к кассовой отрасли, не определен да наверно и не будет определен Федеральный орган, который мог бы зарегистрировать СРО кассовой отрасли. Скорее всего в плане создания СРО мы уже опоздали. ( Буду рад если этот мой прогноз не оправдается.)
О Региональном опыте.
Пятерка (05.10.2009 15:19) «…Во многих регионах накоплен богатый опыт взаимоотношений как с властями, так и с клиентами, …». Такой уникальный опыт есть в Краснодаре, Ростове, С. Петербурге, Рязани, безусловно в Москве, и у многих других. Но я остановлюсь на более близком мне примере НО «Ассоциация ЦТО ККТ РБ» (все эта информация находится в открытом доступе на сайте Ассоциации www.bashkkt.ru) : Ассоциация на Республиканском уровне является Участником Ассоциации организаций предпринимательства РБ, ТПП РБ, Башкирская Торговая Ассоциация. Вступили в Союз промышленников, предпринимателей и работодателей. Ряд участников ассоциации являются членами Союзов Городов и районов РБ. Принято решение выйти с заявлением о вступлении в Региональное отделение «ОПОРА РОССИИ». На Федеральном уровне - участник РА ЦТО ККМ. Членами Ассоциации являются 49 ЦТО из 90 ЦТО, зарегистрированных в РБ. Ассоциация имеет следующую структуру: Председатель Ассоциации - Президиум Совета Ассоциации (5 чел.) - Совет Ассоциации (9 чел)- 5 территориальных секций (по принципу Центр, Север, Юг, Запад и Восток РБ). Финансирование Ассоциации за счет членских и целевых взносов. Для реализации коммерческих проектов (МП, СВК, УТ, резервный фонд ЭКЛЗ) как для оказания практической помощи ЦТО, так и источника дополнительного финансирования Ассоциации, Ассоциация в качестве единственного участника создало ООО «СОДЕЙСТВИЕ». В этом году уже прошло 4 собрания (годовое и 3-внеочередных); регулярно собирается Президиум и Совет Ассоциации. Оперативно идет информационно-методическая поддержка Участников Ассоциации через соответствующий раздел сайта. Запущен Форум, который пока еще не стал площадкой для многостороннего обмена мнениями. Но все эти действия не самоцель, а условие РЕАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. И эта деятельность велась во всех вышеуказанных структурах по всем направлениям, особенно в 2006-2008гг. Широко применялись публичные мероприятия (конференции, круглые столы, выставки, семинары, Печатные СМИ, ТВ). Но сейчас после того как Государство в лице Президента РФ Медведева Д. А. и Премьер-министра Путина В. В. обозначило изменение позиции в отношении применении ККТ, что реализовано законодательно (ФЗ-162), вынуждено меняются и возможные направления действий Ассоциации. На региональном уровне - это в первую очередь консультационно-разъяснительная деятельность для Предпринимательского сообщества, выработка общих позиций ЦТО по работе в настоящих условиях и т. п. На межрегиональном уровне - это определенное взаимодействие с Региональными ассоциациями ПФО. На Федеральном уровне - это деятельность в РА ЦТО ККМ.
О РА ЦТО ККМ.
Выскажусь со своей позиции как убежденного сторонника РА ЦТО ККМ. 1. РА реально помогала нашей Ассоциации в решении острых Региональных вопросов, решение которых было возможно только на федеральном уровне и уровне Генпоставщиков (недопущение госструктур к деятельности в качестве ЦТО; разработка Стандартов качества технического обслуживания; организация региональной системы подготовки сервисных специалистов; создание региональных гарантийного и резервного фондов ЭКЛЗ, СВК и т. д.). 2. РА отвечает большинству вышеизложенных требований и имеет необходимую инфраструктуру и потенциал для своего развития. На данном этапе приоритетом должны быть привлечение новых УЧАСТНИКОВ (от слова - участвовать, а не числиться), активизация работы Руководящих органов РА (в первую очередь Президиума) на основе разработанных и утвержденных концепций Планов Президиума и Комитетов, исходя из требований времени. А на базе максимально возможного представительства и консолидации желающих действовать, реализация основной задачи: сохранение и развитие кассовой отрасли. В качестве направления деятельности кассовой отрасли может быть выполнение ЗАКАЗА (правда несколько парадоксального) Предпринимательского сообщества озвученного ОПОРОЙ РОССИИ: … Кассы должны быть НЕСКРУЧИВАЕМЫЕ и дешевые, безо всяких ЭКЛЗ», – считает президент ОПОРЫ.
