Суббота, 27.04.2024, 02:15
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
История отрасли [8]
Региональные вести [31]
Заграничные вести [9]
Производители ККТ [15]
Рекомендуем ЦТО ККТ
  • Аманит
  • Оверс ЛТД
  • Пятерка и К
  • Санкт-Петербург-90
  • Сервис
  • Тех Центр
  • Эльфарм
  • Форма входа
    Поиск
     Статьи
    Главная » Статьи » История отрасли

    Паспортизация: конфликт на почве добрых намерений
    Елена Горелкина
    Ольга Семенова
    Торговое оборудование № 3 (45)

    Очень полезный законопроект, нужное дело, ответственный процесс, непродуманное решение, бесполезная акция, бред - все это определения, которыми уже несколько месяцев награждают паспортизацию ККМ (или, по другому, эталонизацию) разные люди. Сегодня мы подробно расскажем об этой акции, придуманной Государственной межведомственной комиссией.
    Из истории:
    Почти год назад в начали носиться слухи о том, что ГМЭК намерена собрать полную информацию об эталонных версиях кассовых аппаратов. На наш вопрос о том, зачем это делается и чем для всех закончится, осведомленные люди отвечали: "Об этом говорить рано. Не будем нервировать и пугать людей".
    В конце прошлого года эта инстанция выработала документ - протокол ГМЭК 3/57-2000 г. В параграфе III, в пунктах 2 и 3, сказано, что в ближайшее время начнется освидетельствование эксплуатируемых контрольно-кассовых машин на соответствие их эталонным версиям, то есть паспортизация. Как бы ни был тяжел стиль документа, вчитайтесь во фрагмент протокола - скорее всего, это касается и вас:
    "Генеральным поставщикам разработать и в срок до 1 марта 2001 года передать в центры технического обслуживания методики освидетельствования эксплуатируемых ими кассовых машин на соответствие их эталонным версиям.
    Центрам технического обслуживания в срок до 1 июля 2001 года обеспечить по методикам генеральных поставщиков доработку обслуживаемых ими кассовых аппаратов, не соответствующих эталонным версиям. По методикам, полученным от Лаборатории эталонных образцов ККМ, центры должны провести освидетельствование всех обслуживаемых кассовых машин на соответствие их эталонным версиям и выдачу специального паспорта на каждую ККМ.
    Ответственность за своевременное освидетельствование эксплуатируемых ККМ возлагается на пользователей контрольно-кассовых машин, центры технического обслуживания и генеральных поставщиков". (Более подробную выдержку из протокола смотрите на www.torg.spb.ru, в разделе "Ссылки"/ККМ).
    Работников ЦТО охватило беспокойство: во сколько обойдется паспортизация? Как внушить предпринимателю, что она нужна? Сколько в действительности она займет времени? Как проделать эту работу без ущерба для основной своей деятельности? Словом, возникло множество вопросов, а ответов на них в протоколе ГМЭК не нашлось.
    28 февраля текущего года в Москве состоялось заседание Российской ассоциации ЦТО ККМ. На него пригласили представителей ГМЭК, налоговой инспекции и Министерства экономики, чтобы расставить точки над i в вопросе о паспортизации ККМ. В надежде услышать разъяснения, на заседание съехались представители ЦТО со всей России. Обсуждались разные вопросы, поэтому мы предлагаем вам выдержки из выступлений, касающиеся именно паспортизации.

