"...Государственная межведомственная экспертная комиссия по ККМ своими решениями определила необходимость проведения до 01.07.2001 модернизацию ККМ. Однако по своим масштабам и затратам она даже превосходит деноминацию. Эта обязательная модернизация затрагивает интересы как владельцев ККМ, так и производителей. И обязывает всех владельцев ККМ провести модернизацию, даже если ККМ допущена к применению. Причем в нашем городе это делает только одна фирма и за немалые деньги. Разве какая-то комиссия может принимать решения, обязательные для всех плательщиков?..." Из письма Ю.В. Кошкина, г. Санкт-Петербург
Решения, о которых пишет наш читатель, приняты ГМЭК протоколами от 08.08.2000 № 3/57-2000 и от 15.06.2000 № 2/56-2000. "Доведены до сведения" эти решения письмами МНС России - от 20.07.2000 № ВНК-6-16/549 и 01.09.2000 № ВТ-6-16/713. Причем решения ГМЭК изменяют требования к эталонным версиям ККМ. И обязывают доработать эксплуатируемые модели ККМ, уже включенные в Государственный реестр ККМ. То есть те машины, которые уже допущены к применению. Срок - до 1 июля 2001 года. Ответственность за своевременное освидетельствование эксплуатируемых ККМ на соответствие эталонных версиям возлагается на пользователей ККМ, центры технического обслуживания и генеральных поставщиков. Если же пользователь ККМ будет применять ККМ, не соответствующую эталонной версии (то есть не доработанную), его могут привлечь к ответственности. Кроме того, если генеральный поставщик не предоставит документы, подтверждающие соответствие "его" ККМ эталонным версиям, модель ККМ будет исключена из Государственного реестра. А налоговые органы вообще будут снимать с учета после 01.07.2001 ККМ, не соответствующие эталонной версии. В общем, основная "тяжесть" этого решения на самом деле ложится на плечи пользователей ККМ. Им надо позаботится о том, чтобы доработать свою машину, да еще и деньги за это заплатить. За разъяснениям мы обратились в Министерство РФ по налогам и сборам. Нам сказали так: - Конечно, введение такой обязанности неправильно. Субъектам диктуется обязательное применение определенных моделей машин, модифицированных в соответствии с протоколом комиссии. Это не совсем корректно. Причем такие же условия диктуются и органам власти. В итоге у владельца ККМ возникают обязанности, установленные не законом, а органами власти. И если владелец ККМ не выполнит требования ГМЭК, для него наступят негативные последствия. Вместе с тем такая обязанность не следует ни из каких законодательных актов. Но этим дело в МНС и ограничилось. Хоть представители налоговых органов и говорят, что такое обязание "некорректно", МНС продолжает рассылать протоколы ГМЭК. Юристы же придерживаются более жесткой позиции. Вот что нам пояснили юристы ЗАО "Союзаудит"Алексей Золотарев и Александр Сахарнов. Протокол ГМЭК № 3/57-2000 установил обязанность генеральных поставщиков моделей ККМ представить в Лабораторию эталонных образцов ККМ перечень версий моделей ККМ, предлагаемых для включения в банк эталонных версий. Кроме того, протокол обязал ЦТО доработать ККМ, не соответствующих эталонным версиям, в определенные сроки. А пользователи ККМ, соответствующих эталонным версиям, должны оснастить их средствами визуального контроля. А еще ГМЭК определил ответственности за своевременное освидетельствование эксплуатируемых ККМ на соответствие их эталонным версиям! Поэтому отдельные пункты решения ГМЭК имеют нормативный характер. Они обращены к неопределенному кругу лиц и направлены на неоднократное применение. Порядок вступления таких решений ГМЭК в силу должен определяться Указом Президента РФ от 23.05.96 № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти". Если же нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти не прошли государственную регистрацию, а также были зарегистрированы, но не опубликованы, они не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу (п. 10 Указа). Решение ГМЭК не представлялось на регистрацию в Минюст и не было официально опубликовано. Вместе с тем Положение о Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам (утв. Постановлением СМ РФ от 09.09.93 № 903; далее - Положение) установило порядок принятия решений этой комиссии и доведения их до сведения заинтересованных лиц. Так, решения ГМЭК оформляются протоколом. И доводятся до сведения членов Комиссии и других заинтересованных лиц путем рассылки материалов (п. 9 Положения). Очевидно, что нормы Положения противоречат Указу № 763. И, кроме того, вообще не ясно, как решение Комиссии может быть доведено до сведения неопределенного круга лиц путем рассылки! Надо отметить, что на самом деле в первую очередь полномочия ГМЭК определяются в соответствии с Законом РФ от 18.06.93 № 5215-I "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", а также Положением. ГМЭК имеет право: - определять и вносить в Государственный реестр модели ККМ, допускаемые к использованию на территории РФ; - организовать испытания и экспертизу ККМ на соответствие государственным стандартам РФ, техническим требованиям, требованиям нормативных актов, определяющих условия применения или параметры ККМ; Кроме того, комиссия вправе принимать обязательные решения по вопросам, связанным с установлением технических требований к ККМ, определением моделей, применением и техническим обслуживанием контрольно-кассовых машин. А требования к ККМ, включая порядок и условия их применения и регистрации, определяются Положением по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, утверждаемым Правительством РФ (ст. 3 закона о ККМ). Да, Правительство РФ передало эти полномочия все той же ГМЭК. Однако это вовсе не означает, что ГМЭК ничем не ограничена в принятии решений по этому вопросу. Так, предприятия могут использовать в своей деятельности исправные контрольно-кассовые машины, при определенных условиях (ст. 2 и 5 закона о ККМ). А именно: 1) модели этих ККМ допущены к использованию на территории РФ и внесены в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории РФ; 2) ККМ зарегистрирована в налоговых органах. Следует обратить внимание на то, что в Государственный реестр вносятся именно модели ККМ, соответствующие уже утвержденным ГМЭКом техническим требованиям. Таким образом, решения ГМЭК в той части, в которой они предусматривают доработку и переосвидетельствование уже допущенных в законном порядке к использованию на территории РФ ККМ, выходят за пределы полномочий ГМЭК. Они противоречат закону о ККМ и Положению по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утв. Постановлением СМ РФ от 30.07.93 № 745). Вооруженные аргументами юристов, мы решили выяснить, почему же решение ГМЭК не зарегистрировано, в Минюсте. Нам ответили так: - К нам неоднократно обращались организации с жалобами на действия ГМЭК, а также с просьбой произвести экспертизу решений комиссии. Но мы отказывали, поскольку решения ГМЭК формально не подлежат регистрации. Ведь это же не документы федеральных министерств и ведомств. Но вместе с тем нас и обнадежили в Минюсте. - Сейчас мы заинтересовались этой проблемой. Похоже, что комиссия превышает свои полномочия. Кроме того, МНС распространяет протоколы ГМЭК и руководствует ими в своей деятельности. И обязывает плательщиков исполнять предписания решений ГМЭК. Ну что ж, будем ждать, пока Минюст скажет свое "веское слово". А до тех пор, на наш взгляд, решение ГМЭК вполне можно оспорить в суде.
Материал подготовила Ю.В. Комиссарова, начальник юридического отдела "УНП"