В 2014 г. ритейлеры начнут передавать ФНС данные кассовых аппаратов
в режиме онлайн. Это позволит бизнесу сэкономить, надеется Минфин. Проект постановления правительства о передаче данных Минфин опубликовал на портале regulation.gov. Законопроект,
который обязывал компании сообщать налоговикам о денежных расчетах
в режиме онлайн, Минфин подготовил еще в прошлом году. На новый формат
бизнес должен перейти к июлю 2016 г. Но Минэкономразвития тогда проект
раскритиковало: инфраструктура отсутствует, а сроки слишком короткие —
раньше 2021 г. не успеть. Минфин не отступил и предложил провести эксперимент в четырех регионах: в Москве, Московской области, Татарстане и Калужской области
с 1 июля по 31 декабря 2014 г. Данные будут передаваться не напрямую
в налоговую, а через операторов. Онлайн-контроль за расчетами позволит
выявлять нарушения, а проверки станут более точечными и результативными,
говорится в пояснительной записке. Выиграет и бизнес, считают
в Минфине: снизятся его финансовые и административные издержки, ведь
упростятся требования к кассовым аппаратам и не придется тратиться
на электронную контрольную ленту, защищающую фискальные данные
от исправлений. В пояснительной записке к законопроекту Минфин оценивал
в прошлом году возможную экономию бизнеса в 25 млрд руб. Действующий
порядок обременителен для бизнеса, уверен представитель ФНС: нужна
ежегодная перерегистрация кассовых аппаратов, обязательный осмотр
и опломбирование в налоговом органе. Новые меры позволят использовать
для расчетов даже смартфоны или планшеты, отмечает он. Минэкономразвития эксперимент поддерживает, отмечает замминистра Олег Фомичев. Но беспокоит цена оборудования и услуг, продолжает он, хотя операторы фискальных данных обещают низкие цены. Электронная версия позволит сэкономить, признает совладелец сети магазинов «АБК» Леонид Абаюшкин,
но сколько — сказать сложно. Расходы на кассовую ленту можно
компенсировать, рассказывает он: например, размещать на ней рекламные
материалы. Сложности могут возникнуть при передаче данных,
но не у крупных сетей, говорит Александр Шатиков
из AC&M-Consulting: их магазины принимают к оплате банковские
карты, а значит, подключены к интернету. Сложности возникнут у мелкой
розницы и магазинов в мелких населенных пунктах с плохим покрытием
интернетом, предполагает он. Для регионов, которые выпадают из сети,
обсуждается офлайновая передача данных в налоговую, говорит Фомичев:
например, раз в неделю на электронном носителе. По данным фонда «Общественное
мнение», охват интернетом осенью 2013 г. в Москве составил 74%,
в городах-миллионниках — 62%, в городах с менее чем 100 000 жителей —
56%, в сельской местности — 44%. Нововведения
выгодны продавцам кассовых аппаратов и фискальным операторам, считает
управляющий партнер Management Development Group (сети «Гастрономчикъ» и «Продэко») Дмитрий Потапенко,
а бизнес пострадает: придется закупать более мощные кассы, подключать
их к интернету. А рост затрат ритейл переложит на покупателя,
предупреждает он. «Насколько условия обременительны, будем обсуждать, получив результаты эксперимента», — резюмирует Фомичев. Сергей Титов
|