    Марина Борисовна ЯРОШЕВСКАЯ, руководитель Лаборатории эталонных образцов ККМ, описывает порядок паспортизации:
    - Почему мы должны провести эталонизацию? После того как мы получаем от поставщика эталонный образец, он на местах подвергается мутации. Изменения не всегда плохи или незаконны: бывает, что в отдаленном регионе не достать нужных деталей; случается, что сам производитель хочет сделать кассу удобнее и модифицирует ее. Но часто пользователи по всем правилам проводят регистрацию, потом зовут хакера (а это сегодня очень грамотные люди), который дорабатывает кассу так, чтобы в фискальную память попадала откорректированная предпринимателем сумма. Эталонизация нацелена на то, чтобы защитить пользователя, у которого стоит законная касса; ЦТО, которое на законных основаниях эту кассу обслуживает, а также поставщика, который выпустил ККМ и не приветствует ее нелегальные модификации. Нам очень важно, чтобы закон защищал интересы добросовестных пользователей и ЦТО.
    В августе 2000 было вынесено основополагающее решение о создании банка эталонных версий ККМ. Оно содержит следующие нововведения:
    Узаконено внесение изменений в конструкцию и программное обеспечение ККМ. Раньше все они делались де-факто, а теперь будут вноситься де-юре. Теперь генеральный поставщик, желающий усовершенствовать свою кассу, должен обратиться в ту же организацию, в которой проходил экспертизу, и показать коррективы, которые он вносит. Если они не предусматривают изменения кассовых функций аппарата, то в этом случае даже новая версия не образуется. Просто техническое нововведение (например, процессор, клавиатура) обозначается в специальном документе своим номером. Если же кассовые функции затрагиваются, образуется новая версия кассы. Документ, в котором описана эта процедура, был принят в августе 2000 года и называется "О порядке внесения изменений в ККМ".
    Другой, под названием "Ведомость версий", был утвержден в это же время. Хотелось бы кратко остановиться на признаках, которые в нем описаны как версиеобразующие. Их всего пять. Новая касса образуется, если в старой серьезно изменена:
    • системная плата;
    • печатающее устройство; 
    • дополнительные устройства, которые включаются под кожух машины (установка связи с компьютером, расширение памяти в больших пределах),
    • пакет прикладных программ (для активных касс),
    • фискальная память (если она претерпевает принципиальные изменения: контроллер отделяется от накопителя, размещается на системной плате и т. д.).
    Не надо нагнетать обстановку и говорить, что сочетаний будет столько, что придется ввести в работу тысячи версий касс. Нашей лаборатории поручена экспертиза 62 моделей кассовых аппаратов. Прошла через организацию 51 модель, но больше 8-10 версий не было ни у одной.
    На основании "Ведомости версий" выпускается паспорт. Он печатается в специальной типографии на бумаге с несколькими степенями защиты. Идут разговоры о том, что в июне паспорт появится на Митинском рынке. Будьте осторожны: у проверяющих органов есть средства, чтобы выявить подлинность этого документа. Паспорт будет стоить 32 рубля 50 копеек без НДС.
    Вот алгоритм паспортизации: ЦТО получает от генерального поставщика ведомость версий. Поскольку недавно в массовом порядке каждый центр проводил проверку исправности обслуживаемых касс, сотрудники могут быстро определиться, сколько и каких машин требуют доработки для паспортизации, а также сколько версий вообще обслуживается. Выяснив это, надо заказать паспорта с указанием номеров версий для определенных моделей. Как только это будет сделано, ЦТО получает от Лаборатории эталонных образцов методику освидетельствования ККМ. Это серьезный документ, который должен впоследствии защитить законопослушные ЦТО и пользователей. Касса пользователя освидетельствуется по этой методике. После этого заполненный паспорт отдают владельцу кассового аппарата, а копия остается в ЦТО.
    Информацию из нижнего раздела паспорта центр технического обслуживания может отправить к нам, в лабораторию. Если у пользователя после выдачи паспорта возникнут проблемы - например, с налоговой службой, и он скажет, что паспорта не получал - мы выступим в роли третейского судьи - найдем в электронном архиве информацию от ЦТО и засвидетельствуем, что центр полностью чист перед законом.
    Что касается остальных аспектов, мне кажется, что начинать работу нужно немедленно, а потом по ходу дела корректировать процесс, как мы это сделали, когда готовились к деноминации. Мы должны навести порядок и защитить себя, поскольку кассовое дело сегодня под угрозой.
    После этого выступления собрание как будто покатилось под уклон. Представители ЦТО начали задавать вопросы, на которые ни у кого в президиуме не было ответа, и вносить предложения, на которые представители власти отвечали дружным молчанием.

    Владимир Алексеевич ВОРОБЬЕВ, ЦТО "Торгтехника", Пермь

    - Для обеспечения выполнения сроков эталонизации, установленных ГМЭК, предлагаю направить в Министерство по налогам и сборам просьбу, чтобы оно разослало по своим региональным службам график прохождения паспортизации в ЦТО. Может показаться, что тем самым центры технического обслуживания хотят переложить с себя часть проблем на постороннее ведомство. Но это не так: просто пользователи ККМ, владельцы магазинов не реагируют на уведомления ЦТО - им нужно предупреждение более серьезной организации.