В. Ш. Сиразитдинов 12 октября 2009г.
P. S. От высказанного участниками дискуссии на сайте Диас (в частности авторитетными в кассовом сообществе А. А., blok-а, С. А.А. ) оценке РА ЦТО ККМ у меня остается определенный неприятный осадок (извините). Участники дискуссии, не являясь УЧАСНИКАМИ РА, выступают в роли сторонних ОЦЕНЩИКОВ И СУДИЙ деятельности РА, забывая о том, что «молчаливое большинство ЦТО» (минус 500 из 3500 –если цифра верна) да и участники дискуссии-оппоненты ГМЭК и РА устранились от ПРАКТИЧЕСКОГО участии в отстаивании кассовой отрасли. Если не устраивала РА, кто мешал им за такой большой промежуток (например, с 2004г.- начало внедрения ЭКЛЗ) создать собственную Ассоциацию или вступить в ТКЭ или РосКасс и работать там, реализуя свои идеи и подходы. Проще поучать и искать виновных. Продолжение:
Для Участников НОА «ЦТО ККТ РБ» Уважаемый Александр Николаевич, Участники Ассоциации!
На сайте ДИАС открыта тема «Золотые страницы ДИАСа. Концепция ассоциации, разработанная Дмитрием Околеловым(Stok) 19.10.2009г., "Об Ассоциациях" В.Ш. Сиразитдинов 12 октября 2009 г., Анализ текущего положения дел в кассовой отрасли от blok-а, С.А.А. и других участников обсуждения…» Не называю ее ретро-темой, т.к. она стала сейчас еще более актуальной. Профессиональный анализ текущей ситуации в кассовой сфере представил Поснов М.В., руководитель НП «Санкт-Петербургского общественного Совета по контрольно-кассовой технике», в своем материале «Цели и задачи региональных ассоциаций ЦТО на современном этапе». В развитие тезисов того, о чем писал в 2009г., я уже высказался как в материалах к прошедшему 8 декабря 2011г. внеочередному собранию НОА «ЦТО ККТ РБ», так и приняв участие в прошедшей там предварительной дискуссии по теме Региональных и Федеральных НКО. Позвольте еще раз расставить акценты по обсуждаемой теме.
Небольшая ремарка.
В своей позиции сторонника РАО ЦТО ККМ, я исхожу из продолжительного положительного опыта работы в Региональных отраслевых НКО предпринимательского сообщества РБ (АОП РБ, ТПП РБ, БТА и.т.д.), сотрудничества с выстроенной действующей СТРУКТУРОЙ (СИСТЕМОЙ) взаимозависимых НКО кассовой отрасли разной специализации (СРО НП «РАО ККТ», НО «РА ЦТО ККМ», НП «РОП ККТ»). Потенциал этой СТРУКТУРЫ, ее профессионализм и «узнаваемость» в министерствах, ведомствах и контрольных органах, курирующих кассовую отрасль, должны быть использованы в настоящее непростое время для кассовой сферы, когда «снизилось» понимание роли и места ККТ (как современной, так и перспективных наработок) в обеспечении интересов ОБЩЕСТВА и ГОСУДАРСТВА в части контроля за налогами, наличностью, обеспечение прав потребителей.
Теперь дополнительно по теме.
