Усиление контроля за налично-денежным оборотом: новый закон о применении контрольно-кассовой техники
Сергей Николаевич, Вы принимали
активное участие в работе над Законом. Чем обусловлена необходимость его
принятия и почему он с таким трудом проходил в Думе? На
рассмотрение в Государственную Думу Закон был внесен еще в 1999 году. За
эти годы Президент накладывал на него вето, возвращал на доработку, а в
мае прошлого года он был отклонен Советом Федерации с созданием
согласительной комиссии. Ни один закон, который прошел до настоящего
момента через Государственную Думу, не обсуждался так долго. Но это не
удивительно, ведь он затрагивает интересы как производителей
контрольно-кассовых машин, так и покупателей и потребителей услуг. В том
числе интересы представителей малого и среднего бизнеса. На мой взгляд,
сложность как раз и заключалась в соблюдении интересов всех сторон. За
четыре года многое изменилось, и это подготовило почву для принятия
Закона. Во-первых, сократилось количество сторон, участвующих в
реализации Закона (ликвидирована налоговая полиция). Во-вторых, Закон
разграничил компетенцию между налоговыми органами и Центральным банком
Российской Федерации в отношении деятельности кредитных организаций,
связанной с эксплуатацией контрольно-кассовой техники: Центральным
банком также будет определяться порядок использования кредитными
организациями контрольно-кассовой техники. Этот Закон, как и любой
другой, далек от совершенства, поскольку является результатом
компромисса. Отдельные положения, в отличие от предыдущего Закона,
сформулированы более точно. Но есть и недочеты. Когда в текст в процессе
доработки вносятся изменения, не всегда удается добиться совершенных
формулировок. В процессе обсуждения Закона согласительной комиссией было
рассмотрено 46 предложений членов Совета Федерации, 43 из них приняты.
Учтены замечания комитетов Совета Федерации, Центрального банка,
Экономического управления Президента Российской Федерации.
Что
изменилось в тексте Закона? Изменилось очень многое. До принятия
данного Закона существовала общественная Государственная
межведомственная экспертная комиссия по контрольно-кассовым машинам
(ГМЭК), которая выполняла функции, связанные с ведением Государственного
реестра ККМ. Принимаемые ею решения по применению контрольно-кассовых
машин обязательны для всех: министерств и ведомств, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций и
предприятий. Закон установил, что теперь требования к
контрольно-кассовой технике, используемой организациями и
индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и
применения определяются Правительством Российской Федерации. И это
логично, поскольку не общественная организация, представляющая интересы
различных групп, а федеральный орган должен определять правила «игры». Законом
определен перечень отдельных категорий организаций и индивидуальных
предпринимателей, которые в силу специфики своей деятельности либо
особенностей местонахождения могут осуществлять расчеты без применения
контрольно-кассовой техники. В отдельных случаях органы исполнительной
власти имеют право определять дополнительные категории
налогоплательщиков, которые могут работать без применения
контрольно-кассовой техники. Но этого недостаточно: мы насчитали
около полутора десятков нормативных актов (в том числе касающихся
бланков строгой отчетности), которые Правительство должно принять, чтобы
этот Закон был реализован в полной мере. В Законе более грамотно
определены понятия контрольно-кассовой техники, фискального режима,
фискальных данных, налично-денежных расчетов; уточнены требования к
контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и
применения, обязанности организаций и предприятий, использующих технику.
Зачем
введено обязательное применение ККТ при расчетах между юридическими
лицами? Это необходимо для осуществления государственного
контроля заналично-денежным оборотом и сбора налогов. Даже если
предприниматель осуществляет совсем небольшое количество наличных
денежных операций, чек пробивать необходимо. Надо стремиться к переходу
от наличных к безналичным расчетам. В зарубежных странах такие операции
сведены к минимуму. Тем не менее Законом предусмотрено, что в
соответствии с порядком, определяемым Правительством, наличные денежные
расчеты могут осуществляться и без применения контрольно-кассовой
техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи
соответствующих бланков строгой отчетности. До утверждения новых бланков
строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, будут применяться
действующие бланки.
Должны ли применяться контрольно-кассовые
аппараты на рынках? В этой части по сравнению с ранее
действовавшими правилами ничего не изменилось. Техника может не
применяться при осуществлении торговли на рынках, ярмарках, в
выставочных комплексах (за исключением находящихся в этих местах
магазинов, киосков и т. д., обустроенных и обеспечивающих показ и
сохранность товара, открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений
при торговле непродовольственными товарами). В Законе подробно изложены
условия, при которых ККТ может не применяться. Сегодня существует
проблема организации цивилизованной мелкорозничной торговли. У нас есть
образцы контрольно-кассовой техники, которые могут применяться в любых
условиях, даже бабушками, торгующими семечками. Но пока мы до этого не
дошли...
