Данный бюллетень посвящен итоговому докладу межведомственной рабочей группы, созданной в целях проведения независимой оценки результатов эксперимента в соответствии с пунктом 9 Положения о проведении в 2014 - 2015 годах эксперимента по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в целях совершенствования порядка ее регистрации и применения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 № 657.
По состоянию на 15.11.2014 подключено более 1,5 тыс. единиц контрольно-кассовой техники (ККТ), что позволяет подвести промежуточные итоги эксперимента.
Итак, ключевые выводы по промежуточным итогам эксперимента по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, обеспечивающей передачу налоговым органам в электронном виде информации о таких расчетах.
Достижение целей эксперимента, определенных постановлением Правительства Российской Федерации № 657:
1) Эксперимент показал удобство применения технологии передачи информации о расчетах, а именно:
• возможность электронной регистрации ККТ;
• возможность получения налогоплательщиком информации о выручке в режиме реального времени (сообщили 19 налогоплательщиков из 108 опрошенных);
• отсутствие необходимости специального обучения персонала для работы в новом порядке (сообщили 99% процентов опрошенных);
• возможность применения нового порядка организациями и индивидуальными предпринимателями с различными системами налогообложения и масштабами бизнеса (из 700 участников эксперимента 20 процентов индивидуальные предприниматели, 27 процентов применяют упрощенную систему налогообложения, 12 процентов применяют систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, то есть не обязаны применять ККТ);
• заинтересованность налогоплательщиков в существенном упрощении форм, сопровождающих применение ККТ, в частности, журнала кассира- операциониста (например, перевод в электронный вид или отмена форм вследствие наличия данных о расчетах на стороне налоговых органов), а также заинтересованность в легализации электронного чека.
2) Эксперимент показал технические возможности эксплуатации технологии передачи информации о расчетах, а именно:
• подтвердил техническую возможность организации передачи информации о расчетах в адрес налоговых органов через оператора фискальных данных: в течение 3-х месяцев проведения эксперимента в нем приняло участие более 700 налогоплательщиков, было передано более 3-х миллионов чеков с общей суммой около 1,8 миллиардов рублей;
• подтвердил возможность использования сетей связи для организации передачи информации о расчетах в сторону налоговых органов, учитывая, что при таком разнообразии участников эксперимента и пилотных регионов, в которых проводится эксперимент, средний процент чеков, которые пробиваются в режиме отсутствия связи, не превышает 4-х процентов;
• подтвердил возможность оперативной проверки чеков покупателями с помощью мобильных приложений;
• выработаны интеграционные решения с производителями программного обеспечения и ККТ в сжатые сроки подготовки к эксперименту;
• возникновение всего 2-х сбоев, которые привели к прекращению работы ККТ (оперативно устранены);
• эксперимент реализован на прототипе решения, созданным ФГУП «Главный научно-исследовательский вычислительный центр Федеральной налоговой службы» (ГНИВЦ ФНС России), что подтверждает возможность разработки такой технологии многими участниками рынка, что приведет к созданию конкурентной среды.
3) Определение финансовой эффективности технологии передачи информации о расчетах будет отражено в итоговом докладе о результатах эксперимента, с учетом опроса налогоплательщиков-участников эксперимента, оценки стоимости модификации автономной ККТ, которая базируется на современных мобильных устройствах и операционных системах, оценки влияния на стоимость предложений по обеспечению некорректируемости и информационной безопасности, анализа затрат ГНИВЦ ФНС России и ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России на подготовку и проведение эксперимента и расчета себестоимости услуг оператора фискальных данных для моделирования потенциального тарифа.
Отложенные вопросы для доклада по окончанию эксперимента:
1) выработка оптимальных мер и средств по предотвращению угроз;
2) формирование требований к модернизации нормативных правовых актов, регулирующих применение ККТ, включая вопросы электронной регистрации ККТ;
3) формирование проектов нормативных правовых актов, определяющих функционирование операторов фискальных данных, в том числе с точки зрения регуляторных мер, направленных на предупреждение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в сфере услуг обработки фискальных данных;
4) определение механизма реализации контрольной работы и возможности упрощения форм отчетности, сопровождающих применение ККТ;
5) проведение детального анализа услуг связи, используемыми участниками эксперимента, в разрезах населенных пунктов и операторов связи и анализа технологии передачи данных на предмет устойчивости к плохим каналам связи и стоимости услуг связи;
6) проведение оценки финансовой эффективности предлагаемого порядка применения ККТ с учетом предложенных оптимальных мер и средств предотвращения угроз;
7) проведение комплекса нагрузочных испытаний технологии передачи информации о расчетах в сторону налоговых органов (включая испытания устройств на современных мобильных платформах в реальных условиях) для определения возможностей масштабирования технологии в рамках всей страны и определения оптимальной технологии формирования фискального признака;
8) выработки концепции перехода налогоплательщиков на предлагаемый порядок применения ККТ в рамках всей страны, включая вопросы универсализации способов подключения.
