Компания Planet Retail определила 10 самых значимых событий, которые произошли на мировом розничном рынке за последние 20 лет.
Без
сомнения, в последние 20 лет в ритейле произошли события,
фундаментально его изменившие. Активизация интернет-торговли, значение
интернационализации, безудержный рост Wal-mart и растущее влияние
технологий — эти и другие факторы, по общему признанию, изменили облик
ритейла. Смог бы ритейлер 1990-го узнать себя в 2010? По некоторым
чертам — да, вывеска и расположение магазинов остались прежними, но
другие операционные аспекты изменились коренным образом. Planet Retail
изучил большие (и некоторые маленькие) события, проанализировал их
предпосылки и осветил тренды, частью которых они явились.
1990 г. - Wal-mart становится крупнейшим ритейлером в США Натали
Берг, директор глобальных исследований Planet retail: «В 1990 году
арканзасский ритейлер Wal-mart стал номером один в США, когда продажи
достигли $33 млрд. Изначально присутствие Wal-mart ограничивалось
американским рынком, но в 1991 г. компания открыла свой первый
зарубежный магазин в Мехико, начав эпоху международной экспансии. Спустя
20 лет Wal-mart – сильнейший международный ритейлер с продажами около
$400 млрд и почти 9000 магазинов в 17 странах. Тем не менее, именно 1990
г. может считаться началом отсчета нового этапа в мировом ритейле — и
год, который знаменовал начало усиления Wal-mart». 1994 г. - Metro group выходит в Венгрию, начиная экспансию в Центральую и Восточную Европу Борис
Планер, директор исследований: «В 1994 г., всего четыре года спустя
после падения коммунизма — Metro Group испытала холодные воды
неконсолидированного продуктового рынка Центральной и Восточной Европы.
Магазин Metro cash&carry был идеален в условиях рынка Венгрии,
претендуя на долю независимых магазинов и ресторанов, располагающихся по
соседству. Поскольку
Metro продолжила расширение сети в регионе, другие игроки последовали
ее примеру и к 2000 г. такие западные сетевики как Metro, Carrefour,
Rewe, Tesco, Ahold доминировали в регионе. В начале 2000-х, когда
закончилась первая волна эйфории, возникли два новых тренда: западные
ритейлеры избегали те рынки, где у них не было шанса занять лидирующие
позиции; и возникновение сильных местных игроков, которые в итоге стали
конкурентноспособными, как российская X5 Retail Group». 1994 г. - Появился первый «кассовый аппарат самообстлуживания» Бьерн
Вебер, директор исследований технологий ритейла: «В 1994 г.
американский продуктовый ритейлер Price Chooper установил первый
кассовый аппарат самообслуживания в супермаркете Клифтон Парк в
Нью-Йорке. Машина была изобретена канадским инженером Ховардом
Шнейдером, который десять лет спустя продал свой бизнес компании
Futjitsu. В конце 1990-х сканирующие аппараты Шнейдера установила в
своих магазинах сеть Kroger. Вскоре все ритейлеры последовали этому
примеру, внедрив в 2003 г. разработки компаний Optimal Robotics
Шнейдера, NCR и PSI, которые год спустя приобрел IBM. В 2003 г. Walmart
установил разработанный NCR аппарат Fastlane и вместе с Target сделал
NCR лидером рынка кассовых аппаратов самообслуживания. Тем не менее,
ритейлеры продолжали обдумывать, как заменить кассовые аппараты
самообслуживания на полностью автоматизированные системы сканирования.
Только в 2010 г. Kroger начал тестирование полностью автоматизированного
«сканирующего тоннеля» в США, в г. Хеброн штата Кентукки. 1995 г. - Amazon начал on-line продажи Роберт Грегори, директор глобальных исследований: «В
июле 1995 г. интернет-магазин Amazon.com продал первую книгу он-лайн –
под названием «Текучие концепты и творческие аналогии. Компьютерные
модели фундаментальных механизмов мышления» (Fluid Concepts and Creative
Analogies: Computer Models of the Fundamental Mechanisms of Thought)
Дугласа Хофштадтера. В то время никто не мог представить, насколько
разовьется интернет-торговля во всех секторах ритейла. Фактически
развитие нового канала продаж имело потрясающее влияние, открывая новые
возможности для бизнеса таким известным ритейлерам как Tesco.com. Также
это событие привело к изменению покупательского поведения и уничтожило
такие секторы, как книжная и музыкальная розница.
