Главная » 2013»Май»31 » В продолжение темы "Совещание в МЭР России по поправкам в 54-ФЗ и КоАП".
09:47
В продолжение темы "Совещание в МЭР России по поправкам в 54-ФЗ и КоАП".
Тезисы к докладу ЗАО «Атлас-карт» на совещании в Минэкономразвития России 29.05.2013.
Законопроект вводит фактически для всех, кто обязан применять ККТ, новый вид отчетности перед налоговым органом - обо всех выданных покупателям или клиентам кассовых чеках, а также новый способ сдачи этой отчетности - незамедлительно, без проверки бухгалтером или уполномоченным лицом, только коммерческому посреднику налогового органа и только по каналам мобильной или стационарной проводной связи. За неисполнение или неправильное исполнение этой обязанности предприниматель может быть подвергнут серьезному штрафу. С другой стороны законопроектом предусмотрено исключение из состава ККТ с передачей данных всех элементов, обеспечивающих юридически корректное документирование фактов выдачи кассового чека покупателю, а также фактов отправки данных об этом чеке в налоговый орган. В связи с отсутствием в ККТ с передачей данных средств для юридически корректного документирования фактов исполнения предпринимателем своих обязанностей он не сможет оспорить решение о штрафе даже в том случае, когда эти данные им будут переданы в сети связи. При этом ни в тексте законопроекта, ни в обосновании к нему не разъясняется, что будет представлять собой новая ККТ и какие дополнительные, в том числе добровольно-принудительные обязанности должен будет взять на себя пользователь ККТ. Все описано намеками и без обоснований, почему это должно быть так, а не по-другому. В частности нет никаких пояснений и обоснований, почему эта новая обязанность должна выполняться незамедлительно и в режиме он-лайн, почему ее нельзя исполнить раз в неделю или раз в месяц? Почему налоговым органам недостаточно для их деятельности уже получаемой налоговой отчетности и им обязательно нужно незамедлительно получить часть, вырванную из этой отчетности? Почему предприниматели не могут передавать данные о выданных чеках таким же образом, каким они передают налоговую отчетность? Почему касса должна передавать данные в налоговые органы самостоятельно без проверки этих данных главным бухгалтером или уполномоченным лицом? Почему предпринимателю будет запрещено передавать данные из кассы непосредственно в налоговый орган, а он должен их передавать только какому-то коммерсанту? Почему вообще предприниматель должен передавать свою конфиденциальную информацию из кассы коммерсанту, который может быть его реальным или потенциальным конкурентом или аффилированным с ним лицом? Почему предприниматель должен передавать данные только по каналам связи и ему запрещено передавать их лично? Почему предприниматель вообще обязан использовать каналы связи, которые могут прослушиваться и блокироваться злоумышленниками и конкурентами? Почему предпринимателя насильно заставляют согласиться с тем, что новые кассы будут для него дешевле прежних, а не дают ему самостоятельно выбрать ту кассу, которая для него будет дешевле и удобнее? Почему в обосновании ничего не написано о том, каковы будут затраты предпринимателя на выполнение обязанности по «он-лайн» передаче данных из ККТ, в том числе передачи конфиденциальной информации о сумме выручки, находящейся в кассе? Почему ничего не говорится о том, как будет проводиться сверка данных в ККТ и в налоговом органе и какие данные, в случае расхождения, будут признаваться первичными? Почему предпринимателя заставляют делать взаимоисключающие вещи - не печатать кассовый чек без фискального признака, который должен быть получен по каналам связи, и обязательно печатать чек для покупателя, даже если в связи происходят перебои? Почему в законопроекте не учитывается то, что все линии связи кишат вирусами, и для защиты от них в ККТ придется ставить антивирусные программы? Почему в законопроекте не учитывается, что недобросовестный конкурент или просто хулиган может направить в налоговый орган кучу фальшивых чеков на огромные суммы от имени модема ККТ, которых потом в налоговой отчетности предпринимателя естественно не будет? Почему в обосновании законопроекта указывается, что налоговые органы сократят количество необоснованных проверок только тогда, когда будут внедрены новые ККТ и ничего не говорится о том, что теперь мешает прекратить необоснованные проверки? Почему на предпринимателя предлагается возложить ответственность за качественную передачу данных в линиях связи, которые ему не принадлежат, а также за передачу данных в налоговый орган коммерческим посредником, который ему не подчиняется? Почему в обосновании ничего не говорится о том, что даже самому маленькому предпринимателю вместо нынешней простой кассы придется обзавестись полноценным компьютером с принтером, лицензионными программами, электронной подписью, программами и ключами для передачи зашифрованной конфиденциальной информации, лицензионной антивирусной программой? При этом такой комплекс должен быть постоянно подключен к интернету и иметь межсетевой экран для защиты от несанкционированного доступа из сети. И еще к каждому такому кассовому комплексу придется провести кабель интернета или поставить снаружи антенну мобильной связи с репитером и ежегодно тратиться на обновление лицензий программного обеспечения, сертификатов