Пятница, 22.11.2024, 10:28
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Центральный ФО [13]
Южный ФО [0]
Северо-Западный ФО [12]
Дальневосточный ФО [0]
Сибирский ФО [2]
Уральский ФО [0]
Приволжский ФО [4]
Северо-Кавказский ФО [0]
Рекомендуем ЦТО ККТ
  • Аманит
  • Оверс ЛТД
  • Пятерка и К
  • Санкт-Петербург-90
  • Сервис
  • Тех Центр
  • Эльфарм
  • Форма входа
    Поиск
     Статьи
    Главная » Статьи » Региональные вести » Центральный ФО

    ЭКЛЗ: прогресс в борьбе против черного нала
    Как платить поменьше налогов? Этот вопрос будоражит сознание розничных предпринимателей не первый год. Ответ, который сразу же приходит на ум каждому нормальному человеку, – уменьшить налогооблагаемую базу, то есть оборот. В магазине самая главная стратегически важная точка, через которую проходит весь оборот и который его фиксирует, – это кассовый узел. И самый простой способ снижения налогооблагаемой базы – это те или иные манипуляции с кассой. Новая налоговая разработка – ЭКЛЗ – как раз и призвана сделать невозможными любые манипуляции с кассой.
    Российские торговые компании за долгие годы борьбы с налоговой инспекцией в совершенстве освоили искусство подтасовок кассовых данных. Государственные органы в свою очередь постоянно предпринимают разные действия, чтобы поставить под свой контроль кассовые аппараты.
    Например, в них устанавливаются по две бумажные ленты: на одной пробиваются чеки для покупателей, на другой фиксируются чеки для возможной проверки налоговыми органами. Впрочем, бумажную ленту всегда можно перебить. Для того чтобы сделать невозможными манипуляции с показаниями касс, были использованы достижения технического прогресса и для фиксации показаний касс ввели платы фискальной памяти, в которой в электронном виде сохраняются все расчетные операции. Но, как оказалось, специально обученные специалисты могли за определенную плату взломать ее и изменить показатели фискальной памяти. В результате оборот торговой точки, парикмахерской или автосалона мог уменьшаться в разы, демонстрируя деятельность предприятия на грани рентабельности.
    Для того чтобы воспрепятствовать проникновению к внутренностям кассового аппарата, бумажной ленте, плате фискальной памяти, всех, кроме специально уполномоченных на это специалистов, кассы опломбировываются, а также вводятся специальные голограммы, которыми кассы оклеиваются. Но всегда находились способы обойти эти препятствия. Можно сказать, что существовал целый бизнес по изменению показаний контрольно-кассовых аппаратов, в котором были свои бизнес-структуры, свои специалисты, свои расценки и тарифы. Конечно, все это происходило нелегально. Надо отметить, что свою долю в этом бизнесе получали и нечистые на руку работники налоговых структур, которые за определенную плату закрывали глаза на различные манипуляции компаний.
    Но прогресс не стоит на месте, и специальные учреждения не дремлют. Чтобы усовершенствовать контроль государственных органов над предприятиями, в которых происходят наличные расчеты и установлены кассовые аппараты, и поставить окончательный барьер для возможных манипуляций с контрольно-кассовой машиной (ККМ), в недрах ныне упраздненного Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ) было разработано фискальное устройство под названием "Электронная контрольная лента защищенная” (ЭКЛЗ).
    Это небольшая коробочка, которая соединяется с последовательным портом ККМ. В нее передается информация по каждому чеку и закрытию фискальной смены. Полученные данные шифруются по специальному алгоритму, который был также разработан в ФАПСИ. Благодаря этому показания ленты нельзя изменить, и контролирующие органы могут проверить реальный денежный поток, прошедший через кассу. С помощью специального оборудования или средствами самой ККМ по ЭКЛЗ могут сниматься отчеты. Находится устройство внутри опломбированного кожуха кассы.

