Воровство в магазинах процветает, оно даже получило в зарубежных странах политкорректное название "шоп-лифтинг”. В одном из сетевых магазинов Мурманска офис и склад находились в одном помещении, что насторожило консалтинговую группу. Владелец слепо доверял менеджеру по закупкам, она же закупала дорогостоящие позиции косметики и держала их на складе годами. Махинации с поставками были налицо, ведь оборот дорогих кремов не так уж велик, а товарных запасов — на многие лета. При нажиме девушка призналась в воровстве и скромно исчезла с рабочего места. Мораль: заинтересовывайте своих менеджеров выбирать объемы товара и смело применяйте санкции. Менеджеры по маркетингу завышают смету рекламных акций, стоимость листовок, услуги модельных агентств и т. д. Отдел персонала умудряется шельмовать при даче объявлений и поиске сотрудников через кадровые агентства. Все скидки за обращение идут к ним в карман. Отдел развития находит лазейки, составляя двойную смету, к примеру, при монтаже или демонтаже оборудования торговых залов. Директора в магазинах обычно вступают в сговор с главными бухгалтерами, а уборщицы — с охраной. Поэтому владельцу бизнеса следует мониторить цены на услуги сторонних компаний, советует Наталья Новоселова. Кроме того, хозяин должен всегда осуществлять личный контроль закупок, следить за взаимодействием с партнерами, разрабатывать стандарты работы с ассортиментом (когда, сколько и зачем было закуплено 300 литров пива "Б”?). И придумать эффективную систему мотивации сотрудников, привязать процентное вознаграждение к показателям окончательной реализации товара. Причем туда должен быть включен коэффициент оборачиваемости. Ориентир — на маржу! Необходимо проводить тендеры на услуги, совместно с поставщиками проводить рейды и установить негласный контроль за благосостоянием менеджеров. Согласитесь, что вдруг появившаяся дорогая машина или шуба, или телефон могут послужить сигналом к внутреннему расследованию. Кассовый узел — это вообще отдельный разговор. Кнопка сторнирования, через которую можно удалить из чека позицию или осуществить возврат, находится только у старшего контролера–кассира! На практике доступ к сторн-кнопке часто оставляют открытым в ночные часы у дежурных служащих. Это в корне неправильно — недовольный посетитель может прийти и утром, надо грамотно ему все объяснить. К примеру, в магазине формата cash&carry старший кассир ушла пообедать, оставив ключ сторнирования подружке-администратору, та позвонила мужу, и он за час сделал дубликат ключа. Охрана магазина в течение нескольких лет не могла обнаружить источник мошенничества. Поэтому следите, чтобы возраст "просто кассиров” и "старшего” разнился, подберите на эту должность "овчарку”, с которой трудно подружиться, мотивируйте ее на вскрытие случаев воровства. У каждого кассира свой пароль, следите, чтобы после увольнения IT–отдел его удалял, да и сами системные администраторы частенько меняются, поэтому и за ними тоже надо "подчищать”. Владельцы магазинов не должны игнорировать всевозможные проверки денежных средств. Требуйте отчеты по скидкам. Воровать будут всегда, вопрос в том, насколько вы сопротивляетесь этому вечному человеческому греху.