Пятница, 19.04.2024, 22:16
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Центральный ФО [13]
Южный ФО [0]
Северо-Западный ФО [12]
Дальневосточный ФО [0]
Сибирский ФО [2]
Уральский ФО [0]
Приволжский ФО [4]
Северо-Кавказский ФО [0]
Рекомендуем ЦТО ККТ
  • Аманит
  • Оверс ЛТД
  • Пятерка и К
  • Санкт-Петербург-90
  • Сервис
  • Тех Центр
  • Эльфарм
  • Форма входа
    Поиск
     Статьи
    Главная » Статьи » Региональные вести » Центральный ФО

    Усиление контроля за налично-денежным оборотом: новый закон о применении контрольно-кассовой техники
    Сергей Николаевич, Вы принимали активное участие в работе над Законом. Чем обусловлена необходимость его принятия и почему он с таким трудом проходил в Думе?
    На рассмотрение в Государственную Думу Закон был внесен еще в 1999 году. За эти годы Президент накладывал на него вето, возвращал на доработку, а в мае прошлого года он был отклонен Советом Федерации с созданием согласительной комиссии. Ни один закон, который прошел до настоящего момента через Государственную Думу, не обсуждался так долго. Но это не удивительно, ведь он затрагивает интересы как производителей контрольно-кассовых машин, так и покупателей и потребителей услуг. В том числе интересы представителей малого и среднего бизнеса. На мой взгляд, сложность как раз и заключалась в соблюдении интересов всех сторон.
    За четыре года многое изменилось, и это подготовило почву для принятия Закона. Во-первых, сократилось количество сторон, участвующих в реализации Закона (ликвидирована налоговая полиция). Во-вторых, Закон разграничил компетенцию между налоговыми органами и Центральным банком Российской Федерации в отношении деятельности кредитных организаций, связанной с эксплуатацией контрольно-кассовой техники: Центральным банком также будет определяться порядок использования кредитными организациями контрольно-кассовой техники.
    Этот Закон, как и любой другой, далек от совершенства, поскольку является результатом компромисса. Отдельные положения, в отличие от предыдущего Закона, сформулированы более точно. Но есть и недочеты. Когда в текст в процессе доработки вносятся изменения, не всегда удается добиться совершенных формулировок. В процессе обсуждения Закона согласительной комиссией было рассмотрено 46 предложений членов Совета Федерации, 43 из них приняты. Учтены замечания комитетов Совета Федерации, Центрального банка, Экономического управления Президента Российской Федерации.

    Что изменилось в тексте Закона?
    Изменилось очень многое. До принятия данного Закона существовала общественная Государственная межведомственная экспертная комиссия по контрольно-кассовым машинам (ГМЭК), которая выполняла функции, связанные с ведением Государственного реестра ККМ. Принимаемые ею решения по применению контрольно-кассовых машин обязательны для всех: министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций и предприятий. Закон установил, что теперь требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации. И это логично, поскольку не общественная организация, представляющая интересы различных групп, а федеральный орган должен определять правила «игры».
    Законом определен перечень отдельных категорий организаций и индивидуальных предпринимателей, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять расчеты без применения контрольно-кассовой техники. В отдельных случаях органы исполнительной власти имеют право определять дополнительные категории налогоплательщиков, которые могут работать без применения контрольно-кассовой техники.
    Но этого недостаточно: мы насчитали около полутора десятков нормативных актов (в том числе касающихся бланков строгой отчетности), которые Правительство должно принять, чтобы этот Закон был реализован в полной мере.
    В Законе более грамотно определены понятия контрольно-кассовой техники, фискального режима, фискальных данных, налично-денежных расчетов; уточнены требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения, обязанности организаций и предприятий, использующих технику.

    Зачем введено обязательное применение ККТ при расчетах между юридическими лицами?
    Это необходимо для осуществления государственного контроля заналично-денежным оборотом и сбора налогов. Даже если предприниматель осуществляет совсем небольшое количество наличных денежных операций, чек пробивать необходимо. Надо стремиться к переходу от наличных к безналичным расчетам. В зарубежных странах такие операции сведены к минимуму.
    Тем не менее Законом предусмотрено, что в соответствии с порядком, определяемым Правительством, наличные денежные расчеты могут осуществляться и без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности. До утверждения новых бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, будут применяться действующие бланки.

    Должны ли применяться контрольно-кассовые аппараты на рынках?
    В этой части по сравнению с ранее действовавшими правилами ничего не изменилось. Техника может не применяться при осуществлении торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах (за исключением находящихся в этих местах магазинов, киосков и т. д., обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара, открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами). В Законе подробно изложены условия, при которых ККТ может не применяться.
    Сегодня существует проблема организации цивилизованной мелкорозничной торговли. У нас есть образцы контрольно-кассовой техники, которые могут применяться в любых условиях, даже бабушками, торгующими семечками. Но пока мы до этого не дошли...