    Тонкости работы

    При установке ЭКЛЗ в кассовый аппарат ее необходимо активировать с помощью специальной процедуры, в результате чего она "привязывается” к фискальной памяти кассы, и в случае подмены ЭКЛЗ работа кассы блокируется. При заполнении памяти ЭКЛЗ заменяется на другую, а заполненная лента хранится на предприятии, так же, как это принято для бумажных контрольных лент. Обслуживание ЭКЛЗ – установку и замену – осуществляет только сотрудник ЦТО.
    Как сообщил Игорь Вольфсон, заведующий Лабораторией эталонных образцов контрольно-кассовых машин, емкость памяти ЭКЛЗ составляет 4 мегабайта. Средний чек занимает в ЭКЛЗ около 20 байт, минимальный – 7 байт.
    Таким образом, ЭКЛЗ может хранить около
    200 тыс. средних чеков и свыше 500 тыс. минимальных. В подавляющем большинстве случаев за смену оформляется не более 500 средних чеков, то есть памяти ЭКЛЗ хватает на 400 смен (не менее 13 месяцев при односменной работе). Помимо ресурса памяти, ЭКЛЗ имеет и временной ресурс, равный одному году с момента активации.

    Этапы внедрения
    Продвижением этого устройства занималась Государственная межведомственная экспертная комиссия по контрольно-кассовым машинам (ГМЭК), которая приняла решение о том, что все кассовые аппараты должны быть оснащены ЭКЛЗ. С 1 июля 2002 года было прекращено внесение в Реестр новых моделей ККМ, если они не оборудованы ЭКЛЗ. С 1 января 2003 года ГМЭК рекомендовала налоговым инспекциям не принимать к регистрации кассовые аппараты без ЭКЛЗ. Весной 2004 года в ходе административной реформы комиссия была расформирована, но дело ЭКЛЗ не было забыто. 1 октября 2004 года был перейден окончательный "Рубикон”, с этого дня налоговые инспекции могут регистрировать только кассы, оборудованные ЭКЛЗ. Кассы без ЭКЛЗ можно использовать только в том случае, если они были зарегистрированы ранее 1 октября, и до истечения срока их амортизации или перерегистрации юридического лица.

    Финансовый аспект
    Последствия внедрения такого устройства, как ЭКЛЗ, ожидаются самые значительные. И прежде всего финансовые.
    Как сообщил Игорь Вольфсон, в протоколе ГМЭК от 26.02.2003 №1/73-2003 принята к сведению информация, что стоимость ЭКЛЗ не может превышать $120 в рублевом эквиваленте. После проведения конкурса по размещению заказа на производство и поставку ЭКЛЗ возможно уменьшение ее стоимости.
    Но надо полагать, что при покупке ЭКЛЗ непосредственно магазинами стоимость ее увеличится еще больше. Кроме того, помимо стоимости устройства, нужно доработать сам кассовый аппарат под ЭКЛЗ, необходимо усовершенствовать фискальную память кассы для ее работы с ЭКЛЗ, сделать специальное программное обеспечение и после этого еще пройти все необходимые процедуры для регистрации усовершенствованной ККМ. Это все неизбежно приведет к удорожанию самого кассового аппарата, а также к определенному увеличению стоимости услуг специалистов, обслуживающих кассы. При этом ЭКЛЗ в независимости от того, оказалась она заполненной или нет, обязательно должна ежегодно сменяться, а это значит, каждый год должная покупаться новая.
    Если на фоне общей цены POS-терминала удорожание кассы не является значительным, то стоимость кассовых аппаратов, применяемых в мелких торговых точках – на рынках, в киосках, увеличивается в разы: с 2 тыс. рублей до 6–7 тыс. рублей. Технические нововведения ударят прежде всего именно по ним.
    Надо отметить, что введение ЭКЛЗ направлено против тех, кто не брезговал перебивать контрольные ленты и менять данные фискальной памяти. Между тем это дело довольно дорогостоящее, не каждый может себе позволить вызвать специалиста, который проникнет внутрь кассового аппарата для доступа к плате памяти. Этим могли заниматься только предприятия, у которых достаточно большой оборот, чтобы это было выгодно, и образуется много кассовых чеков, что облегчает возможность манипулирования показаниями кассы. Но ударит это новшество по мелким фирмам, которым заниматься подтасовками с кассовыми данными просто не было смысла. Если они и уходили от налогов, то совершенно другими способами.
    Есть еще и другая проблема. ЭКЛЗ предназначена для контроля оборота, с которого высчитываются налоги. Между тем многие небольшие компании, частные предприниматели используют упрощенную систему налогообложения – "вмененку”, где налог не зависит от оборота. Но они тоже используют кассы, и таким образом обязаны приобретать кассовые аппараты, модифицированные под использование ЭКЛЗ, и ежегодно тратить более $100 на смену контрольной ленты. Получается, что предпринимателей, сидящих на "вмененке”, обрекли на излишние и бессмысленные затраты. Впрочем, как отметил Игорь Вольфсон, это необходимо в независимости от формы налогообложения для обеспечения достоверного учета денежных средств, как в целях защиты прав потребителя, так и в целях возможной корректировки ставок той же "вмененки”.
    Возможно это не ошибка государственных органов, а специальное нововведение, направленное на повышение цены работы и услуг в розничном бизнесе. При современном акценте на постепенное сокращение стихийной, неорганизованной торговли, осуществляющейся на мелкооптовых рынках, и стимулировании развития цивилизованной торговли, введение ЭКЛЗ может иметь далеко идущий, стратегический смысл.

