Ассоциация ритейлеров, куда входят крупнейшие торговые сети — X5 Retail
Group, «Дикси» и «Магнит», убедила государство пересмотреть действующие
нормативы по продаже алкоголя. Минпромторг готовит проект поправок в
закон «О госрегулировании алкогольного рынка» (171-ФЗ), снимающих запрет
на продажу спиртного рядом с медицинскими и образовательными
учреждениями (не имеющими государственной лицензии) и спортивными
площадками.
Достучаться до министра
О планах снять запрет на продажу алкоголя вблизи учреждений
образования, не имеющих гослицензии, рассказал на заседании Российского
совета торговых центров замдиректора департамента развития внутренней
торговли, легкой промышленности и потребрынка Минпромторга Никита
Кузнецов. До конца года министерство подготовит поправки в 171-ФЗ. По
замыслу авторов статус прилегающей территории, на которой продавать
алкоголь будет по-прежнему нельзя, сохранят за собой земли вблизи
некоммерческих образовательных организаций, за исключением «организаций
дополнительного профессионального образования».
Замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов пояснил РБК daily,
что статус-кво сохранится в отношении государственных и муниципальных
больниц и поликлиник, а также родильных домов и частных больниц.
Действующая сегодня норма не разрешает продавать алкоголь вблизи любых
медицинских организаций.
«Эту норму мы предлагаем для предотвращения недобросовестной
конкуренции. Представители отрасли неоднократно сообщали о случаях,
когда возле магазинов специально открывали частные медицинские кабинеты в
целях вытеснения конкурентов. А когда результат был достигнут, кабинет
закрывали, а в помещение магазина въезжал новый арендатор», — рассказал
замминистра. Вводится переходный период: магазины и пункты общепита,
попавшие в зону ограничений, смогут в течение полугода торговать
алкоголем для того, чтобы адаптироваться к новым условиям и при
необходимости перепрофилировать свой бизнес.
Возле спортплощадки не наливать
Продавцы алкоголя запаниковали, когда в январе 2013 года вступило в
силу постановление за подписью премьер-министра Дмитрия Медведева,
которое позволило муниципальным властям самостоятельно определять
границы мест массового скопления граждан и мест нахождения источников
повышенной опасности. Согласно положениям 171-ФЗ, там запрещена
розничная продажа алкоголя. Фактически это означало, что власти субъекта
по-своему решают, какие границы установить и как измерить расстояние от
объекта торговли до прилегающей территории детского сада, школы и
больницы.
Представитель и главный переговорщик от лица крупных сетевых ритейлеров
— Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) — в феврале 2013 года
подготовила обращение в правительство с просьбой исправить ситуацию
вокруг розничных алкогольных лицензий, которые могут быть аннулированы
из-за изменений в алкогольном законодательстве.
Проблемными городами с точки зрения ритейлеров считаются Якутск, Тула,
Тюмень и Калуга. В прошлом году специалисты X5 Retail Group (управляет
«Пятерочкой», «Каруселью», «Перекрестком») подготовили карту Калуги, на
которую нанесли места массового скопления граждан и ареалы, за границами
которых можно было торговать алкоголем, — получалось, что алкогольную
лицензию мог получить только магазин возле городского кладбища.Глава ГК
«Дикси» Илья Якубсон говорит, что сейчас самыми проблемными являются
большие города — Москва, Санкт-Петербург, все областные центры. «Эти
города насыщены социальными объектами, и, следуя градостроительным
концепциям, в непосредственной близости от них расположены подходящие
под формат магазина «у дома» помещения», — говорит г-н Якубсон.
Связаться с представителями комитета Тульской области по торговли и
Министерства по конкурентной политики Калуги, которые курируют нормы
продажи алкоголя, не удалось.
Департамент образования Москвы не смог дать комментария, сколько
учреждений образования имеют государственную лицензию, а сколько
работают без нее. По информации Российской лиги массажистов, около
половины массажных салонов в Москве работают без медицинской лицензии,
которая, впрочем, большинству из них и не нужна — лицензированию
подлежат лишь салоны, оказывающие услуги лечебного массажа. Что не
мешает им ограничивать продажу алкоголя.
Адвокат коллегии адвокатов «Юков и Партнеры» Марк Каретин говорит, что
нынешние нормы в законе прописаны очень расплывчато. Например, под
понятие «спортивный объект» может попадать и спортшкола, и даже рядовая
баскетбольная коробка во дворе. И, соответственно, магазин не может
получить лицензию на продажу алкоголя. Более того, даже если в
стометровой зоне от магазина откроется частный детский сад, по закону
ритейлер тоже будет обязан прекратить торговать спиртным. Поэтому,
считает г-н Каретин, необходимо четко прописать, что считать объектом
спорта, что объектом здравоохранения и т.д. Например, недавно
Росалкогольрегулирование выпустило письмо, где было четко сказано, что
аптеки не являются объектами здравоохранения, а потому торговать
алкоголем вблизи них можно.
Торговцы довольны. Исполнительный директор АКОРТ Андрей Карпов (выходец
из «Ленты») говорит, что диалог с профильными ведомствами по этому
вопросу продолжался весь прошлый год. «Ритейлеры высказывали
беспокойство сложившейся ситуацией. Вопросы бизнеса были признаны
актуальными, очевидно, что Минпромторг в первую очередь заинтересован в
развитии всех форматов торговли», — рассказывает г-н Карпов.
Ситуация, когда приходится отказываться от идеально подходящего для
продуктового магазина помещения по причине его близости к детскому или
медицинскому учреждению, в Москве не редкость, — признается председатель
совета директоров RRG (консалтинг в коммерческой недвижимости) Денис
Колокольников. «По моим оценкам, по данному критерию «забраковываются»
около 20% помещений. При этом я бы не сказал, что закон, запрещающий
продажу алкоголя ближе ста метров от определенных учреждений, является
основной проблемой подбора торговых площадей для продуктовых ритейлеров.
Супермаркеты стараются располагаться на улице с высоким трафиком, а
школы, детские сады и поликлиники, напротив, открываются во дворах», —
говорит Денис Колокольников. Поэтому данное ограничение становится
решающим в основном при подборе помещения для небольших магазинов,
ориентированных на жителей квартала.
Представители торговли поддерживают инициативу Минпромторга.
Г-н Якубсон из «Дикси» считает, что поправки сделают правила более
прозрачными и конкретными. «Чем меньше в законе возможностей для
интерпретаций, тем лучше для всех участников рынка, — добавляет он. — За
период действия соответствующего закона наработан определенный опыт».
Представитель X5 Владимир Русанов уверен, что поправки будут полезны и
для сетевого ритейла, и для покупателей. «Снижается риск того, что в
условиях плотной застройки с разнообразными объектами культсоцбыта
магазины не потеряют алкогольную лицензию».