1998 г. - Выпуск Tesco Finest Милош
Рыба, старший аналитик: «Развитие продукции под собственными торговыми
марками в последние 20 лет значительно изменило ритейл — особенно
отношения между торговцем и производителем». Улучшилось восприятие
private label потребителями, многие товары под марками торговых сетей
стали полноправными брендами. Решающим стал выпуск ритейлером Tesco
линейки продуктов премиум-класса под маркой Tesco Finest, которое
знаменовало начало знаменитой трехуровневой брендовой стратегии сетей.
Более того, тот факт, что товары под марками сетей могут быть дороже,
чем эквиваленты под брендами производителей, говорит о том, как
изменилось восприятие private label за последние два десятилетия. 2004 г. - Дерегулирование китайского рынка Юджун
Киу, аналитик ритейла в Китае: «Carrefour открыл свой первый
гипермаркет в Китае в 1995 г., начав развитие современных форматов
торговли на китайском рынке. Тем не менее, Китай полностью открыл свой
рынок ритейла только в декабре 2004 г., что в дальнейшем привело к
ускорению интернациональной экспансии на рынке страны. Удвоив показатели
экономического роста в два раза за последние двадцать лет, китайский
рынок стал самым динамично развивающимся и приоритетным для большинства
международных ритейлеров. Пока использован не весь потенциал этого
полного препятствий и возможностей рынка». 2005 г. - Prockter&Gamble приобретает Gillette Мэтью
Стич, директор исследований: «Слияние P&G и Gillette было
воспринято как ответ растущей мощи и международному развитию сетевых
ритейлеров. Доминирование международных сетей противоречит амбициозным
притязаниям сильных производителей, которые могут спровоцировать
изменения на рынке. Этому могут способствовать цены, промоушн, поставки в
сети, маркетинговая активность, упаковка, распродажи, прибыльность».
2009 г. - Первый жесткий дискаунтер занял лидирующие позиции на рынке Матиас
Куэк, директор исследований: «Растущие дискаунтеры Lidl и Aldi
потеснили традиционный ритейл и производителей брендов. В кризисном 2009
г. первый хард-дискаунтер наконец достиг верхней строчки в рейтинге
ритейлеров в рамках одной страны. Нет, это не Aldi или Lidl, это
польская Biedronka, созданная по модели Aldi и принадлежащая
португальскому концерну Jeronimo Martins. Имея ограниченный ассортимент
около 1000 наименований товаров, сети Biedronka удалось утроить продажи
за пять лет, оставив позади крупных сетевиков в лице Carrefour и Tesco». 2009 г. - Органические продукты в Великобритании показали спад впервые за 10 лет Экологичность
продуктов была горячей темой для ритейлеров на протяжении последнего
десятилетия. Тем не менее, в 2009 г. продажи органических продуктов в
Британии впервые за 10 лет показали спад. Например, продажи свежих
овощей и фруктов, на которые приходится четверть продаж органических
продуктов, упали на 15% по данным Soil Association. Спад объясняется как
уменьшением спроса со стороны потребителей, так и сокращением полочного
пространства ритейлеров. Органика без сомнения мертва, возрождение
прогнозируют после улучшения экономической ситуации. Зеленые и
экологические продукты вернут свое значение в последующие годы. 2010 г. - Использование силы социальных сетей Изабел
Кэвил, старший аналитик: «Все больше потребителей использует интернет в
целом и социальные сети в частности как первый источник при поиске
информации о товаре или услуге. Ритейлерам стало трудно игнорировать
оживление вокруг Facebook и Twitter. Лучшим примером стал принадлежащий
Best Buy аккаунт twelpforce, который появился в июле 2009 г. Несмотря на
то, что лишь маленькая часть американцев пользуется Twitter, в 2009 г.
Best Buy выстроил всю свою рождественскую маркетинговую кампанию вокруг
аккаунта twelpforce. Сейчас все больше ритейлеров (включая Carrefour и
Uniqlo) публикуют твиты с рекламой акций, чтобы увеличить трафик
собственного сайта, а впоследствии и магазинов». Источник: Retailer.Ru
|