    Законодательная база

    Кроме финансовых, введение ЭКЛЗ может принести и техническо-практические проблемы. ЭКЛЗ – абсолютно не контролируемое извне устройство. Как отмечают многие участники розничного рынка, это "черный ящик”, который неизвестно как работает и в который нельзя заглянуть. С одной стороны, это соответствует цели ЭКЛЗ – иметь высокий уровень защищенности. Но с другой – приводит к тому, что закрытость устройства не дает возможности что-либо исправить или починить в случае ошибки работы ленты. А сбои неизбежны, как в работе любого технического устройства, сделанного людьми. Правда, как считает Игорь Вольфсон, со временем проблем с работой ЭКЛЗ будет все меньше, сбои бывают в работе любого устройства и ЭКЛЗ не исключение. Варианты возможных неисправностей ККТ с ЭКЛЗ, их проявление и методы устранения изложены в технической документации. Частота сбоев конкретных моделей ККТ с ЭКЛЗ зависит от степени отработанности схемотехнических и программных решений этой модели и, безусловно, будет снижаться по мере накопления опыта эксплуатации данных моделей.
    Между тем в результате сбоя техники пострадает предприниматель или компания, потому что, если это приведет к разнице в показаниях бумажной ленты, фискальной памяти и ЭКЛЗ, у налогового инспектора неизбежно возникнут различные подозрения. Так что придется "договариваться с таможней”. ЭКЛЗ – "черный ящик” не только в техническом отношении, но и в юридическом. На самом деле, нет никаких законодательных и правовых документов, которые регулировали бы использование этого устройства.
    Игорь Вольфсон из нормативно-правовых документов, регулирующих работу ЭКЛЗ, сослался только на поручение Президента РФ от 13 декабря 2001 года № Пр-2184 об обеспечении целостности и достоверности фискальных данных контрольно-кассовых машин с помощью средств криптографической защиты фискальных данных, согласно которому проводились работы ГМЭК и ФАПСИ по внедрению ЭКЛЗ, а также на запрет регистрировать после 1 октября 2004 года кассы без ЭКЛЗ.
    В одной из налоговых, куда мы обратились, ничего не смогли сказать конкретного, ни каким документом регулируется работа таких ККМ, ни каким образом будет контролироваться их работа. Сказали: "Вы устанавливайте кассы, а мы придем и все расскажем”.
    Как отметил представитель одной из торговых сетей, никому не известно, что такое ЭКЛЗ, зачем она, как с ней работать. Более того, этого никто не знает в самих налоговых, потому что нет ни организации, которая этим бы занималась, ни специалистов по самому устройству. Рынок в ожидании, что будет дальше. Те, кто могут пока обойтись без касс с ЭКЛЗ, стараются обойтись, например, устанавливают в новых магазинах кассы, приобретенные и зарегистрированные ранее 1 октября (или если удастся договориться, регистрируют кассы задним числом), остальные устанавливают новые модели кассовых аппаратов.
    – Мы уже установили несколько касс с ЭКЛЗ, особых проблем пока не возникло, процедура отчетности не усложнилась, отчеты как снимались, так и продолжают сниматься, просто информация еще пишется на очередной блок, – отмечает Анатолий Афанасенков, генеральный директор сети "Марка”. – Но пока нет никакого опыта: что такое вообще ЭКЛЗ, как это будет работать, кто будет контролировать. Мы приняли это как должное, с точки зрения документооборота и бизнес-процессов введение ничего не изменило, а с точки зрения внешнего контроля мы пока ничего сказать не можем, потому что не знаем.
    Предполагается, что до конца года правительство должно принять закон или правовые акты, регулирующие использование ЭКЛЗ. Оперативность нашего правительства хорошо известна, это значит, что еще долгое время рынок будет действовать в режиме неопределенности. Поскольку уже сейчас очевидны проблемные моменты в использовании ЭКЛЗ, можно предположить, что решения по этому устройству будут пересмотрены или отложены. Тем более, что такие слухи на рынке ходят. Мол, система настолько сыра и неотработанна как в техническом, так и в юридическом отношении, что государство подождет немного. Впрочем, вряд ли это дело позволят спустить на тормозах, слишком серьезные люди занялись проблемой.
    Об этом свидетельствует письмо директора ФСБ Николая Патрушева председателю Государственной думы Борису Грызлову. В письме говорится о проблеме "черного нала”, наносящего серьезный экономический ущерб государству и служащего одним из основных источников финансирования преступных организаций экстремистской и террористической направленности.
    По мнению Патрушева, основным барьером неучтенных денежных средств должна стать контрольно-кассовая техника, фискальные данные которой защищены шифровальными средствами, поэтому ФСБ совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти была разработана соответствующая кассовая техника. В связи с этим ФСБ обратилось в Госдуму с пакетом предложений по изменению законодательства, которые должны более четко установить ответственность за незаконное вмешательство в работу контрольно-кассовой техники, а также создать инструменты регулирования в сфере ее разработки, производства и обслуживания. В частности, в законе о применении контрольно-кассовой техники фискальные данные определяются как информация о денежных расчетах, защищенная шифровальными средствами. То есть фискальные данные терминологически жестко привязываются к средствам защиты, то есть фискальная память является таковой только вместе с ЭКЛЗ. Контрольную ленту предлагается хранить 5 лет. Комментарии, как говориться, излишни.

