Федеральная антимонопольная служба считает, что в России можно в
несколько раз снизить затраты предпринимателей на покупку и обслуживание
кассовой техники. Но для этого надо изменить систему государственного
регулирования производства, реализации и применения кассовых аппаратов.
В частности, "заморозить" госреестр кассовой техники, который с 2008
года ведет минпромторг. А взамен ввести обязательную сертификацию. А
также уголовную ответственность и оборотные штрафы для тех пользователей
контрольно-кассовых машин (ККМ) и центров технического обслуживания,
которые самовольно вносят изменения в конструкцию уже сертифицированной
техники, нарушая работу фискальной памяти о наличных расчетах.
Предлагаемая инициатива, правда, только относительно отмены
госреестра, уже вызвала возражение со стороны минпромторга и Федеральной
налоговой службы. И одобрение бизнеса. Кассовыми аппаратами сегодня
пользуется половина малых предприятий и индивидуальных предпринимателей,
для которых 7000-9000 рублей на покупку самого элементарного аппарата и
ежегодные траты в 10 тысяч рублей на замену специальной ленты ЭКЛЗ
обходятся недешево, отражаясь в конечном счете на нас, потребителях,
замечает вице-президент "Опоры России" Владислав Корочкин. Сложности при
включении моделей кассовых аппаратов в госреестр, а также дороговизна
их обслуживания неоднократно обсуждались на встречах бизнеса с
правительством.s
Как рассказал "РГ" заместитель начальника управления контроля
промышленности и оборонного комплекса ФАС России Андрей Грешнев,
предложения его ведомства переданы для обсуждения на Правительственной
комиссии по проведению административной реформы.
По данным ФАС, за два года минпромторг по разным основаниям, в том
числе спорным, отказал в регистрации в реестре не менее трети
производителей тех или иных моделей кассовых машин. Иногда по основаниям
действительно спорным. Например, цветные фотографии модели кассового
аппарата, представленного для регистрации, были на полсантиметра меньше
установленных для размеров. "Это ли не высокий административный барьер,
который кому-то помогает существовать, а кому-то изначально затрудняет
выход на рынок?" - возмущаются в ФАС. По словам Андрея Грешнева,
несмотря на то, что заявитель при вхождении в реестр минпромторгу
напрямую ничего не платит, на самом деле на предварительных стадиях
сбора документов, добровольной сертификации, экспертиз и многочисленных
справок в среднем тратит на расходы не менее одного миллиона рублей. При
этом на рынке добровольной сертификации работают всего две
аккредитованные минпромторгом организации. Но, главное, уверяет Грешнев,
система сложилась таким образом, что функция регистрации ККМ в
госреестре не ограждает пользователей от покупки некачественной техники,
"переделки" фискальных механизмов.
По словам Грешнева, еще в 2007 году минпромторгу поручили разработать
и утвердить на законодательном уровне технические требования к
контрольно- кассовым машинам, которые бы позволяли контролировать их
эксплуатацию. Но этих требований до сих пор нет. Поэтому, с одной
стороны, это вносит хаос на рынке, а с другой, неопределенность для
производителей контрольно кассовых машин, которые не хотят инвестировать
средства в развитие и усовершенствование новых моделей кассовых
аппаратов. "Линейка кассовых машин не обновляется", - говорит Грешнев.
Госреестр контрольно-кассовой техники, который ведет минпромторг, ФАС
предлагает заменить обязательной сертификацией и созданием множества
аккредитованных при Федеральной налоговой службе экспертных частных
лабораторий. Требования для получения сертификата ФАС предлагает
закрепить в законе или в постановлении правительства. Аккредитованные
лаборатории будут обязаны информировать налоговиков о выданных
сертификатах. Те в свою очередь смогут проверить соответствие аппарата
установленным требованиям. В этом случае в России сложился бы
конкурентный рынок, а цены для предпринимателей, использующих кассовую
технику, упали бы вдвое, считают в ФАС.
В минпромторге - резко против предложений ФАС, особенно касающихся
отмены госреестра. "В реестре сегодня значатся 220 моделей
контрольно-кассовых машин. Предлагаемая же ФАС процедура учета
сертификатов один в один повторяет ведение Государственного реестра ККТ.
То есть, по сути, образуется аналогичная структура", - уверяет "РГ"
старший специалист департамента базовых отраслей промышленности
минпромторга Евгений Холкин. Передел, по его мнению, "деструктуризирует
ФНС России". В итоге ослабнет контроль за значительной денежной
наличностью через кассовую технику.
В ФНС также считают, что инициатива ФАС нарушит равновесие и приведет
к бесконтрольному появлению контрольно-кассовой техники, что осложнит
расчеты налогов.
"Российская газета" - Федеральный выпуск
№5315
(236)
от 19 октября 2010 г.
Версия для печати
|