Главным промоутером расчетно-кассовых аппаратов с электронной лентой выступает Государственная налоговая служба. И это не удивительно, ведь ответственность за неподачу отчетности в электронном виде предусмотрена в размере 10 необлагаемых налогом минимумов - 170 грн с каждой кассы. По информации, представленной на различных сайтах госорганов, в Украине около 150 тысяч субъектов хозяйствования, использующих около 280 тыс. контрольно-кассовых аппаратов. Если даже 1 раз в год применить штраф к одной кассе, то сумма выходит впечатляющая – самое меньшее около 48 миллионов (!), а это хороший способ наполнения бюджета. Данная ответственность наступает с 1 июля 2013 г., а, следовательно, пока есть время, нужно хорошо подготовиться к нововведениям.
Вопрос относительно предоставления отчетности об использовании РРО в
органы ГНС по проводным или беспроводным каналам связи по технологии НБУ
регулируется Законом Украины от 6 июля 1995 года № 265/95-ВР "О
применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли,
общественного питания и услуг". Для обеспечения выполнения норм п. 7 ст.
3 этого Закона, Минфин издал приказ от 08.10.2012 № 1057 "Об
утверждении Требований относительно создания контрольной ленты в
электронной форме в регистраторах расчетных операций и модемов для
передачи данных и Порядка передачи электронных копий расчетных
документов и фискальных отчетных чеков регистраторов расчетных операций
проволочными или беспроводными каналами связи в органы государственной
налоговой службы " (далее - Порядок № 1057), который зарегистрирован в
Минюсте 17.10.2012 за № 1743/22055.
Исходя из норм документа все предприятия и другиесубъекты
хозяйствования, которые имеют кассовые и другие аппараты, фиксирующие
прием наличности (РРО), обязаны предоставлять отчеты по их работе в
электронном виде.
РРО – это устройство или программно-технический комплекс, в котором реализованы фискальные функции, и который предназначен для регистрации расчетных операций при продаже товаров (предоставлении услуг), операций купли-продажи иностранной валюты и/или регистрации количества проданных товаров (предоставленных услуг).
К РРО относятся: электронный контрольно-кассовый аппарат, электронный контрольно-кассовый регистратор, компьютерно-кассовая система, электронный таксометр, автомат по продаже товаров (услуг) и т. п.
У предприятий существует два пути выполнения требований законодательства:
- первый – приобретение регистраторов расчетных операций нового поколения, создающих контрольную ленту в электронной форме и которые содержат встроенные модемы.
С точки зрения затрат на реализацию данного пути следует отметить, что новые модели кассовых аппаратов, где модем предусмотрен изначально, будут дороже примерно на 150 грн.
- второй – доработка существующей кассовой техники и присоединение к ней соответствующих модемов для передачи отчетной информации.
В этом случае оборудование старых кассовых аппаратов модемом обойдется примерно минимум в 600–700 грн. Производить его будут те же сервисные организации, которые и обслуживали эти аппараты. За доработку существующих кассовых аппаратов (исходя из озвученного ранее количества 280 тыс.) предприятиям нужно будет потратить минимум 168 млн. Как видим цифра внушительная.
Подтверждением существующих путей реализации данного проекта служит письмо ГНС Украины от 21.01.2013 г. № 891/6/22-1315/48 в котором в частности говорится :
Для субъектов хозяйствования требований относительно представления в органы ГНС по проводным или беспроводным каналам связи отчетной информации возможно как путем приобретения новой кассовой техники, а именно РРО, создающих контрольную ленту в электронной форме, так и путем доработки существующей кассовой техники и присоединения к нему соответствующих модемов для передачи данных.
По вопросам подключения внешних модемов и доработки внутреннего программного обеспечения РРО, которые сегодня используются предприятиями, предлагаем обратиться к производителям указанных РРО или центров сервисного обслуживания. Вопрос установления цены дополнительного оборудования и доработки РРО также относится к компетенции производителей РРО и ЦСО.
Согласно разделу VIII Порядка N 1057 модем может использоваться для передачи данных только с тем РРО, фискальный номер которого передан при проведении персонализации в систему учета данных РРО.
Таким образом, каждый РРО, в том числе резервный, используется только с конкретным модемом.
Как видим и первый, и второй варианты требуют немалых денежных вложений. А это, в свою очередь, ляжет на себестоимость товаров или предоставленных услуг. Так что, повышения цен, скорее всего, не избежать.
ГНС Украины не однократно подчеркивала, что указанная норма не вводит дополнительные обязанности по подаче отчетности об использовании РРО органам государственной налоговой службы, а лишь изменяет старый порядок подачи отчетности. Ранее отчетность подавалась один раз в месяц на бумажных носителях по форме ЗВР-1. Теперь предусмотрена ее подача в электронном виде по проводным и беспроводным каналам связи.
При этом, представление отчетности по форме ЗВР-1 на бумажных носителях до 15 числа ежемесячно остается для видов деятельности, где используется при расчетных операциях КУРО и РК без применения РРО.
