Оценка регулирующего воздействия 
законов - институт для нашей страны молодой. Соответствующее 
постановление правительства о начале такой практики было принято в мае. 
Сам департамент начал работать летом. Как это часто бывает, Россия 
переняла этот опыт у Запада. В Европе, США и Австралии оценка 
регулирующего воздействия - весьма эффективный и давно работающий 
механизм. По уверению главы департамента оценки регулирующего 
воздействия Минэкономразвития Алексея Херсонцева, там практика 
применяется уже в течение 20 лет и продолжает совершенствоваться. 
Процессом охвачены все стороны жизни общества - специальными органами 
рассматриваются чуть ли не все нормативные и законодательные документы, 
начиная от влияния внедряемых актов на экологию и заканчивая гендерными вопросами.
Специалистов Минэкономразвития (создан целый консультативный совет из экспертов) интересуют документы, касающиеся контролябизнеса, технического регулирования производства продуктов, новые
 экологические и санитарные нормы. Цель "разбирательства" - оградить 
государство, бизнес и граждан от ненужных расходов и связанных с этим 
проблем. деятельности 
Выглядит процедура так: ведомство или 
служба, выступающая с какой-либо инициативой, перед отправкой документа в
 Минюст представляет его в Минэкономразвития. Далее департамент начинает
 так называемые публичные консультации. На все про все - 30 дней. За 
этот месяц четыре бизнес-объединения, а именно - ТПП, РСПП, "Деловая 
Россия" (средний
 бизнес), "ОПОРА России" (малый бизнес) должны ответить на опросник, 
составленный департаментом. Такой же опросник, кстати, вывешивается в 
свободном доступе на сайте министерства. Анкета анонимна. Но, по 
уверению Херсонцева, как правило, интервьюируемые подписываются. "Нам 
очень важна обратная связь", - говорит эксперт.
В результате
 на свет появляется экспертное заключение. Некий собирательный образ 
отзыва на тот или иной законопроект или подзаконный акт. "Мнение бизнеса
 всегда учитывается. К примеру, до высказываний предпринимателей что-то 
может ускользать от экспертного взгляда. Но мы оставляем за собой право и
 не согласиться с точкой зрения предпринимателей, и выдать свое 
решение", - объясняет Херсонцев. Как правило, замечания принимаются во 
внимание. И документ отправляется в Минюст уже в доработанном виде. За 
время существования департамента оценки регулирующего воздействия было 
рассмотрено порядка 35 актов. И по всем консенсус был достигнут. К 
примеру, вспоминает Херсонцев, был документ из Минпромторга, 
регулирующий применение кассовых аппаратов в торговле, а точнее, 
призывающий иметь на них определенные паспорта. В результате было 
установлено, что акт мог запутать контролирующие бизнес-органы, и он был
 доработан после рекомендаций. Другой пример - документ призывает 
изменить техрегламент на какой-то продукт и тут же прописать новый состав на этикетке. Департамент пришел к выводу, что печать новых этикеток или быстрый
 переход вообще на другую тару повлечет за собой расходы 
предпринимателей (а как следствие, и граждан), и в рекомендациях был 
установлен переходный период.
В общем, до 
рассмотрения законопроектов по гендерному принципу России еще явно 
далеко, но необоснованных расходов предприниматели уже могут избежать. 
Или хотя бы попытаться это сделать.