    Владимир Кузьмич ШВЕД, ЦТО "Этим", Санкт-Петербург:

    - Государство подарило нам этот бизнес. А теперь, когда касса не выполняет своего назначения, оно может сказать: "Я тебя породил, я тебя и убью". Сегодня центры технического обслуживания должны обратить внимание на организацию своей работы и дать установку сотрудникам на честную работу, иначе здесь и паспортизация не поможет. Часто и отдельные механики, и ЦТО считают скручивание касс выгодным для себя бизнесом. В каждом городе необходимо учредить организацию, в которой регистрировались бы все без исключения механики центров технического обслуживания ККМ. И если кто-то из них попадется на скручивании касс, его имя должно быть занесено в "черный список", чтобы мошенник больше не смог устроиться на работу по этой специальности.

    Владимир Викторович УБИЙКО, ЦТО "СТЦ", город Шахты:

    - Хочу обратить внимание присутствующих на то, что кассовый аппарат нуждается не только в паспорте как в средстве защиты. Проводя огромную работу по эталонизации, мы оставляем корпус кассы голым. Надо рассмотреть вопрос о наличии пломбы на шве кожуха кассового аппарата. Ведь пластилиновая пломба, которая используется сегодня, открывает путь к мошенничеству невзирая ни на какие документы, приложенные к кассе.

    Сергей Александрович ДЕНИСОВ, директор ЦТО "ОСТ", Калужская область, г. Обнинск (многим известен как ведущий популярной конференции для кассовых механиков в Интернете):

    - По действующим нормативным актам, участие налоговой инспекции в процессе паспортизации не предусмотрено. То есть контроль версии ведут два человека - мастер и владелец. Однако пароль налогового инспектора в ЦТО не передается. Пока это не будет сделано, паспортизация невозможна.
    Эталонизация, предположим, пройдет. А как быть с техническими и программными ошибками в кассовом аппарате, которые выявятся после паспортизации? Кто понесет ответственность, если они там есть?
    Кроме того, в положении о паспортизации не прописан механизм дальнейшего улучшения кассового аппарата. Получен паспорт, но появились новые версии. Нужно делать в документе отметку, что версия заменена? Или требуется новый паспорт?

    Сергей Алексеевич БУШИН, заместитель генерального директора курского завода "Счетмаш":

    - Наше предприятие за время своей работы выпустило около 850 тысяч кассовых аппаратов, а это каждая третья ККМ в России. Теперь встал вопрос о том, что весь этот парк нужно проверить на соответствие эталонным версиям. Но как 12 моделей, которые имеют 40 модификаций и 300-400 исполнений, привести к единому знаменателю?
    Бороться со скручиванием запретительными методами невозможно, ведь технические требования для ККМ написаны с изъяном, а поставщиков столько, что некоторых даже найти не могут. Сейчас достаточно иметь 10-20 тысяч долларов, чтобы начать производить кассовые аппараты. Невозможно защитить паспортом машину, которая изначально сделана настолько ненадежно, что ее можно скручивать, едва достав из упаковки.
    Кроме того, представьте ситуацию: наступает указанный законом срок, механик ЦТО идет к директору магазина и говорит: "Ты платишь нам 50 долларов, а мы тебе кассовый аппарат доработаем и паспорт дадим". Директор отвечает: "Нет, я не буду платить!" - "Снимем с регистрации!" - говорит представитель налоговой инспекции, не обнаружив паспорта. "Снимайте!" - не боится директор и тут же подает исковое заявление в суд. Он аргументирует свой отказ так: "На каком основании я должен что-то доплачивать, если я купил аппарат, который есть в реестре и нормально работает? Хотите паспортизировать - делайте это за свой счет". На сегодняшний день я не вижу механизма, который позволил бы провести эталонизацию без этих проблем. Юридического основания нет. А если оно разрабатывается, то почему никто о нем не говорит? Налоговая инспекция согласна помогать ЦТО, но не собирается никого из пользователей обязывать к паспортизации, поскольку прекрасно понимает, что это незаконно.
    И потом, даже если забыть про доведение кассы до эталонного образца за 50 долларов, плюс к этому сам паспорт стоит 32 рубля 50 копеек. Их же нужно с кого-то взять. А как это сделать?
    Завод "Счетмаш" предлагает следующий выход. С 1 марта этого года мы будем писать паспорт эталонной версии на каждую ККМ, которая сходит с нашего конвейера. Закажем его в нашей типографии, отпечатаем и будем за 2 копейки вкладывать его в упаковку с аппаратом. Ведь в протоколе ГМЭК написано: "Генеральные поставщики могут заказывать паспорта в Лаборатории эталонных образцов". Значит, они могут делать это и в другом месте. (Смех в зале.)
    Если нас обяжут покупать именно их паспорт, мы еще посмотрим, насколько это законно. Но "Счетмаш" не хочет иметь отношение к проблемам, которые у вас начнутся в связи с приобретением паспортов.
    После этих слов Сергея Александровича из президиума настоятельно просят уйти со сцены, однако зал вступается за него и просит выделить ему дополнительное время.
    Я представляю себе, что такое кассовый аппарат. Чтобы его доработать, изменить программное обеспечение, нужно вскрыть корпус, снять ПЗУ, куда-то отнести, перепрограммировать. А есть ли программатор? Есть ли нужная версия ПО? Заработает ли с ним касса с первого раза? Этот процесс может затянуться. Чтобы паспортизировать весь нынешний парк ККМ, нужен, как минимум, год.
    Сергею Александровичу снова напоминают о регламенте, затем просят не критиковать, а выносить конкретные предложения.
    Предлагаю, во-первых, избрать группу специалистов и поручить ей разработать новые технические требования, которые исключили бы несанкционированный доступ к фискальной памяти. Есть несколько способов, которые позволяют защитить ККМ физически.
    Во-вторых, надо ужесточить порядок введения в Государственный реестр кассовых аппаратов.
    В-третьих, следует провести перепроверку и лицензирование генеральных поставщиков, а особое внимание обратить на наличие производственной базы, конструкторских служб и инструментального производства.
    В-четвертых, необходимо радикально пересмотреть перечень уже существующих кассовых аппаратов, и те машины, которые наиболее адаптированы и подвержены скручиванию, исключить из реестра. (Информация о таких машинах есть у налоговых служб).
    Кроме того, нужно возложить ответственность на генеральных поставщиков и аккредитованных ими ЦТО за обеспечение защиты ККМ, находящихся у них в эксплуатации. Каждый производитель знает слабые места своей техники. Он должен будет разработать методики, правила и технологии, которые помогли бы работникам ЦТО ее защитить. Паспортом машину не уберечь - нужно предлагать что-то другое.
    По этой инструкции кассу можно будет проверить и закрыть наиболее надежным способом. А если затем в ходе проверки обнаружится, что такая касса скручена при сохранности всех пломбирующих устройств, надо отправлять ее на экспертизу и требовать исключения из реестра. И только затем наказывать ЦТО.

