Оценка регулирующего воздействия
законов - институт для нашей страны молодой. Соответствующее
постановление правительства о начале такой практики было принято в мае.
Сам департамент начал работать летом. Как это часто бывает, Россия
переняла этот опыт у Запада. В Европе, США и Австралии оценка
регулирующего воздействия - весьма эффективный и давно работающий
механизм. По уверению главы департамента оценки регулирующего
воздействия Минэкономразвития Алексея Херсонцева, там практика
применяется уже в течение 20 лет и продолжает совершенствоваться.
Процессом охвачены все стороны жизни общества - специальными органами
рассматриваются чуть ли не все нормативные и законодательные документы,
начиная от влияния внедряемых актов на экологию и заканчивая гендерными вопросами.
Специалистов Минэкономразвития (создан целый консультативный совет из экспертов) интересуют документы, касающиеся контролябизнеса, технического регулирования производства продуктов, новые
экологические и санитарные нормы. Цель "разбирательства" - оградить
государство, бизнес и граждан от ненужных расходов и связанных с этим
проблем. деятельности
Выглядит процедура так: ведомство или
служба, выступающая с какой-либо инициативой, перед отправкой документа в
Минюст представляет его в Минэкономразвития. Далее департамент начинает
так называемые публичные консультации. На все про все - 30 дней. За
этот месяц четыре бизнес-объединения, а именно - ТПП, РСПП, "Деловая
Россия" (средний
бизнес), "ОПОРА России" (малый бизнес) должны ответить на опросник,
составленный департаментом. Такой же опросник, кстати, вывешивается в
свободном доступе на сайте министерства. Анкета анонимна. Но, по
уверению Херсонцева, как правило, интервьюируемые подписываются. "Нам
очень важна обратная связь", - говорит эксперт.
В результате
на свет появляется экспертное заключение. Некий собирательный образ
отзыва на тот или иной законопроект или подзаконный акт. "Мнение бизнеса
всегда учитывается. К примеру, до высказываний предпринимателей что-то
может ускользать от экспертного взгляда. Но мы оставляем за собой право и
не согласиться с точкой зрения предпринимателей, и выдать свое
решение", - объясняет Херсонцев. Как правило, замечания принимаются во
внимание. И документ отправляется в Минюст уже в доработанном виде. За
время существования департамента оценки регулирующего воздействия было
рассмотрено порядка 35 актов. И по всем консенсус был достигнут. К
примеру, вспоминает Херсонцев, был документ из Минпромторга,
регулирующий применение кассовых аппаратов в торговле, а точнее,
призывающий иметь на них определенные паспорта. В результате было
установлено, что акт мог запутать контролирующие бизнес-органы, и он был
доработан после рекомендаций. Другой пример - документ призывает
изменить техрегламент на какой-то продукт и тут же прописать новый состав на этикетке. Департамент пришел к выводу, что печать новых этикеток или быстрый
переход вообще на другую тару повлечет за собой расходы
предпринимателей (а как следствие, и граждан), и в рекомендациях был
установлен переходный период.
В общем, до
рассмотрения законопроектов по гендерному принципу России еще явно
далеко, но необоснованных расходов предприниматели уже могут избежать.
Или хотя бы попытаться это сделать.