Новый год не станет благоприятным для нашего малого бизнеса. По словам Уполномоченного по защите прав предпринимателей Тамбовской области Михаила Козельцева, самым неприятным «подарком» для них будет повсеместное введение кассовых аппаратов с выходом в интернет. Это обернётся большой проблемой для мелких торговцев.
Головная боль малого бизнеса
Дело не только в том, что такой аппарат недёшево стоит, и даже не в хлопотах, которые потребуют немало времени. Нужно будет заключать договора с провайдером, который станет собирать и хранить информацию о продажах, которые совершили все малые предприятия и индивидуальные предприятия области.
Покрытие расходов провайдеров, разумеется, ляжет на плечи предпринимателей.
Мало того, предпринимателям придётся покупать сканеры и аппараты для считывания штрих-кодов. В память машины через компьютер придётся вносить вручную наименование товара и его артикул.
Увеличится и объем документации, с которой придётся работать предпринимателям.
- Кассовые отчёты для малого бизнеса всегда были очень серьёзной головной болью. На крупных предприятиях этим занимаются бухгалтеры, а вот индивидуальный предприниматель всё вынужден делать сам, — говорит Михаил Козельцев.
В новой системе был бы смысл, если бы в малом бизнесе налоги собирались с оборота. Тогда бы кассовые машины с выходом Интернет могли бы стать инструментом наведения порядка и повышения поступлений в бюджет.
Однако индивидуальные предприниматели и многие малые торговые предприятия сейчас платят единый налог на вменённый доход. При работе в таком режиме кассовые аппараты являются обузой.
- ЕНВД взимается не с торгового оборота. При его расчёте учитываются совсем другие показатели, например, торговая площадь, количество мест в кафе или автобусе и так далее. Налог приходится платить независимо от того, какую выручку ты получишь. Эта система достаточно просто администрируется, она нравится предпринимателям, не требует кассовых машин и составления излишней отчётности. Её введение стало результатом компромисса между интересами бизнес-сообщества и государства. Не думаю, что его надо разрушить, - рассуждает Михаил Козельцев.
Бизнес-ассоциации долго добивалось права не использовать кассовые машины тем предпринимателям, которые работают по ЕНВД. Много лет они пробивали это решение через Торгово-промышленную палату, через «Опору России»… Наконец, добились.
Кроме того, большая группа предпринимателей, от обязанности использовать кассовые аппараты были освобождены представители малого бизнеса, которые работают в сфере услуг и используют бланки строгой отчётности. Это, например, репетиторы, изготовители ключей, сапожники…
Теперь обе названные выше группы предпринимателей лишаются этой льготы.
- Возможно, государство готовится к отмене ЕНВД и переходу на взимание налогов с оборота. Однако режим ЕНВД продлён до 2021 года, тогда как кассовые машины с выходом в Интернет начнут внедрять уже в нынешнем году, — рассказывает Михаил Козельцев.
Бизнес-омбудсмены, по его словам, не видят в отказе от ЕНВД и фискального смысла. Если человек платит с выручки, он начинает занижать её объём и «уходит в минусы». Бюджет от этого только теряет.
Проконтролировать же всех предпринимателей не получится даже в том случае, если вся информация о продажах будет собираться интернет-провайдерами и храниться на серверах. Слишком сильно для этого потребуется расширить штат налоговиков.
Торговля запуталась в сетях
Высокие издержки, которые лягут на плечи малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, поставят их в неравное положение с торговыми сетями. Последние получат большое конкурентное преимущество.
Последствия этого уже сказываются. Очень неприятная ситуация сложилась сейчас в сфере реализации алкоголя, где уменьшилось число выданных на право торговли лицензий, но при этом выросло количество торговых точек, а также объём физического и денежного оборота. Это говорит о монополизации данного сектора экономики.
