В этом году в Екатеринбурге открылись четыре новых торгово-развлекательных центра (ТРЦ). Новость, безусловно, позитивная, только не для предпринимателей, работающих в сфере мелкорозничной торговли. Они считают, что их пытаются вытеснить с городских улиц именно в ТРЦ, но арендные ставки там малому бизнесу не по карману, да к тому же постоянно растут. Правила игры для малого бизнеса в последнее время существенно ужесточились: увеличились суммы обязательных социальных отчислений, из ассортимента были исключены целые товарные категории, усложнились требования к схемам размещения торговых объектов. Чтобы открыть новый киоск или павильон, требуется потратить массу времени и собрать множество документов. — В Москве сейчас дело дошло до демонтажа ларьков и киосков, которые не в полной мере соответствуют установленным требованиям. Регионы часто берут со столицы пример, в данном случае пример в большей степени отрицательный, — заявил во время визита в Екатеринбург президент коалиции киоскеров России — руководитель комиссии «Опоры России» по мелкорозничной, нестационарной и ярмарочной торговле Владлен Максимов. Его тревожит сложившаяся ситуация, при которой мелкие торговцы чувствуют себя абсолютно неконкурентоспособными на фоне крупных торговых центров и забытыми государством. Один из предпринимателей, Ильдар Рахматулин, сделал своеобразное сравнение: — Мой отец всё жизнь проработал на Уралмаше, сейчас ему 78 лет, — рассказал он. — Когда на предприятии отмечают какие-то круглые даты, отца никто не поздравляет. Когда-то он был нужен стране, теперь его забыли. В 90-е годы мелкие торговцы тоже делали то, что стране в ту пору было необходимо: наполнили полки магазинов продуктами и товарами. А сейчас возникает ощущение, что о нас, как и о старых рабочих, тоже забыли. Впрочем, существует расхожее мнение, что рынок всех рассудит. Если доходы киосков постоянно сокращаются, а прибыль торговых центров растёт, значит потребитель сделал свой выбор. «На рынок и в маленькие магазины я больше не хожу, закупаюсь в супермаркетах». Наверное, под этой фразой могут подписаться многие екатеринбуржцы. Но говорит ли это о высокой культуре потребления? — Каким товаром торгуют супермаркеты? Восковыми помидорами, которые загрузили в трюм в далёкой стране, дозревшими по дороге. Супермаркет не повезёт вам маленькую партию свежих помидоров из Баку, — говорит Владлен Максимов. Он отмечает, что местным предпринимателям, которые производят продукты питания, сложно работать с крупными торговыми сетями. Во-первых, там существует «плата за полку»: за присутствие своих товаров в сети нужно платить немалые взносы. Кроме того, там строгая стандартизация товаров, а за нарушения поставок предполагаются штрафы, способные разорить предпринимателя. — Смерть мелкой розницы приведёт к гибели местных производителей, тех же фермеров, например, — считает уральский предприниматель Евгений Яргин. По его мнению, государству следует поддерживать мелких предпринимателей, в конце концов они — налогоплательщики. Для этого нужно внести ряд поправок в Закон о торговле, регламентирующих размещение таких объектов, чтобы не было самоуправства местной власти. Владлен Максимов развивает это мнение. — Во многих российских городах, как правило, владельцы крупных торговых сетей — иностранцы. То есть деньги покупателей уходят за рубеж. То, что зарабатывает мелкая розница, остаётся в нашей стране и идёт на развитие этого бизнеса. Конкурировать с сетями мелкая розница, конечно, не может, зато она способна внести в нашу жизнь мелкие радости. — Идёт человек по улице, подходит к киоску, покупает газету. Неужели он пойдёт за газетой в торговый центр? Другой прохожий покупает тут же шоколадку. Зачем запрещать продажу шоколада через «Союзпечать»? Бежит ребёнок в школу, вспомнил, что забыл дома линейку. Подошёл к киоску, купил. Почему копеечные канцелярские принадлежности можно продавать только при наличии кассового аппарата? Кому польза от этих ограничений? — рассуждает генеральный директор екатеринбургского агентства «Газеты в розницу» Владимир Ладыгин. По его мнению, задача малого бизнеса — не пополнять бюджет, а снимать давление с бюджета путём самозанятости населения и создания дополнительных рабочих мест. Предприниматели Среднего Урала отмечают, что сейчас в сфере мелкой розницы работают люди в возрасте 45–50 лет и старше. Такая высокая возрастная планка свидетельствует о том, что молодёжь не видит перспективы в этом бизнесе. Будут ли желающие прийти им на смену? Елена Абрамова Обозреватель отдела народного хозяйства