    Кому это выгодно?

    Уже сейчас можно сказать, кому сразу и непосредственно пойдет на пользу введение ЭКЛЗ. Компании "Тензор” – производителю этих устройств, являющейся, по сути, монополистом. Введением ЭКЛЗ был создан огромный рынок: в стране около 2 млн кассовых аппаратов, отпускная стоимость одной ЭКЛЗ – $120 (для магазинов это, конечно, будет дороже). Поскольку заменять устройство надо ежегодно, то объем этого рынка составляет как минимум $240 млн в год. Неплохой бизнес, не правда ли? Кроме того, на этом рынке также будут кормиться сотрудники организаций, обслуживающих работу касс, а также огромное число представителей налоговых органов. Отсутствие на текущий момент четкой правовой базы, неясность, что собой представляет ЭКЛЗ, предоставляет большие возможности для произвола.
    Кроме того, появится отдельный бизнес по взлому ленты, а поскольку уровень сложности вместе с ценой риска растет, то стоимость услуг на этом рынке будет достаточно высока. И за все это придется расплачиваться конечным потребителям.
    Надо отметить, что желающих взломать ЭКЛЗ будет достаточно, и первые в этой очереди – специалисты, обслуживающие кассы. Многие эксперты отмечают нестабильность работы ЭКЛЗ. Для того чтобы это устройство тем не менее нормально функционировало, техникам нужно будет узнать, как оно устроено, чтобы обеспечить ее работу.
    Кроме того, не надо забывать, что использование ЭКЛЗ – это повышение входного барьера для работы на рынке, и устройство ударит прежде всего по мелкому бизнесу, что выгодно для крупных сетей и компаний. Ведь они смогут переложить стоимость ЭКЛЗ на плечи конечных потребителей и поставщиков продукции.
    Вполне возможно, что при всех своих минусах, внедрение ЭКЛЗ будет содействовать не только сбору налогов, но и развитию цивилизованной розницы. А также прогрессу российской электроники, но вряд ли это развитие будет успешным в условиях монопольного рынка.
    Вообще, многие отмечают, что технический путь развития систем контроля – это тупиковый путь. Для того чтобы он работал эффективно, необходимо ужесточение мер против тех, кто будет пытаться обмануть их. Между тем этого ужесточения было бы достаточно и без ЭКЛЗ, намного проще улучшить контроль за использованием обычных касс.

    Андрей Черкасов
    Мое Дело. Магазин
    Категория: Центральный ФО | Добавил: Пятерка (19.10.2010)
    Просмотров: 2433 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    СПб ОС по ККТ © 2024
    Наш опрос
    Создание общероссийского объединения сервисных центров, занимающихся онлайн-ККТ
    Всего ответов: 141
    Статистика

    Онлайн всего: 4
    Гостей: 4
    Пользователей: 0
    Бесплатный хостинг uCoz