Участники эксперимента, особенно те, которые эксплуатируют инновационную ККТ, в частности, планшеты, выступают с предложениями по продлению эксперимента в связи с тем, что 1-го февраля 2015 года ККТ, которую они активно применяют в данный момент, должна быть выведена из эксплуатации.
В этой связи предлагается рассмотреть возможность продлить сроки проведения эксперимента до принятия необходимых изменений в действующее законодательство, регулирующее порядок применения контрольно-кассовой техники, в частности, Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
Вступление.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 № 657 «О проведении в 2014-2015 годах эксперимента по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в целях совершенствования порядка ее регистрации и применения» (далее - постановление Правительства) целями эксперимента являются:
1) определение финансовой эффективности и удобства применения для организаций и индивидуальных предпринимателей технологии передачи информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт, осуществляемых с применением ККТ при реализации товаров, работ, услуг;
2) определение технических возможностей эксплуатации технологии передачи информации о расчетах.
Также постановлением Правительства определено, что эксперимент должен проходить в г. Москве, Московской области, Республике Татарстан и Калужской области.
Кроме этого, определены следующие принципы проведения эксперимента:
• Эксперимент должен проводиться на добровольной основе и дать возможность достичь и/или оценивать финансовую эффективность предлагаемого порядка применения за счет снижения расходов на приобретение и эксплуатацию ККТ.
• Эксперимент должен охватить не только налогоплательщиков, которые обязаны применять ККТ в соответствии с действующим порядком, но и налогоплательщиков, которые в настоящее время не обязаны применять ККТ, например налогоплательщиков, которые работают в сфере оказания услуг.
• В ходе эксперимента предполагается использовать и опробовать не только «традиционную» ККТ, но и инновационную ККТ, основанную на передовых мобильных платформах. В соответствии с постановлением Правительства приказом ФНС России от 05.08.2014 № ЕД-7-2/410 в Государственный реестр контрольно-кассовой техники включены сведения о модели ККТ: «ЭВМ (электронно-вычислительная машина), в том числе программно- технический комплекс, абонентская радиостанция», которая может применяться при проведении эксперимента.
• В качестве оператора фискальных данных (ОФД) в рамках эксперимента будет выступать ГНИВЦ ФНС России. Роль ГНИВЦ ФНС России определена приказом ФНС России от 01.08.2014 № ММВ-7-6/407 «Об определении уполномоченной организации, обеспечивающей передачу налоговым органам информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт».
Организация эксперимента.
Подготовка к эксперименту.
В течение первой половины 2014 года согласно поручениям, полученным на совещаниях Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова, Министерством финансов Российской Федерации, ФНС России и администрациями пилотных регионов была проведена значительная работа по подготовке эксперимента. .
После проведения необходимой подготовки была развернута работа по информированию налогоплательщиков об эксперименте:
• сформированы рабочие группы с администрациями пилотных регионов для продвижения эксперимента;
• разработан Интернет сайт для потенциальных участников эксперимента и партнеров эксперимента из числа производителей ККТ и программного обеспечения;
• проведена кампания по информированию налогоплательщиков - возможных участников эксперимента;
• проведены совещания, организованные администрациями пилотных регионов, на которые были приглашены налогоплательщики, заинтересованные в эксперименте;
• ФНС России провело около 30-ти совещаний с рядом налогоплательщиков (Азбука Вкуса, Седьмой Континент, Связной, Мегафон, Сбербанк, Икс5, Мостакси, Формула кино, Кофемания и многими другими);
• разработано руководство для налогоплательщика - участника эксперимента.
ФНС России провела значительную работу по обеспечению технической готовности к эксперименту. В качестве оператора фискальных данных для эксперимента был определен ГНИВЦ ФНС России.
