В середине позапрошлого столетия североамериканские предприниматели очень редко могли точно определить свои доходы: в отличие от их собратьев в Старом Свете, где существовала прочная традиция подробного учета, в Штатах клерки и приказчики не слишком утруждали себя регулярными записями в конторских книгах. Частенько безграмотность и косность служащих серьезно осложняли ведение учета выручки. Особенно сильно страдали от этого владельцы крупных магазинов, где персонал расплачивался с покупателями из открытой кассы. К числу таких неудачников относился и сын эльзасского эмигранта Джеймс Ритти – владелец кафе и ресторана в Дейтоне, штат Огайо. Хотя заведения Ритти пользовались немалой популярностью у горожан, выручка загадочным образом не увеличивалось, и хозяин грешил на продавцов, считая их нечистыми на руку. Но как это доказать? Терзаемый сомнениями, Ритти решает поехать в Европу – развеяться. Однако на пароходе, который должен был доставить его на родину предков, Ритти не перестает размышлять о своей проблеме. Проходя мимо машинного отделения, торговец увидел нехитрое механическое устройство, которое автоматически отсчитывало каждый оборот вала двигателя. Едва добравшись до другого берега Атлантики, Ритти спешно пересаживается на обратный пароход: в его голове уже созрел проект решения мучившей его проблемы.
Брат Ритти – неплохой механик – по просьбе ресторатора собрал весьма громоздкую машину, предназначенную для учета выручки: совершённые денежные операции фиксировались на специальном диске. Разумеется, никакого электрического привода не было и в помине – кассиру приходилось всякий раз вращать особую ручку. Но специальный индикатор позволял и продавцу, и покупателю видеть стоимость покупки. Немедленно затребованный патент был получен 4 ноября 1879 года. Счастливые изобретатели пошли дальше. Они снабдили устройство своеобразной памятью – машина могла последовательно записывать очередную сумму на бумажном рулоне.
Весть о чудо-машине стремительно распространилась далеко за пределы Огайо. Новинку стали называть "неподкупный кассир Ритти". Однако братья не стали развивать успех и довольно быстро решили продать и патент, и мини-мастерскую своему земляку. Сделка принесла им достаточно большую по тем временам сумму – $1000.
Новый владелец патента дополнил кассовый аппарат выдвижным ящиком, который мог открываться только после совершения торговой операции. Однако вскоре и он решил расстаться с покупкой – отсутствие продуманной рекламной кампании не могло не сказаться на продажах, а открывать филиалы своей мастерской в соседних штатах преемник Ритти не смог или не захотел.
Чудо-аппаратом – в силу тех же проблем, что стояли перед первыми клиентами мастерской братьев Ритти: нет учета и контроля над работой продавцов в лавках, – заинтересовался другой земляк Ритти, розничный торговец углем Джон Паттерсон. Бывший фермер, ветеран Гражданской войны занял деньги и выкупил права на изготовление кассовых машин. (Правда, на этот раз сделка обошлась уже в пять раз дороже.) Поначалу Паттерсон смутно представлял, что будет делать с прогоравшей мастерской. Через месяц после покупки он даже попытался расторгнуть договор, но тщетно. Возможно, предприятие Паттерсона и превратилось бы в заурядную коммерческую неудачу, если бы не один дельный совет. Паттерсону порекомендовали дополнить устройство обычным дверным колокольчиком. Последний должен был звонить всякий раз, когда открывается выдвижной ящик кассы, то есть всякий раз, когда кассир "пробивает" сумму покупки, невольно оповещая, таким образом, присутствующих в магазине о совершении сделки. Тем самым невинное приспособление тотчас переводило покупку из разряда чего-то скрытого на уровень публичного деяния. Кассы "с музыкой" довольно быстро помогли Паттерсону поправить дела и даже наладить серийное производство аппаратов. Это случилось в 1884 году.
Скептики отмечают, что сам Паттерсон был неважным изобретателем и лично ему принадлежит всего лишь одно новшество: он снабдил кассовую машину приспособлением для изготовления отпечатка чека для покупателя. Однако даже недруги не могли не признать, что невероятная, фантастическая энергия преемника братьев Ритти помогла преобразовать обычную мастерскую в мощную корпорацию, которая всего через несколько лет стала "Национальной компанией по производству кассовых машин".
Дело в том, что Паттерсон, сообразуясь с канонами военной стратегии, повел наступление сразу же на нескольких направлениях. Убедившись, что продукция мастерской пользуется неплохим спросом, он озаботился субъективными составляющими дела. Его торговые агенты имели на вооружении девиз: "Это окупается". Паттерсон добился у властей штата согласия на открытие первой школы по обучению продавцов-кассиров, организовал регулярные встречи-семинары по обмену опытом, снял все вопросы о гарантийном обслуживании аппаратов. Он разработал строгие принципы поведения продавца и составил своеобразные нормативы его работы, предписывающие даже определенный гардероб клерка и приказчика. Концепция "кассовой торговли" от Паттерсона также включала особый букварь, где подробно расписывались ситуации, возникающие при общении с потребителями. Наконец, Паттерсон первым ввел понятие торговой квоты и фиксированные комиссионные для продавца. (По Паттерсону, для каждой учетной территории существовала статистически обоснованная товарная квота, которая рассчитывалась пропорционально числу жителей района, сумме их банковских счетов, данным о прежнем товарообороте; предполагалось, что каждый продавец должен вести торговлю в соответствии с этой квотой.)
Характеристика "торгового переворота", совершенного Паттерсоном, будет неполной, если не упомянуть о самом важном достижении производителя кассовых машин. Паттерсон смог разработать методики, позволяющие синхронизировать работу собственно кассы с бухгалтерской отчетностью. Со временем заведующий складом, использующий "правила Паттерсона", получил возможность автоматически затребовать сведения об общем количестве проданных товаров, об обороте каждой торговой точки и магазина в целом, о причинах финансовых потерь. Эффект от внедрения этих новшеств – прообразов современной логистики – был настолько впечатляющим, что исследователи окрестили "кассовую революцию" Паттерсона своеобразным прологом к появлению на свет нынешних CRM-систем.
Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что изобретенный в 1884 году братьями Ритти кассовый аппарат занял свое законное место в центре инфраструктуры магазина с системой Лэмсона. Он позволял кассиру не только быстрее и правильнее произвести расчет, но и обладал функцией, из-за которой налоговые органы впоследствии сделали его обязательным во всех розничных точках: он сохранял в памяти информацию обо всех платежах. Однако именно кассовый аппарат и стал причиной гибели простого и надежного изобретения Брауна - его возможностей оказалось достаточно, чтобы заменить собой громоздкую систему. В 1950 году компания Лэмсона прекратила производство, однако еще несколько десятилетий многие магазины продолжали пользоваться этим устройством, которое долгие годы было основной частью торговых предприятий по обе стороны Атлантики.
В России кассовые аппараты появились достаточно быстро — уже в конце XIX века вместе с крупными европейскими магазинами типа московского Мюра и Мэрилиза (нынешний ЦУМ). До тридцатых годов XX века кассовые машины в Россию, а потом в СССР поставляли западные производители. Потом производство кассовых машин было налажено в Советском Союзе.
За сто с лишним лет существования кассовых аппаратов появились устройства, считывающие штрих-код, автоматические весы в универсамах, на которых покупатель сам взвешивает продукты и получает чек, целые компьютерные терминалы с торговыми, складскими и бухгалтерскими программами и многое-многое другое. Но начиналось все простейшего "неподкупного кассира Ритти".
|