Большие конкурентные преимущества торговым сетям даёт и действующая сейчас система лицензирования. И предприниматель, торгующий через один магазин, и сеть, имеющая сто магазинов, платят за лицензию на право торговли одну и ту же сумму. На сегодня это 62 тысячи рублей. Правда, сетевым структурам приходится доплачивать ещё по 3 тысячи за каждую торговую точку, но не очень большие расходы.
Получается, что у сетевиков соотношение издержек и оборота меньше в разы. Играя на их стороне, государство тем самым разоряет малый торговый бизнес и некрупных региональных товаропроизводителей, которым в силу разных причин трудно сотрудничать с сетями.
У малых предприятий и предпринимателей, работающих в отдалённых районах Тамбовщины, неизбежно возникнут и проблемы с передачей информации провайдерам: Интернет там может пропасть на несколько часов и даже суток. Для тех, кто торгует алкоголем и взаимодействует с системой ЕГАИС, это может обернуться большими штрафами.
- Я лично знаю десятки людей, которые решили сдать свои предпринимательские свидетельства. Куда они пойдут теперь, чем станут заниматься? Если этот процесс будет усугубляться, где мы возьмём магазины шаговой доступности? Кто будет продавать продукцию местных товаропроизводителей? — размышляет Михаил Козельцев.
Стоит отметить, что для покупателей, в принципе, ничего не меняется, разве что с 1 февраля 2017 года они смогут требовать дубликат бумажного чека на свою электронную почту или сотовый телефон. Чтобы не тратить время на диктовку адреса или номера кассиру, эксперты советуют зашифровать его заранее в виде штрих-кода, который можно считать сканером с экрана.
Кадастровый капкан
Министерство транспорта России планирует отказаться от льготного тарифа в системе «Платон», а затем увеличить тариф в два раза. В итоге сильно повысится стоимость проезда грузовиков по нашим дорогам и расходы организаций торговли.
Однако самым сильным ударом станет новый порядок взимания налога на недвижимость. Он теперь будет исчисляться исходя из кадастровой стоимости площади.
Область, по закону, могла отложить решение о новом порядке расчёта налога до 2020 года, но не сделала этого. Причина — в том, что с 2013 года вновь построенные объекты инвентаризационной стоимости не имеют, только кадастровую. У нас же в последнее время шло очень активное строительство. Только одного жилья ежегодно возводилось примерно 700 тысяч квадратных метров! Таким образом образовалось больше трёх миллионов квадратных метров, не облагаемых налогом на недвижимость. Консолидированный бюджет региона терял большие деньги. Областные власти решили положить этому конец и пополнить казну, что, безусловно, правильно. Однако при этом не учли интересы предпринимателей.
Дело в том, что ставки налогов устанавливает не регион, а муниципалитеты. Те же постарались взять по максимуму.
Большое количество площади, используемой предпринимателями для своего бизнеса, зарегистрировано на физических лиц. В отношении такой площади в Тамбове, по словам бизнес-омбудсмена, принято драконовское решение. С неё будет взиматься налог в размере 2 процентов от кадастровой стоимости.
Владельцам жилплощади также придётся несладко, ведь кадастровая стоимость приближена к рыночной цене, а она в несколько раз (иногда вдесятеро) больше инвентаризационной.
Многие предприниматели не смогут потянуть такой налог и попадут в капкан. Они постараются продать свои торговые площади, но далеко не все смогут это сделать: число потенциальных покупателей сильно уменьшится. В итоге многие люди могут попасть в долговую яму. За их имуществом придут судебные приставы.
- То, что государство наводит порядок в сфере малого бизнеса, это неплохо. Однако делает оно крайне это неуклюже. Расходы у предпринимателей вырастут — и им либо придётся повышать цену, что в условиях конкуренции невозможно, либо уходить с рынка. Почему наведение порядка у нас вызывает такие огромные издержки? Остаётся только надеяться, что областные власти обратят внимание на проблемы предпринимательской среды и примут мудрое решение, - заключил Михаил Козельцев.
Андрей ХВОРОСТОВ.
|