Интересен вопрос, какая именно информация будет передаваться налоговым органам в электронном виде?
Ссылаясь на п.7 ст. 3 Закона Украины от 06 июля 1995 года № 265/95 отметим следующее:
- субъекты хозяйствования, которые используют РРО, создающие контрольную ленту в электронной форме, или электронные контрольно-кассовые регистраторы, создающие контрольную ленту в печатном виде, должны подавать органам государственной налоговой службы проводными и беспроводными каналами связи электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, которые находятся на контрольной ленте в памяти регистраторов расчетных операций или в памяти модемов, которые к ним присоединены;
- субъекты хозяйствования, которые используют РРО, создающие контрольную ленту в печатной форме, за исключением электронных контрольно-кассовых регистраторов, должны подавать органам государственной налоговой службы по проводным или беспроводным каналам связи информацию об объемах расчетных операций, проведенных в наличной и/или безналичной форме или об объемах операций купли-продажи иностранной валюты, которая находится в их фискальной памяти.
Кто обязан подавать отчетность в электроном виде?
Обязанность подачи отчетности в электроном виде распространяется только на тех субъектов хозяйствования, которые обязаны при проведении расчетных операций применять РРО. Из этого следует, что РРО и расчетные книжки не применяются при продаже товаров (предоставлении услуг) физическими лицами-предпринимателями - плательщиками единого налога.
Какова ответственность за не предоставление отчетности?
Как было отмечено выше, за не предоставление отчетности в электронном виде, связанной с применением РРО, применяются штрафные санкции в размере 10 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (170 грн.) за каждый кассовый аппарат.
Когда наступает ответственность за не предоставление отчетности?
Ответственность за не предоставление в электронном виде отчетности об использовании РРО в соответствии с п. 9 ст. 17 Закона Украины от 06 июля 1995 года № 265/95-ВР предусмотрена начиная с 01.07.2013 года.
В Государственный реестр РРО внесены соответствующие модели кассовой техники, а также версии программного обеспечения, которые позволяют присоединять соответствующие модемы к существующим моделям РРО. Так, Приказом ГНС Украины от 21 декабря 2012 № 1159 утвержден новый Государственный реестр регистраторов расчетных операций.
ГНС подчеркивает, что информация о проведенных субъектом хозяйствования расчетных операциях является конфиденциальной.
Также следует напомнить, что при использовании РРО, создающих контрольную ленту в печатном виде, согласно требованиям законодательства контрольные ленты должны храниться в течение 3 лет. При использовании РРО, которые создают контрольную ленту в электронной форме, печатать бумажную ленту и хранить ее в течение 3 лет не нужно.
Информация об использовании РРО должна передаваться в органы государственной налоговой службы не по электронной почте, как другая отчетность налогоплательщиков, а на базе технологии Национального банка Украины по проводным или беспроводным каналам связи. Для передачи указанной отчетности технологией НБУ и Порядком передачи электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков регистраторов расчетных операций проводными и беспроводными каналами связи органам государственной налоговой службы, утвержденным приказом Минфина от 08.10.2012 № 1057, зарегистрированным в Минюсте 17.10.2012 за №1743/, не предусматривается какое-либо вмешательство пользователями РРО в процесс передачи информации. Для передачи отчетности в электронном виде органам государственной налоговой службы на базе технологии Национального банка Украины выдача электронных ключей субъектам хозяйствования не предусматривается.
Осуществляется передача органам ГНС копии сформированного РРО z-отчета, что исключает ошибочную передачу отчета или других документов и соответственно отпадает необходимость в дальнейшем коррекции переданной информации.
По вопросам приобретения модемов и соответствующей доработки РРО необходимо обязательно обращаться к центрам сервисного обслуживания или производителям РРО. Для передачи отчетной информации не обязательно иметь подключение к сети интернет на хозяйственном объекте (магазине, киоске и т. п.), где применяется РРО.
По мнению ГНС, которое было высказано на одной из недавних пресс-конференций, основной целью принятия указанных норм является создание более комфортных условий для субъектов хозяйствования. ГНС утверждает, что передача информации в электронном виде органам ГНС предоставляет возможность налогоплательщикам сэкономить время. Также это даст возможность уменьшить затраты на содержание кассовой техники за счет отсутствия необходимости печатать бумажную контрольную ленту и хранить ее в течении 3 лет. И, наконец, использование электронной контрольной ленты приведет к значительному сокращению проверок налогоплательщиков.
Это позиция ГНС. С позиции бизнеса картина выглядит иначе.
Во-первых, передача информации в электронном виде, конечно, сэкономит время, но при этом не сэкономит деньги. Ведь затраты на приобретение новых кассовых аппаратов или программного обеспечения для модернизации старых – это немалые капиталовложения. Во-вторых, уменьшение затрат на содержание кассовой техники за счет отсутствия необходимости печатать бумажную контрольную ленту не сравнимо с увеличением затрат по их приобретению и модернизации. В-третьих, вопрос значительного сокращения проверок налогоплательщиков – остается открытым….