1. Региональные отраслевые НКО предпринимательского сообщества, их «верхние» Региональные НКО (АОП РБ, БТА, ТПП и т.д.), как правило, объединяют «активное» меньшинство участников соответствующего рынка (15-30%). Остальное «пассивное» большинство пользуются результатами деятельности этих НКО - ОПОСРЕДСТВЕННО. Это в полной мере относится как к Региональным НКО ЦТО ККТ, так и к федеральной РА ЦТО ККМ. При этом встречающуюся, не всегда корректную и конструктивную критику с их стороны («пассивное большинство») в адрес этих НКО я считаю не совсем корректной – хочешь получать нужный результат - УЧАСТВУЙ в деятельности, разделяя при этом ОВЕТСТВЕННОСТЬ и ФИНАНСИРУЯ деятельность НКО. 2. Считаю положительным фактором возможное практическое создание и конструктивную деятельность альтернативной (ых) НКО ЦТО (или кассовой отрасли в целом - как в вновь представленном проекте Окоелова Д.), в составе участников, которые искренне обеспокоены текущим положением кассовой отрасли, ее перспективами, но по определенным обстоятельствам (объективным, субъективным) не считают для себя возможным участие в уже действующих в течение длительного времени НКО. Главное, чтобы альтернативные структуры действовали в общих интересах кассового сообщества, «не раскачивая общую лодку», находя точки соприкосновения, а в перспективе сотрудничества, с вышеуказанной действующей СТРУКТУРОЙ НКО. 3. После принятия в 2009г. известного решения по вопросу ККТ-ЕНВД произошло серьезное сжатие рынка продаж и сервиса ККТ. Достаточно сравнить отчеты региональных ФНС по форме ККТ-1 на 01.07.2009 и 01.07.2011гг. В РБ цифра ККТ, зарегистрированных в НО, составила в целом 61% от уровня 2009г. (ИП-48%, организации -88%). В этих условиях обострилась проблема НЕДОБРОСОВЕСНОЙ КОНКУРЕЦИИ. Конечно, конкретное признание конкуренции добросовестной/недобросовестной – это, безусловно, прерогатива ФАС. Я лишь обозначу главные формальные признаки такой недобросовестной конкуренции – это использование НЕКОНКУРЕНТНОГО ресурса (административного, бизнес-увязки и т.п.) по не допуску конкурентов на рынок услуг по ККТ и ценовой демпинг. Это особо отчетливо проявилось в конкуренции за рынок услуг по ККТ (и сопутствующей торговой и оргтехнике, IT технологиям и т.п.) для федеральных и региональных сетевых компаний. На этот рынок вышли федеральные сервисные структуры, которые «подобрав» крупных клиентов и создав соответствующую современную сервисную инфраструктуру в регионах, заберут в перспективе и средних и мелких клиентов. В этой связи очень жаль, что не нашла поддержки очень актуальная инициатива по созданию федеральной сервисной сетевой компании «МОНОЛИТ». Причем, наверно, можно было бы заручиться и поддержкой ФАС, т. к. создание альтернативных федеральных сетевых сервисных компаний способствовало бы КОНКУРЕЦИИ и борьбе с МОНОПОЛИЗМОМ (не как таковым, а как средством подавления конкуренции) на рынке ККТ. В этой связи, крайнее необходима активная деятельность НКО кассовой отрасли (в первую очередь федеральных) и на направлении по борьбе за добросовестную конкуренцию (мониторинг, обращения в ФАС и т.п.). А не только по реализации Распоряжения Правительства РФ №1085. 4. Региональным НКО, участникам РА ЦТО ККМ, для активизации соей деятельности как на местах, так и в составе РА ЦТО ККМ, нужно определиться со своей позицией, программами работы. Для чего сейчас срочно провести дискуссию по этим вопросам на форуме РА ЦТО ККМ (наверно, с регламентированным доступом), с перспективой проведения on-line конференции Ассоциации. Сформировать сводную Программу (федеральная/региональная) работы. ТРЕБОВАТЬ активной работы от РА ЦТО ККМ, УЧАСТВОВАТЬ в этой работе и ФИНАНСИРОВАТЬ ее проведение. А тем, кто не хочет заниматься этой непростой ответственной работой и «ждет манны небесной»- хотя бы хватит заниматься демагогией.