Главная » 2014»Февраль»17 » Риски и слабые места новой кассово-налоговой системы.
09:20
Риски и слабые места новой кассово-налоговой системы.
Предприниматели ряда российских регионов уже в 2014-м будут обязаны в режиме реального времени извещать работников фискального ведомства обо всех сделках. Поручение о реализации подобного контроля дано на совещании первым зампредом правительства Игорем Шуваловым представителям Минкомсвязи, Минфина, Минэкономики, ФАС, ФСБ и ФНС, которой и были предложены соответствующие технологии. Также определены регионы, где намечено проводить эксперимент. Предоставлять налоговые данные коммерсанты будут через инновационную контрольно-кассовую технику, имеющую доступ во всемирную сеть. Безусловное для исполнения использование инновационных технологий, по правительственной концепции, повысит прозрачность предпринимательства. Когда всё будет отработано, это несколько разгрузит «соответствующие органы», которые получат возможность контролировать предпринимателей выборочно, а не всех без исключения.
««== Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Первопроходцами в применение фирмами и индивидуальными предпринимателями ККТ (контрольно-кассовой техники), подключённой к Интернет будет квартет регионов: Калужская область, Москва, Подмосковье и Татарстан. Сообщения в ФНС будут поступать после осуществления как наличных, так и безналичных расчётов с применением банковских карт. ==»»
Нововведение заключатся в следующем: сейчас любые транзакции регистрируются на электронной контрольной ленте защищенной (ЭКЛЗ), а вот ККТ последнего поколения снабдят специальным программным обеспечением. Оно будет отправлять данные в режиме реального времени непосредственно в фискальные органы. А вот покупатели получат кассовые чеки только после отправки данных в ФНС.
««== Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Правительственное постановление, устанавливающее порядок осуществление пилотного проекта и определяющее виды деятельности, где будет осуществлён эксперимент, готово. Доработаны и поправки в законопроект, регулирующий применение ККТ при осуществлении расчётов. А также в Кодекс об административных правонарушениях и прочие законодательные акты. Старт эксперимента — июль 2014-го. ==»»
Считается, что меньшее количество проверок сделает комфортней жизнь как фискальных органов из-за доступности им информации в режиме реального времени, так и бизнеса. В довершении всего, инновацией будет повышена как конкурентоспособность добропорядочного предпринимателя, так и привлекательность электронных расчётов. Повсеместное и обязательное для всех использование ККТ последнего поколения с 2016-го на всей территории РФ пока введено не будет. Тем не менее, в правительстве считают, что правофланговыми регионами в массовом применении таких аппаратов, станут обе столицы. Итоговые результаты пилотного проекта станут основанием для предстоящего повального внедрения (или не внедрения) технологии. Минэкономразвития поддержало замысел проведения эксперимента и широкое его распространение в дальнейшем. При этом в числе рисков МЭР указывает на неполноценность Интернет-покрытия, недостаточность IT-инфраструктуры. Кроме того, не все продавцы смогут выполнить поставленные задачи по работе в торговых точках онлайн, что потребует от законотворцев формирования соответствующих критериев, особенно в отношении труднодоступных районов. Ну и, конечно же, приобретение техники, оплата услуг связи, покупка необходимого программного обеспечения, защиты передаваемых сведений потребуют немалых затрат. На чьи плечи они лягут, рядовых покупателей? Есть и другие «тонкие моменты», которые могут быть выявлены по ходу эксперимента. В таких случаях законопроект будет дорабатываться. Впрочем, похоже, даже в МЭР не верят в возможность повсеместного перехода на новые ККТ к установленному сроку. В свою очередь, ФНС, понимая, что в ряде регионов имеются проблемы со стабильным доступом к Сети, готовы продлить срок действия действующего ныне порядка работы. В свою очередь, законопроектом предусмотрена возможность накопления данных о расчётах с последующим направлением их в налоговые органы после восстановления связи. При таком порядке будет обеспечена бесперебойность бизнеса. Также, в ФНС считают, что сегодняшний, неэффективный в плане обеспечения фискальных поступлений порядок работы с ККТ требует улучшения. Кроме того, он также недёшев для предпринимателей, как и предлагаемый: обслуживание одного кассового аппарата обходится около 17-ти тысяч рублей ежегодно. По мнению ФНС, переход к новой системе позволит сократить затраты бизнесменов, которые не будут ежегодно перерегистрировать кассовые аппараты в фискальных органах. К тому же, возможности коммерсантов будут заметно расширены, так как можно будет при расчётах применять смартфоны и планшеты, а также зарегистрировать кассовый аппарат дистанционно, не посещая лично налоговые органы. Новые технологии, фактически, позволят выстроить удалённую систему администрирования всей системы ККТ. Это должно заметно сократит затраты налогоплательщиков. Опыт прошедших таким путём стран подсказывает, что после внедрения аналогичных систем повысится уровень налоговых поступлений, при уменьшении числа проверок, нередко становящихся для предпринимателей нелёгким бременем. Но не все эксперты единодушно поддерживают предлагаемую инновацию. Некоторые считают, бизнес от этого выиграет, будет платить меньше, другие предвидят обратный эффект. Многие считают, что выставлять оценки до начала эксперимента преждевременно. Не только предприниматели, но и чиновники пока попросту не могут представить себе все плюсы и минусы нововведения. Единовременный переход на новые ККТ во всей стране опасен серьёзным увеличением расходов для небольших торговых предприятий. Это подтолкнуло ответственных за внедрение новой системы чиновников к мысли, что введение инновации должно быть поэтапным. Сначала там, где торговые предприятия уже оборудованы компьютерами с доступом в Сеть. И уже потом можно начать всеобъемлющий перевод на новую технику всей отечественной торговли.
««== Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Минфином разработан законопроект, где сказано, что с 2016-го надлежит применять подключённую к Интернет ККТ. Ведомство рассчитывает на экономию 25-ти миллиардов рублей на выездных проверках ежегодно. ==»»
Существуют потенциальные риски в подготавливаемом Минфином законопроекте. И в первую очередь технические. На что указало МЭР. Так, например, даже Москва и Санкт-Петербург охвачены Интернетом лишь на 80%. В ряде регионов эта доля около десяти процентов, а в Ингушетии же не превышает 3%. Второй минус, указанный Минэкономразвития: расходы предпринимателей могут возрасти чуть ли не в три раза. Впрочем, достаточно быстро МЭР смягчило свои взгляды и рассматривает данные факторы только как «риски». Очевидно, что результаты эксперимента вряд ли будут однозначными. По крайней мере, для бизнеса и граждан. А вот налоговый контроль над торговлей действительно может подняться на недосягаемую высоту. И это может стать решающим фактором для внедрения повсеместного онлайн-контроля над ККТ.