Есть ли у Абхазии резервы для
развития экономики и увеличения количества собираемых налогов? Какие
меры предпринимает правительство, чтобы оптимизировать существующие
возможности и стимулировать появление новых? На вопросы корреспондента
Апсныпресс ответил министр экономики РА Давид Ирадян.
– У нас огромные внутренние резервы
развития сельского хозяйства, промышленности, сферы курортных услуг.
Однако и прямо сейчас у государства имеются резервы в виде
недополученных налоговых поступлений. К сожалению, в стране сегодня нет
полноценного учета хозяйственных операций, большая часть расчетов
производится наличными и без применения кассовых аппаратов – в этих
условиях просто невозможно говорить о полноте сбора налоговых доходов
государства.
Сегодня правительство работает над
совершенствованием налогообложения. Систему надо упростить, это коснется
и отчетной документации, подаваемой в государственные органы, и расчета
налогов.
Для малого бизнеса у нас уже действует
одна упрощенная система налогообложения: спецналог – фиксированный
ежемесячный платеж. Он небольшой и вполне по силам предпринимателям,
открывшим небольшой бизнес в отдельных сферах (маршрутное такси,
маленький магазин или лавочка и т.п.). Этот налог сохранится без
существенных изменений, для остальных малых и средних предприятий будет
вводиться упрощенная система налогообложения в виде единого налога с
оборота, кассовые аппараты станут обязательными для всех расчетов. Мы
должны добиться того, чтобы все денежные операции заверялись кассовым
чеком – только тогда у нас вырастет сумма поступлений в бюджет. Самое
сложное сейчас - рассчитать ставки единого налога, которые будут
выплачивать предприниматели. Они не должны быть неподъемными для
хозяйствующих субъектов.
Есть большие возможности и для развития
собственно экономики, но для этого многое в стране надо поменять, создав
благоприятный инвестиционный климат. Необходимо пересмотреть
законодательство в сфере оборота недвижимости, ее рынок должен быть
прозрачным, с понятными и обязательными для всех правилами, с гарантиями
защиты прав инвесторов. Параллельно нужно менять земельное, налоговое,
инвестиционное и градостроительное законодательство: все эти отрасли
взаимосвязаны, поэтому изменения будут носить комплексный характер.
Такая работа уже начата, и в течение 2013 года мы получим первые ее
результаты. Это позволит постепенно улучшать деловой климат в стране.
Но важно и повысить культуру работы с
инвесторами. Очень многое ведь зависит от соблюдения деловой этики.
Зачастую, у нас не думают о том, что необходимо учитывать интересы
инвесторов, ориентироваться на достижение взаимовыгодного
долговременного результата. Присутствует нацеленность исключительно на
быстрое извлечение прибыли за счет партнера, что губительно сказывается
на инвестиционном климате.
Еще более важна работа государственных
органов, они должны отстаивать интересы государства, а не тех, кто
находится на госслужбе. А интерес государства заключается в том, чтобы
дать предпринимателю спокойно вкладывать деньги в экономику, работать,
создавая рабочие места и уплачивая налоги. Государство должно выступать в
качестве надежного и добросовестного партнера (подходить к инвестору не
с точки зрения разделения будущего дохода, а с точки зрения разделения
обязанностей и ответственности). Здесь со всей очевидностью встает
вопрос о борьбе с коррупцией.
Остро стоит и кадровый вопрос. Как бы
странно это ни звучало, у нас в стране существует большой дефицит
квалифицированных юристов и экономистов. Это характерно и для бизнеса, и
для государственных структур.
Итак, можно с уверенностью говорить о
том, что прозрачность работы госорганов, понятное законодательство и
четкое правоприменение, наличие трудовых ресурсов – все эти факторы по
отдельности куда важнее с точки зрения привлечения инвестиций, чем
существующие у нас сегодня налоговые льготы, даже в виде полного
освобождения от уплаты налогов.
Кроме того, нам необходимо наладить
баланс между частной и государственной формами собственности. В
структуре недвижимости у нас сегодня почти все крупные объекты
принадлежат государству и большинство из них абсолютно не эффективно.
Необходима грамотная приватизация, это значит, что объекты передаются
тем, кто в состоянии наладить их прибыльную работу. Работа над новым
законом о приватизации сейчас ведется в Парламенте.
Государство тоже не должно сидеть сложа
руки, оно должно развивать предприятия. Приоритеты для государственных
инвестиций определены – это сельское хозяйство и местная промышленность.
Сейчас правительство осуществляет масштабные вложения в сельское
хозяйство, по всей Абхазии активно закладываются фруктовые сады.
В этом году вводятся в строй хлебозаводы
практически во всех районах Абхазии. В Пицунде, Ткуарчале и Очамчыре
они уже работают, а сухумский, гудаутский и галский - будут введены в
строй в скором времени. Начал работу Сухумский молочный завод.
В то же время туризм, торговля, сфера
финансовых услуг могут и должны развиваться за счет частных инвестиций.
Хорошие перспективы для частных инвестиций имеются и в производственной
сфере: это и пищевая, и легкая промышленность, производство
стройматериалов и ряд других направлений.
Подводя итог, можно сказать, что
государство в первую очередь берет на себя развитие инфраструктуры,
сельское хозяйство и частично промышленность. Одновременно мы должны
создавать благоприятный инвестиционный климат, чтобы эти и все другие
отрасли стали привлекательными для частного бизнеса. Источник.
|