Новая компьютерная система позволит отделить добросовестные компании от криминальных, предупреждать о недобросовестных контрагентах.
Федеральная налоговая служба (ФНС) изобрела способ «обелить» российский рынок. ФНС запустила новую версию программного комплекса автоматизированного контроля за налогом на добавленную стоимостью (АСК НДС-2). Первая версия программного комплекса уже позволила сэкономить 68 млрд бюджетных рублей, рассказал «Известиям» замруководителя ФНС России Даниил Егоров. Суть системы в том, что она сохраняет все счета-фактуры, все сделки, все налоговые декларации плательщиков НДС, создавая каждой компании налоговую историю. Это позволит отделить добросовестных налогоплательщиков от криминальных, на которых ФНС и сосредоточит силы проверяющих, уверен он.
— В настоящее время сама предпринимательская среда провоцирует применение незаконных налоговых схем, — поясняет Егоров. — Предприниматель, который не пользуется фирмами-однодневками, незаконным возвратом НДС, проигрывает в конкурентной борьбе с недобросовестными «коллегами». Новая система позволяет отслеживать все цепочки движения товаров, поэтому обнаружить фиктивную сделку ей будет несложно. В этом случае система по электронным каналам связи запросит у налогоплательщика пояснения. Очевидно, что однодневки не смогут обеспечить электронное взаимодействие с налоговым органом, и им автоматически по закону будут блокированы счета. Компании, желающие остаться в правовом поле, сдадут уточненные декларации или пояснения. В отношении недобросовестных компаний налоговая будет «сужать кольцо» и принуждать их отказаться от использования незаконных схем. Так рынок будет очищаться от незаконных практик, которыми сейчас пользуются многие фирмы.
Новая система ФНС охватывает все сделки, совершенные с 1 января этого года. Как пояснил Егоров, при проектировании системы квартальный объем анализируемых данных в электронном виде оценивался в 5 терабайт. Всего серверы системы рассчитаны так, чтобы хранить историю всех сделок и сданных деклараций минимум 5 лет.
Соответственно, единожды проведенная сомнительная операция будет фиксироваться и впоследствии отразится на «налоговом профиле риска» компании, ее руководства и владельцев. Низкий профиль риска освободит компанию от излишнего внимания проверяющих и налоговых проверок, акцент будет сделан только на «рискованных» налогоплательщиках.
Первая версия системы не хранила информацию о сделках и счетах-фактурах, анализируя данные о компаниях, заявляющих возмещение налога. Только в первый год применения такого подхода налоговые органы предотвратили незаконное возмещение 68 млрд рублей НДС из бюджета. В будущую третью версию системы предполагается включить данные с кассовых аппаратов, что позволит ФНС контролировать не только сделки между компаниями, но и продажи конечному потребителю (соответствующий законопроект уже проходит согласования в ведомствах).
— В этом случае мы будем держать под контролем всю цепочку создания добавленной стоимости, и компаниям станет невыгодно создавать облако фирм-прокладок, благодаря которым сейчас они незаконно минимизируют налогообложение, — говорит Егоров. — Кроме того, это позволит сравнивать цены и объемы продаж аналогичных торговых точек. Например, если в одном месте есть два однотипных магазина, но в одном продается сто, к примеру, пакетов молока, а в другом — пять, то это повод прийти во второй магазин c проверкой. При таком контроле теоретически система сможет заполнить книгу покупок и продаж, и даже декларацию компании. Но пока об этом говорить рано: законопроект о внедрении таких кассовых аппаратов еще не принят, хотя эксперимент прошел в целом удачно.
Впрочем, по мнению экспертов, автоматически полностью «обелить» российский рынок не получится.
— Это нереальная задача, и в мире нет такой страны, где был бы абсолютно «белый» рынок, — считает руководитель налоговой практики компании «Деловой фарватер» Антон Соничев. — Поэтому новая версия программного комплекса в лучшем случае сможет только помочь уменьшению применения незаконных налоговых схем, но не устранит их в полном объеме. Кроме того, данная версия программного комплекса — абсолютное новшество в России, поэтому первые 1,5–2 года будут переходным периодом, пока будут выявляться и устраняться недостатки системы и вырабатываться максимально эффективные способы работы с ней.
Александра Баязитова
|