Одним из факторов благоприятного бизнес-климата является простота ведения бизнеса. Одним из негативных факторов, усложняющих жизнь предпринимателям, является неналоговая нагрузка, к которой относится наболевшая проблема, связанная с переходом от кассовых аппаратов к современным способам передачи данных.
В Федеральной налоговой службе актив Общероссийского народного фронта (ОНФ) и руководители общероссийских объединений предпринимателей: Торгово-промышленной палаты России, которую возглавляет Сергей Катырин, «Опоры России», РСПП, «Деловой России» – обсудили вопросы перехода на новую систему применения контрольно-кассовой техники (ККТ). Также на прошлой же неделе премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление № 1402 «О мерах по совершенствованию порядка регистрации и применения контрольно-кассовой техники организациями и индивидуальными предпринимателями».
Экспертную оценку ситуации дают аналитики департамента предпринимательства и услуг ТПП РФ.
В настоящее время подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Идею законопроекта – о постепенном переходе от традиционных кассовых аппаратов к современным (с использованием передачи данных в электронном виде) – поддерживаем.
Если эту законодательную инициативу сравнивать с зарубежным опытом внедрения, то можно констатировать, что успешный опыт на международном уровне есть. В частности, внедрены и успешно применяются системы, основанные на передаче в адрес налоговых органов информации о расчетах в электронном виде, в странах с большой долей наличного оборота.
Если рассмотреть опыт по итогам внедрения аналогичной системы в Южной Корее, которая по количеству применяемых ККТ сопоставима с Россией, то видно, что в этой стране стали платить больше налогов. В то же время повысили свою прозрачность компании в сфере розничной торговли, общественного питания и гостиничного хозяйства. Количество выдаваемых чеков увеличилось в 11 раз, а их совокупная ежегодная стоимость увеличилась в 4,5 раза.
Налоговые администрации государств СНГ, которые уже применяют подобные системы, оценили не только их эффективность для бюджетов своих стран, но и положительную роль в оптимизации налогового администрирования и снижении нагрузки на бизнес. Наравне с этим по итогам эксперимента, проведенного с августа 2014 года по январь 2015 года в Москве, Московской и Калужской областях и Республике Татарстан, согласно Постановлению Правительства РФ от 14.07.2014 № 657 положительные оценки дает и сам бизнес.
По экспертным оценкам разработчиков законопроекта, предложенные нововведения должны снизить затраты для бизнеса. Ожидаемые расходы на подержание нового формата передачи данных не должны превысить 3 тыс. рублей в год. Сейчас же содержание ККТ может обходиться до 17 тыс. рублей в год. Согласно данным по итогам исследования о неналоговых платежах бизнеса, проведенного ТПП РФ, общая сумма некодифицированных платежей в 2014 году составляет 0,99% от ВВП страны (около 700 млрд рублей), а в 2015 году может превысить 1% от ВВП. Палата последовательно выступает за мониторинг неналоговых платежей, введение моратория на них, снижение издержек за счет автоматизации процессов. Расходы, связанные с содержанием ККТ, относятся к неналоговой нагрузке на бизнес, которую необходимо снижать.
Эксперты ТПП РФ рассчитывают, что законопроект позволит существенно сократить издержки бизнеса, связанные с содержанием ККТ. Поддерживая предложение, озвученное президентом России Владимиром Путиным о предоставлении налогового вычета предприятиям, которые впервые будут переходить на работу с новыми аппаратами, считаем, что в совокупности нововведения позволят максимально комфортно с точки зрения финансовых затрат отказаться от привычных кассовых аппаратов.
Если оценивать, насколько ощутимо будет влияние вводимых изменений на бизнес, в особенности на малый, то по заключениям экспертов департамента считаем, что законопроект не должен закреплять положений, усложняющих жизнь бизнесу. Нововведения не должны повлечь за собой ни дополнительных расходов, ни дополнительной административной нагрузки на бизнес. В этой связи к данному законопроекту есть ряд замечаний. Экспертами департамента они сформулированы и направлены в адрес Министерства финансов России, которое является разработчиком законопроекта, и в адрес Минэкономразвития России, которое, в свою очередь, ведёт работу над Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в России на период до 2030 года.
Прежде всего законопроект расширяет круг предпринимателей, обязанных применять новые кассовые аппараты. Если сейчас плательщики ЕНВД и индивидуальные предприниматели на патентной системе налогообложения могут осуществлять расчеты без ККТ, то новый законопроект включает их в список обязанных применять контрольно-кассовую технику.
ТПП РФ ознакомлена с позицией разработчика законопроекта о том, что эти изменения дадут налоговым органам дополнительную возможность осуществлять контроль установленных в отношении таких предпринимателей ограничений по доходам. Вместе с тем считаем, что лишение данной категории бизнеса права не применять ККТ в текущих условиях не является оправданным.
Отдельно стоит затронуть вопрос административной ответственности за неприменение ККТ. Ещё на стадии оценки регулирующего воздействия по данному законопроекту Палата выступила за недопущение роста административных штрафов.
Дело в том, что законопроект изменил подход к административной ответственности за неприменение ККТ (размер штрафа рассчитывается, исходя из стоимости «непробитого чека»). Это делает ответственность «неограниченной» и может существенно увеличить нагрузку на бизнес.
Кроме того, согласно законопроекту для малого бизнеса увеличивается срок давности привлечения к административной ответственности по делам об административных правонарушениях, связанных с применением ККТ, до одного года со дня совершения административного правонарушения. В действующей редакции КоАП срок давности составляет 3 месяца со дня совершения административного правонарушения. Такой подход на фоне общей политики, ориентированной на сокращение и стабилизацию фискальной и надзорной нагрузки на бизнес, нам не кажется оправданным.
Не может не вызывать беспокойство и то, что налоговые органы согласно законопроекту опять наделяются дополнительными полномочиями осуществлять контрольные закупки. На взгляд Палаты, это противоречит логике позитивных изменений, произошедших не так давно – в период первой волны реформирования контрольно-надзорной деятельности, когда этих полномочий (как непрофильных) налоговые органы были лишены .
Сегодня эти полномочия есть у органов полиции. Нововведения могут привести к злоупотреблениям в отношении бизнеса, что наблюдалось ранее.
Отдельно следует выделить и переходный период по данному законопроекту. ТПП РФ заинтересована в том, чтобы у предпринимателей была возможность плавного перехода. Даже если изменения влекут сокращение издержек и процедур, требуется время, чтобы обучить сотрудников новым правилам, подготовить соответствующие инструкции. Стоит отметить, что Федеральная налоговая служба разделяет мнение о необходимости введения переходного периода для введения контрольно-кассовой техники нового образца.
ТПП-Информ
|