Вот я - смотритель касс,
Я вроде - кассоглаз,
Хотя за мной-то как раз
И нужен бы глаз да глаз.
В. Высоцкий
Финансовые и налоговые органы активно внедряют системы электронной обработки данных для целей налогового контроля и учета. Не дав налогоплательщикам время свыкнуться с необходимостью включения данных книг покупок и продаж в электронные декларации по НДС, они решили "оцифровать" наличные денежные расчеты с использованием контрольно-кассовой техники (ККТ).
31 июля фактически завершилось публичное обсуждение проекта поправок Минфина в Закон о ККТ (ФЗ от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ). Их суть в том, что фискальные данные с 2016 года должны будут передаваться в налоговые органы в режиме онлайн. Кроме того у налогоплательщиков, применяющих ЕНВД, забирается право вести деятельность без применения ККТ. Доработанный по итогам обсуждений текст проекта можно посмотреть здесь http://regulation.gov.ru(ID проекта 00/03-24887/04-15/21-14-4), он еще не внесен в Госдуму, но полагаем, что с началом осенней сессии это будет сделано.
Минфин в пояснительной записке к проекту поправок объясняет их необходимость исключительной заботой о налогоплательщиках, обещает им «снижение административной и финансовой нагрузки за счет упрощения предоставления государственной услуги по регистрации (перерегистрации) ККТ, исключения необоснованных проверок с выходом на место установки ККТ, сокращения ежегодных издержек налогоплательщиков, связанных с использованием ККТ». Но эти обещания не очень соотносятся с содержанием поправок.
Начнем с главного: что Минфин надеется получить для себя, предлагая такие поправки в Закон о ККТ?
Возлагая обязанность вести деятельность с применением ККТ и на налогоплательщиков, применяющих ЕНВД, решается вопрос с распространенным нежеланием таких налогоплательщиков выдавать, как это полагается, бланки строгой отчетности (БСО). Например, недавно в Екатеринбурге налоговые органы провели рейд среди таксистов, в ходе которого выяснилось, что ни один водитель не озаботился выдачей какого-либо документа об оплате поездки. Причем, многие пассажиры по результатам проведенных опросов с таким положением дел вполне свыклись.
Законопроект Мифина вводит для этой категории налогоплательщиков обязанность использовать специальную контрольно-кассовую технику, печатающую бланки строгой отчетности на бумажных носителях и формирующую их в электронном виде. В результате уже не получится вести деятельность без оформления БСО. Непоступление фискальных данных в налоговые органы будет уже доказательством нарушения кассовой дисциплины и позволит налоговым органам проводить рейды у конкретных нарушителей.
Главная задумка - установить надзор за «теневым» оборотом наличности. Не секрет, что наличные деньги имеют особый спрос у предприятий (например, для выдачи сотрудникам «серых» зарплат). И многие розничные продавцы с присущей им предпринимательской смекалкой с удовольствием удовлетворяют его за определенный процент, при этом не чувствуя за собой какого-то особого контроля свыше. С утверждением же рассматриваемых поправок в закон о ККТ налоговые органы будут всегда знать, сколько тот или иной розничный продавец получил выручки за сутки, остаток по кассе и сколько наличности сверх лимита должно быть инкассировано в банк. Сопоставив указанные данные, легко определить объем изъятых из кассы наличных денег, но не поступивших на банковские счета. А дальше можно проверять уже конкретных налогоплательщиков, используют ли они эту "наличку" для незаконной деятельности.
А в чем же снижение административной нагрузки на бизнес, декларируемое Минфином?
Упрощение регистрации ККТ сводится лишь к тому, что соответствующую карточку регистрации ККТ можно будет направить в налоговую через телекоммуникационные каналы связи (ТКС), а кассовый аппарат с истекшим сроком действия ключа фискального признака будет сниматься с учета по умолчанию без какого-либо заявления со стороны его владельца.
А что такое ключ фискального признака, спросите вы? Законопроект разъясняет, что это «ключевой документ, предназначенный для формирования фискального признака». А что такое фискальный признак? - «это достоверная информация, сформированная средствами формирования фискального признака с использованием ключа фискального признака»... Простому смертному такое не по уму. Ясно одно: предлагаемый Минфином новый понятийный аппарат (27 определений, из которых только 2 применяются сейчас), как и непосредственно перевод фискальных отчетов в онлайн, предполагает активное участие специализированных операторов в передаче данных до налоговых органов.
Помимо дополнительных расходов на вознаграждение операторам, вам придется вложиться и в дооборудование или замену кассовых аппаратов. При этом законопроект предусматривает переходный период для этого, и немодернизированную кассовую технику, поставленную на учет до 2016 года, можно будет использовать в прежнем режиме в течении еще 7 лет, если раньше не закончится срок ее полезного использования или не возникнет острая необходимость поменять место налогового учета.
К подобным вещам налогоплательщики уже приучены (те же декларации сдаются по ТКС, необходимость установить терминалы для безналичного расчета мы пережили), так что вряд ли новый порядок кого-то сильно шокирует. Но рассчитывать на обещанное сокращение издержек не стоит даже в перспективе, каких-то предпосылок для этого мы в проекте не усмотрели.
Законопроектом предложена еще одна интересная норма: по требованию покупателя продавец будет обязан помимо выдачи бумажного чека (бланка строгой отчетности) направить ему на электронную почту копию. И такая копия будет приравниваться к оригинальному документу, отпечатанному на кассе, при условии, что он будет зарегистрирован в базе фискальных данных. Для продавцов это опять сулит некоторые организационные хлопоты и расходы, но в целом норма может быть весьма полезна. Например, для получения социального вычета по НДФЛ отпадает необходимость коллекционировать продолжительное время ворох полустертых кассовых чеков для его документального подтверждения. Предпринимателям станет проще подтверждать на основании кассовых чеков свои командировочные расходы и расходы на приобретение товаров в розничных магазинах, а также соответствующие вычеты по НДС.
Вывод: Финансовые и налоговые ведомства планомерно решают задачу по выводу налогоплательщиков из нелегального поля. Обналичивать деньги через фирмы-"однодневки" стало крайне проблематично и рискованно. Если поправки Минфина в Закон о ККТ будут приняты, предложение о продаже свободной наличности со стороны розницы также если не исчезнет, то как минимум сократится.
Важно осознать: государство не дремлет и выводит на свет все больше аспектов деятельности налогоплательщиков. И если бизнес своевременно не задумается над совершенствованием методов работы, то велик риск, что «свет увидив - бизнес их, как тень, в его лучах умрет».
Источник.
|