ЗАКЛЮЧЕНИЕ об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1318 (далее – Правила проведения оценки регулирующего воздействия), проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – проект акта) и сообщает следующее. Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения повторно. Считаем необходимым отметить, что проект акта в представленной редакции значительно отличается по своему содержанию от редакции проекта акта, ранее представленной разработчиком на проведение оценки регулирующего воздействия письмом от 9 июня 2012 г. № 05-07-05/1-96. Вместе с тем ключевые риски реализации проекта акта, обозначенные в указанном заключении, в доработанной редакции проекта акта разработчиком не проработаны. Так, в новой редакции проекта акта выявлены следующие ключевые риски недостижения цели регулирования, заявленной разработчиком: 1. Цель проекта акта - развитие системы безналичных расчетов не будет обеспечена в полном объеме при выведении из-под действия регулирования, предусматриваемого проектом акта, более 66 % (1) предприятий розничной торговли, относящихся к микропредприятиям. Вместе с тем, в соответствии с данными Банка России (2), в 2012 году развитие инфраструктуры по приему платежных карт явилось одним из ключевых факторов, определяющих быстрый рост безналичных операций с их использованием (по сравнению с 2011 годом количество безналичных операций возросло в 1,7 раза, по объему операций - в 1,6 раза, количество устройств (3), используемых при оплате товаров и услуг платежными картами, возросло 27,5 % и на 1 января 2013 г. составило 904,3 тыс. ед.). Таким образом, в 2012 году можно отметить положительную динамику внедрения безналичных операций при оплате за товары (работы и услуги) в условиях отсутствия законодательно закрепленных требований об обязательном переходе на безналичную форму расчетов с использованием платежных карт. 2. Введение обязательного требования по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) с использованием платежных карт социально значимых платежных систем сопряжено с дополнительными издержками организаций розничной торговли (4) (осуществление сервисного обслуживания либо аренда оборудования для приема банковских карт к оплате (эквайринг) и уплата комиссионного вознаграждения за банковское обслуживание). Так, в соответствии с данными Росстата (5) за январь-ноябрь 2013 года оборот розничной торговли (6) составил 21,1 трлн. рублей. Учитывая, что проектом акта предполагается обязательное наличие возможности оплаты товаров с использованием платежных карт, с учетом минимального тарифа комиссии за банковское обслуживание по эквайрингу (0,5%-2% за транзакцию), при условии оплаты за товары по безналичному расчету в 100% случаев проведения торговых операций, максимальный совокупный объем расходов торговых организаций розничной торговли может составить (из расчета оборота розничной торговли по итогам 11 месяцев 2013 г.) от 105,5 до 422 млн. рублей. 3. Расходы на обслуживание, аренду оборудования для эквайринга и уплату комиссии за банковское облуживание, являющиеся обоснованными расходами организации розничной торговли в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, учитываются в торговой наценке товара, то есть являются составной частью его розничной цены. Таким образом, по мнению Минэкономразвития России, наличие дополнительной возможности оплаты товаров посредством использования платежных карт, являясь дополнительным конкурентным преимуществом торговой организации, должно обеспечиваться только на добровольной основе. Установление дополнительных требований к действующим правилам продажи товаров, установленных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (дистанционным способом, продажи товаров по образцам, отдельных видов товаров, комиссионной торговли непродовольственными товарами и т.д.), без приведения убедительных аргументов и обоснований экономических выгод и издержек от введения дополнительных административных барьеров не может быть поддержано. По результатам рассмотрения представленных разработчиком материалов, а также на основании сведений, содержащихся на Едином портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (regulation.gov.ru) установлено, что разработчиком в нарушение требований Правил проведения оценки регулирующего воздействия проект акта не был размещен на указанном официальном сайте для проведения оценки регулирующего воздействия. В целях повышения эффективности проведения этапа публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета и в соответствии с пунктом 11 Правил проведения оценки регулирующего воздействия считаем необходимым рекомендовать разработчику обеспечить направление уведомлений о подготовке проекта акта (1-й этап оценки регулирующего воздействия) и о размещении проекта акта и сводного отчета (2-й этап оценки регулирующего воздействия) в заинтересованные ассоциации и объединения, основным направлением деятельности которых является защита интересов организаций розничной торговли (7), потребителей (8), а также согласовать проект акта с федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими реализацию государственной политики в сферах внутренней торговли и государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей и правил продажи отдельных видов товаров. Учитывая вышеизложенное, Минэкономразвития России указывает на необходимость проведения оценки регулирующего воздействия проекта акта в строгом соответствии с процедурами, установленными пунктами 9-23 Правил проведения оценки регулирующего воздействия. После проведения указанных процедур проект акта и сводный отчет подлежат направлению в Минэкономразвития России для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия.
1. В соответствии с данными Росстата на конец 2012 год общее число организаций розничной торговли составило 257, 3 тыс.единиц, из них микрофинансовых организаций – 172,1 тыс.единиц (или 67%). 2. В соответствии с данными Отчета Банка России о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2012 году, опубликованного на официальном сайте www.cbr.ru. 3. Банкоматы, электронные терминалы и импринтеры. 4. Кредитные организации предлагают разные условия по оказанию услуг торгового эквайринга. Например, Сбербанк России предоставляет безвозмездно оборудование, обеспечивает сервисное обслуживание оборудования и замену расходных материалов. Комиссию за банковское обслуживание по эквайрингу составляет 0,5% от торгового оборота предприятия c использованием банковских карт. Банк «Авангард» дополнительно к взимаемому вознаграждению в размерах от 1,7 до 2 % от торгового оборота c использованием банковских карт взимает ежемесячную плату за аренду POS-терминала (от 550 до 950 руб. за 1 POS-терминал) (www.banki.ru; www.avangard.ru). 5. Данные по обороту розничной торговли, опубликованные на официальном сайте www.gks.ru. 6. В соответствии с Методическими пояснениями (www.gks.ru) оборот розничной торговли формируется по данным сплошного федерального статистического наблюдения за коммерческими организациями, не относящимися к субъектам малого предпринимательства, выборочных обследований малых предприятий розничной торговли (за исключением микропредприятий), розничных рынков. 7. Например: Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) и т.д. 8. Например: Союз потребителей Российской Федерации, Ассоциация защиты прав потребителей.