Насколько экономически оправданно усиление контроля
за налично-денежным оборотом, ведь это неизбежно потребует
дополнительных расходов? Нельзя оценивать эффективность контроля
суммой штрафов, которые налоговые органы накладывают на организации или
предпринимателей за нарушение порядка применения контрольно-кассовой
техники. Для нас важна в первую очередь прошедшая через аппарат сумма
выручки.
Чем вызвана замена понятия «контрольно-кассовая
машина (ККМ)» понятием «контрольно-кассовая техника (ККТ)»? За 10
лет действия «старого» закона техника в России сильно изменилась. Если
помните, в советское время был один контрольно-кассовый аппарат «Ока»,
сейчас — 150 моделей машин. Более того, мы экспортируем машины, потому
что они считаются лучшими в мире, в том числе с точки зрения защиты
информации. Вычислительная техника усложнилась, и теперь это не
просто отдельные кассовые аппараты, а целые программно-вычислительные
комплексы, оснащенные фискальной памятью.
Какие требования
предъявляются к контрольно-кассовой технике и кто будет разрабатывать их
в дальнейшем? В настоящее время применяются требования,
изложенные в Положении по применению контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденном
Правительством Российской Федерации. Но в соответствии с принятым
Законом будут разрабатываться требования, которые коснутся вновь
создаваемых моделей техники. На сегодняшний день техническую политику
в области контрольно-кассовой техники формируют специалисты ряда
министерств и ведомств. В дальнейшем этим будет заниматься орган,
который определит Правительство. Конечно, налоговики не знают
технических тонкостей кассовых аппаратов, но сформулировать требования,
предъявляемые к технике, смогут четко.
В Законе содержится
следующее положение: «Через шесть месяцев после вступления в силу
настоящего Федерального закона при осуществлении наличных денежных
расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт применение
контрольно-кассовой техники без фискальной памяти не допускается». Как
это понимать? Уже давно в Государственный реестр
контрольно-кассовой техники вносится техника с фискальной памятью, и
Закон в этом смысле никаких новых требований не содержит. Ранее
применявшиеся модели, которые имеют фискальную память и зарегистрированы
в налоговых органах, в случае исключения из Государственного реестра
будут эксплуатироваться до истечения нормативного срока их амортизации.
Кто
будет сертифицировать контрольно-кассовую технику? Сейчас
сертификацией как отдельных машин, так и больших
программно-вычислительных комплексов занимаются коммерческие
организации. На мой взгляд, это не совсем правильно. Эту проблему можно
решить, создав саморегулируемые структуры, отвечающие за входящие в них
организации (например, ассоциации). Это могут быть производители
техники, сертификационные и обслуживающие центры.
Кто по
новому Закону отвечает за исправность контрольно-кассовой техники? Закон
определил, что ответственность за исправность техники несет ее
владелец. Раньше за это отвечали в том числе и центры технического
обслуживания. И без заключения договора на техническое обслуживание
машину нельзя было поставить на учет в налоговом органе.
А
если организации продали неисправную технику, и это обнаружилось только в
ходе проверки налоговыми органами? В любом случае
ответственность за это несет пользователь машины. Он, в свою очередь,
может предъявить претензии к организации-продавцу и обратиться в суд.
Будут
ли налоговые органы сверять показания контрольно-кассовой техники с
цифрами, указанными в ценниках? Для налоговых органов важно,
что-бы через контрольно-кассовую технику проходила сумма выручки,
которая является основой для исчисления налогов. Проверка ценников и
правил торговли — не в нашей компетенции, этим занимаются другие органы. Более
актуальна проблема защиты информации, содержащейся в электронной памяти
машин. Не секрет, что некоторые умельцы, используя несанкционированный
доступ в память машин, корректируют произведенные записи. За такие
противоправные действия необходимо усилить административную, а может
быть даже и уголовную ответственность.
Основные
понятия, используемые в Федеральном законе от 22.05.2003 №54-ФЗ
контрольно-кассовая
техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт, —
контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью,
электронно-вычислительные машины, в том числе персональные,
программно-технические комплексы; наличные денежные расчеты —
произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за
приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги; фискальная
память — комплекс программно-аппаратных средств в составе
контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную
(ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение
итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных
расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт,
осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях
правильного исчисления налогов; фискальный режим — режим
функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающий регистрацию
фискальных данных в фискальной памяти; фискальные данные —
фиксируемая на контрольной ленте и в фискальной памяти информация о
наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных
карт; Государственный реестр контрольно-кассовой техники —
перечень сведений о моделях контрольно-кассовой техники, применяемой на
территории Российской Федерации.