    Аплодисменты в зале

    Константин Николаевич ПАРМЕНЕНКО, заместитель председателя ГМЭК:

    - Ну вот, встал вопрос о том, нужна ли паспортизация. Вы, наверное, думаете: "Как лихо он их всех тут срезал!" Объяснили нам, что для того, чтобы стать генеральным поставщиком, нужно заплатить кому-то 20 тысяч долларов. Кстати, господин Бушин, вы кому заплатили эти деньги? (Сергей Алексеевич из зала объясняет, что платить их надо не конкретному человеку, а нескольким чиновникам из разных инстанций). Обратите внимание, мне господин Бушин не платил!
    Между тем, вопрос стоит серьезный: быть кассовым аппаратам или нет. Ни одна из касс, которые "Счетмаш" выпускает сегодня, не соответствует модели, введенной в Государственный реестр. Что же делать? Считать эти кассы незаконными? Признать, что вы занимаетесь нелегальным предпринимательством, которое уголовно наказуемо? Или лишить вас права быть генеральным поставщиком? Поставить другого дядьку над вашим заводом, чтобы он смотрел, насколько ваши кассы соответствуют заведенным в реестр? Или мы все-таки попробуем разрешить эту проблему конструктивно? Паспортизация - один из способов это сделать.
    Тон Николая Константиновича тут же подхватили остальные члены президиума. Кто-то ругал "Счетмаш" как один из самых отсталых заводов, кто-то хвалил слушателей, воздержавшихся от аплодисментов Бушину. Одна известная руководительница в сердцах высказала массу претензий к качеству аппаратов курского завода и объявила всех собравшихся не слишком честными людьми. Только такие, мол, могут аплодировать подобным выступлениям. Явно оскорбленные слушатели вскоре удалились, пожав руку Сергею Алексеевичу.
    Категория: История отрасли | Добавил: Пятерка (16.10.2010)
    Просмотров: 2166 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    СПб ОС по ККТ © 2024
    Наш опрос
    Создание общероссийского объединения сервисных центров, занимающихся онлайн-ККТ
    Всего ответов: 141
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Бесплатный хостинг uCoz