    Насколько экономически оправданно усиление контроля за налично-денежным оборотом, ведь это неизбежно потребует дополнительных расходов?
    Нельзя оценивать эффективность контроля суммой штрафов, которые налоговые органы накладывают на организации или предпринимателей за нарушение порядка применения контрольно-кассовой техники. Для нас важна в первую очередь прошедшая через аппарат сумма выручки.

    Чем вызвана замена понятия «контрольно-кассовая машина (ККМ)» понятием «контрольно-кассовая техника (ККТ)»?
    За 10 лет действия «старого» закона техника в России сильно изменилась. Если помните, в советское время был один контрольно-кассовый аппарат «Ока», сейчас — 150 моделей машин. Более того, мы экспортируем машины, потому что они считаются лучшими в мире, в том числе с точки зрения защиты информации.
    Вычислительная техника усложнилась, и теперь это не просто отдельные кассовые аппараты, а целые программно-вычислительные комплексы, оснащенные фискальной памятью.

    Какие требования предъявляются к контрольно-кассовой технике и кто будет разрабатывать их в дальнейшем?
    В настоящее время применяются требования, изложенные в Положении по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденном Правительством Российской Федерации. Но в соответствии с принятым Законом будут разрабатываться требования, которые коснутся вновь создаваемых моделей техники.
    На сегодняшний день техническую политику в области контрольно-кассовой техники формируют специалисты ряда министерств и ведомств. В дальнейшем этим будет заниматься орган, который определит Правительство. Конечно, налоговики не знают технических тонкостей кассовых аппаратов, но сформулировать требования, предъявляемые к технике, смогут четко.

    В Законе содержится следующее положение: «Через шесть месяцев после вступления в силу настоящего Федерального закона при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт применение контрольно-кассовой техники без фискальной памяти не допускается». Как это понимать?
    Уже давно в Государственный реестр контрольно-кассовой техники вносится техника с фискальной памятью, и Закон в этом смысле никаких новых требований не содержит. Ранее применявшиеся модели, которые имеют фискальную память и зарегистрированы в налоговых органах, в случае исключения из Государственного реестра будут эксплуатироваться до истечения нормативного срока их амортизации.

    Кто будет сертифицировать контрольно-кассовую технику?
    Сейчас сертификацией как отдельных машин, так и больших программно-вычислительных комплексов занимаются коммерческие организации. На мой взгляд, это не совсем правильно. Эту проблему можно решить, создав саморегулируемые структуры, отвечающие за входящие в них организации (например, ассоциации). Это могут быть производители техники, сертификационные и обслуживающие центры.

    Кто по новому Закону отвечает за исправность контрольно-кассовой техники?
    Закон определил, что ответственность за исправность техники несет ее владелец. Раньше за это отвечали в том числе и центры технического обслуживания. И без заключения договора на техническое обслуживание машину нельзя было поставить на учет в налоговом органе.

    А если организации продали неисправную технику, и это обнаружилось только в ходе проверки налоговыми органами?
    В любом случае ответственность за это несет пользователь машины. Он, в свою очередь, может предъявить претензии к организации-продавцу и обратиться в суд.

    Будут ли налоговые органы сверять показания контрольно-кассовой техники с цифрами, указанными в ценниках?
    Для налоговых органов важно, что-бы через контрольно-кассовую технику проходила сумма выручки, которая является основой для исчисления налогов. Проверка ценников и правил торговли — не в нашей компетенции, этим занимаются другие органы.
    Более актуальна проблема защиты информации, содержащейся в электронной памяти машин. Не секрет, что некоторые умельцы, используя несанкционированный доступ в память машин, корректируют произведенные записи. За такие противоправные действия необходимо усилить административную, а может быть даже и уголовную ответственность.

         Основные понятия, используемые в Федеральном законе от 22.05.2003 №54-ФЗ

    контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт,
    — контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы;
    наличные денежные расчеты — произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
    фискальная память — комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов;
    фискальный режим — режим функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти;
    фискальные данные — фиксируемая на контрольной ленте и в фискальной памяти информация о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт;
    Государственный реестр контрольно-кассовой техники — перечень сведений о моделях контрольно-кассовой техники, применяемой на территории Российской Федерации.

    Журнал "Налоговая политика и практика" (7/2003)
    Категория: Центральный ФО | Добавил: Пятерка (19.10.2010)
    Просмотров: 2119 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    СПб ОС по ККТ © 2024
    Наш опрос
    Создание общероссийского объединения сервисных центров, занимающихся онлайн-ККТ
    Всего ответов: 141
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Бесплатный хостинг uCoz