В нынешнем году вступают в силу новые правила работы с контрольно-кассовой техникой (ККТ). В тот самый момент, когда покупатель рассчитывается за свое приобретение, информация в режиме онлайн будет передаваться на сервер налоговой службы.
Уже сейчас есть возможность добровольного перехода на новый порядок. С 1 июля 2017 года онлайн-кассы станут обязательными для тех, кто уже использует ККТ, а с 1 июля 2018-го для всех, кто продает товары либо предоставляет услуги.
По замыслу разработчиков закона, такая технология позволит контролировать исчисление и своевременность уплаты налогов и сборов, автоматически выявлять нарушения. Они считают, что переход на онлайн-кассы поможет предпринимателю снизить расходы на контрольно-кассовую технику и даст ему возможность в режиме реального времени отслеживать оборот.
- Одна из целей нововведения - сделать бизнес прозрачней и избавиться от нелегального предпринимательства, - отмечает Сергей Степанов, заместитель председателя Совета по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата при губернаторе Хабаровского края. - В этом направлении уже предпринято немало: введены системы "Меркурий", "Платон", маркировка меховых изделий, ЕГАИС.
Но стоит вспомнить, во что обошелся переход на ЕГАИС малому бизнесу.
- На селе практически не осталось предпринимателей, которые бы продолжали торговать спиртным, ведь один кассовый аппарат для этой системы стоит порядка 120 тысяч рублей. У многих не нашлось ни денег, ни кадров для работы в таких условиях, - напоминает Степанов. - Их место заняли крупные фирмы, торговые сети - они арендовали прилавки, где раньше стояли предприниматели. С онлайн-кассами мы можем потерять мелкий бизнес.
Порядка 8000 магазинов в Хабаровском крае нужно оснастить кассами, передающими информацию на сервер налоговой службы
Его опасения подтверждает предприниматель из Верхнебуреинского района Светлана Кибичева:
- Коллеги, торгующие промтоварами, заявляют: "Доработаем до 1 июля 2018 года и закроемся". То есть они возьмут вещи в сумочку и станут ходить, как прежде, по организациям и предлагать товар. И никто не будет платить налоги! А ведь сейчас они делают отчисления в бюджет, платят аренду, сборы в ПФР.
Магазинчики Кибичевой, расположенные в поселках Чегдомын и Новый Ургал, подключены к системе ЕГАИС. На своем опыте она называет основные проблемы: неустойчивая связь и неподготовленные кадры.
- Рабочий день начинается с того, что продавец пытается "поймать" сотовую связь, чтобы подключиться к системе. Если не получается, торговля стоит, - объясняет она. - Продавцы у нас - в основном пенсионеры, со сложной техникой не в ладах, на клавиатуре кнопочки подписывают - чтобы не ошибиться.
Специалисты-айтишники тревогу предпринимателей не разделяют.
- Сегодня требования к качеству канала связи минимальные: чтобы передать пакеты данных в ЕГАИС, не нужно 3G - 4G. Вполне достаточно уровня GPRS, - уверяет директор сервисного центра "Систем-сервис" Иван Метелев. - Более того, даже если нет связи, в течение трех дней можно торговать, обслуживать клиентов. При восстановлении канала и появлении Интернета информация за эти дни уходит автоматически. А с онлайн-кассами еще проще, чем с ЕГАИС: дается не три, а 30 дней на передачу данных. Продавцов можно удаленно обучить, если предприниматели готовы оплатить такие услуги.
То есть расходы по внедрению онлайн-касс, как водится, полностью ложатся на бизнес. Средняя цена аппарата для такой работы - 31 тысяча рублей. Для хлебных киосков подешевле: самая скромная касса обойдется в 14 тысяч. Не считая оплаты услуг оператора связи и оператора фискальных данных, а также обслуживания техники. Но и такие затраты торговцы хлебом считают чрезмерными.
- Процентов 70 хлеба в Хабаровске и его пригородах продается через киоски, - говорит генеральный директор компании "Колос-Пром" Михаил Зубащенко. - У нас порядка 170 торговых точек, которые подпадают под закон о кассовых аппаратах в режиме онлайн. Из них около ста убыточные. Пока мы их держим: хотя наш бизнес низкомаржинальный, но ведь это торговля социальным продуктом.
А вот прогноз Зубащенко дает мрачный.
- Мы уже просчитали худший вариант. Если уже сейчас в квартал мы закрываем по два-три киоска, в которых дневная выручка упала до двух-трех тысяч, то с переходом на онлайн-кассы этот процесс ускорится, - подчеркивает он. - Если не будет иных решений от власти, к 2018 году мы, закрыв киоски, в которые не планируем ставить новые аппараты, уволим более ста человек из 570 работников нашего предприятия. Уменьшится объем продаж, и придется урезать выпечку, значит, уйдет еще примерно 200 человек с хлебозавода.
Кстати, "решения от власти", не увеличивающие бремя для малого и среднего бизнеса, просматриваются.
- Правительство может признать территорию удаленной от сетей связи. В этом случае будет применяться кассовый аппарат без функции передачи данных, - объясняет Иван Метелев.
- Важным критерием должна стать и численность жителей населенного пункта. Если примут решение, что там, где проживает менее десяти тысяч человек, онлайн-кассы использоваться не будут, то многие села и поселки нашего края попадают под освобождение от действия этого закона, - говорит начальник отдела лицензирования и лицензионного контроля комитета потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности правительства Хабаровского края Елена Спиридонова. - Кроме того, краевая Законодательная дума вышла с инициативой - исключить применение онлайн-касс теми предприятиями и предпринимателями, которые заняты продажей хлебобулочных и кондитерских изделий, если этот товар реализуются из киосков или с лотков.
Комментарий
Олег Герасимов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае:
- Сейчас происходит автоматизация контроля за бизнесом. И зачастую эти мероприятия проходят за счет предпринимателей. Когда применяется ЕГАИС, понятно, зачем это делается - чтобы избежать контрафактного алкоголя. А зачем следить за микробизнесом, который находится на ЕНВД, где не требуется знать точного объема? Там даже не ведется бухгалтерский учет. Моя позиция - надо освободить микробизнес от онлайн-касс.
Татьяна Мишина
|