ключей подписей, а также дорогое техническое сопровождение всего этого сложного компьютерного комплекса? Сколько это реально стоит в настоящее время узнать довольно просто, достаточно спросить любого, кто сдает в налоговый орган отчетность в электронном виде. Но в настоящее время этому предпринимателю достаточно иметь один такой комплекс на всю компанию, доступ к которому есть у специально обученного бухгалтера. А законопроектом предлагается поставить такие комплексы на каждом месте кассира и обучить работе с ним каждого кассира. По самым скромным подсчетам стоимость оснащения такого нового рабочего места кассира будет стоить не меньше 40 тысяч рублей, а ежегодные затраты на поддержание его работоспособности еще как минимум 15 тысяч рублей в год. Почему в проекте закона даже не упоминается ничего о том, что делать предпринимателю, если агент налогового органа потеряет переданные данные? Разорвать с ним договор и остановить бизнес, пока не удастся договориться с другим агентом, которого может поблизости и не быть? Есть ли у нас в стране вообще такие компании, которые смогли бы без потерь обработать такое количество транзакций с данными о чеках? В настоящее время в стране по самым скромным подсчетам покупателям выдается 50 миллиардов кассовых чеков в год, а крупнейшая российская компания, которая проводит транзакции с платежами в терминалах в режиме близком к «он-лайн», ежегодно проводит не больше 6 миллиардов транзакций. Они шли к этому годами. Где взять десяток таких компаний? Почему требования к ККТ нельзя принять взвешенно и как предусмотрено законом о техническом регулировании? Почему участники рынка и производители оборудования для ККТ должны выбросить на свалку все, чем они занимались десятилетиями и с чистого листа за одно мгновение попытаться создать то, чего еще никто в мире не создавал? Зачем в самой консервативной бухгалтерско-финансовой сфере устраивать революции? Разве нельзя сначала просто попробовать, новую технологию и потом уже решать годится ли она для нашей огромной территории, для нашего климата, для наших традиций? Неужели авторы законопроекта не понимают, что для хакеров создать на основе сети из слабозащищенных ККТ атакующую сеть из 2 миллионов зараженных компьютеров будет не то что сложно, а просто прикольно? Почему в законопроекте и в обосновании ничего не говорится о том, что создаваться эта компьютерная сеть будет по всем правилам государственных информационных систем с государственными испытаниями, а не на коленке? Кто ответит за то, что уязвимость этой сети позволит в одночасье заблокировать всю торговлю в городе или в нескольких субъектах Российской Федерации? Почему в обосновании указывается, что на создание этой системы не потребуется никаких затрат из бюджета? Это как следует понимать, что предприниматели должны будут полностью профинансировать создание этой новой государственной информационной системы контроля из своего кармана через завышенные поборы тех самых операторов фискальных данных? Почему эту новую ККТ с передачей данных решили не включать в Государственный реестр или еще какой-нибудь доступный для всеобщего обозрения перечень? Или когда все операторы в один голос заявят, что они могут работать только с одной моделью кассы одного производителя ККТ это будет слишком явно заметно в Государственном реестре? Как и где предполагается прочертить границу между пользователем ККТ и получателем данных? Определить ее на уровне списка данных в свободной форме, который пользователь ККТ должен послать по известному адресу? Или эти данные должны будут отправляться по строго установленной форме, которая будет ежегодно меняться налоговым органом, как форма налоговой декларации? Или всех заставят использовать только одну программу какой-нибудь крупной компании, типа той, которая обычно используется бухгалтерами? Может быть авторами законопроекта предполагается, что это операторы будут определять правила игры и говорить предпринимателю, какую модель ККТ они берут на обслуживание и согласны получать от нее данные, а какую не берут? Кто определит перечень оснований для оператора по которым он сможет отказать в заключении договора с предпринимателем? Почему в проекте закона прописано, что оператор обязан делать для налогового органа, и какова его ответственность за невыполнение этих требований, и ничего не написано, что он должен делать для пользователя ККТ и какова будет его ответственность за нарушение этих требований? Почему деятельность операторов фискальных данных, по всем признакам напоминающая лицензируемый вид деятельности в проекте закона не предлагается отнести к лицензируемым видам деятельности? Неужели эта деятельность менее опасна для нанесения ущерба гражданам, обществу и государству, чем заготовка металлолома? Почему пользователь ККТ не вправе для собственных нужд осуществлять деятельность по обработке фискальных данных, которую вправе осуществлять оператор фискальных данных, и почему для того чтобы обрабатывать свои данные нужно получать дополнительное разрешение на это в налоговом органе? И это только основные вопросы о принципах построения предлагаемой системы, ответов на которые нет в законопроекте и обосновании к нему, а технических вопросов на порядок больше, но получить на них ответ, не получив ответы по принципиальным вопросам наверно вообще пока невозможно.