ГНИВЦ ФНС России:
• запустил специальный Интернет сайт с технической документацией, программными библиотеками и службой технической поддержки для проведения работ по интеграции производителями ККТ и программного обеспечения;
• специально для целей проведения тестирования производителями ККТ и программного обеспечения развернул отдельный экземпляр прототипа программно-аппаратного комплекса оператора фискальных данных;
• для обработки фискальных данных и проведения контрольной работы был разработан федеральный информационный ресурс «Контрольно-кассовая техника», апробирована передача данных между оператором фискальных данных и ФНС России. Также реализована электронная регистрация ККТ;
• для проведения оперативных проверок налогоплательщиков был разработан мобильный комплекс налогового инспектора;
• разработан и запущен Интернет сайт для покупателей, с помощью которого они могут проверять кассовые чеки. На сайте в публичном доступе размещена интерактивная кар-та, на которой отмечены все объекты, подключенные к эксперименту, с указанием наименования налогоплательщика;
• разработано мобильное приложение для покупателя, позволяющее оперативно проверять правильность кассового чека.
Для организации подключений налогоплательщиков к эксперименту силами ФКУ «Налог-Сервис» были подготовлены группы технических специалистов в каждом регионе проведения эксперимента. Было выделено 20 специалистов, проведены курсы по обучению, а также были приняты экзамены, которые подтвердили готовность специалистов выполнять подключения ККТ налогоплательщиков. Также были привлечены силы и возможности партнеров эксперимента для организации подключений ККТ к эксперименту.
Силами ФКУ «Налог-Сервис» был развернут центр обработки вызовов для организации круглосуточной телефонной поддержки налогоплательщиков - участников эксперимента и приобретен телефонный номер 8-800 дня приема бесплатных звонков налогоплательщиков.
Партнеры эксперимента.
Для успешной подготовки и проведения эксперимента была проведена работа с потенциальны-ми партнерами эксперимента для проведения технической интеграции с программным обеспечением оператора фискальных данных и привлечению сил и средств партнеров для подключения налогоплательщиков к эксперименту и обеспечения технической поддержки участников эксперимента.
Таблица 1. Партнеры эксперимента.
|
Тип партнера эксперимента |
Партнеры |
1. |
Производители контрольно-кассовой техники |
Штрих-М, ГК Атол, Искра, Инкотекс, Винкор Никсдорф, Мультисофт |
2. |
Производители программного обеспечения для управления торговлей и предприятиями общественного питания |
1C, Кристалл Сервис, Сервис Плюс. Айко, ЮСиЭс |
3. |
Производители программного и аппаратного обеспечения для управления лояльностью |
ООО «DLS» |
4. |
Производители мобильных решений |
Смартфин, Лайф Пей, Пей Ми, Г оуСвифф
|
Ключевым партнером в эксперименте выступило ФГУП «ЦентрИнформ» в части лицензирования ряда технологий и совместной разработки с ГНИВЦ ФНС России прототипа ПО оператора фискальных данных и модуля ККТ для платформ Android и iOS.
Также ФГУП «ЦентрИнформ» принимает активное участие в эксперименте, при подключении ККТ и последующей организации технической поддержки.
В Республике Татарстан компанией ООО «DLS» для проведения технической интеграции с программным обеспечением оператора фискальных данных используется модуль интеграции с оператором фискальных данных, интегрированный в программное обеспечение банковского устройства - POS-терминала без изменений в ККТ. Для этого на безвозмездной основе используются программные продукты, которые являются собственной разработкой организации. В результате проведённой работы в Республике Татарстан произведено подключение информационных терминалов, используемых ОАО «АК БАРС» БАНК для осуществления деятельности по приёму денежных средств.
С другой стороны, производители ККТ (кроме Искры), на которых была возложена основная ответственность по модификации своих моделей ККТ и привлечению налогоплательщиков в эксперимент, показали достаточно скромные результаты по количеству подключений, хотя все технические работы по интеграции и созданию и тестированию работающих решений были выполнены. Производители ККТ в качестве основной причины таких результатов отмечают низкую заинтересованность налогоплательщиков в эксперименте.
Отдельно можно отметить значительную работу, проведенную Сбербанком России, по созданию бизнес-планшета. Бизнес-планшет представляет собой мобильное устройство (планшет), который содержит в себе приложения для работы с банком, приема платежных карт, а также ККТ. Бизнес-планшет подключен к оператору фискальных данных и в рамках эксперимента представляет собой полноценное устройство для приема и обработки наличных и безналичных платежей. Сбербанк России провел значительную работу не только по созданию решения и интеграции с программно-аппаратным комплексом оператора фискальных данных, но по интеграции бизнес процессов выдачи и персонализации планшета с процессами электронной регистрации ККТ в налоговых органах, что позволило максимально упростить данные процедуры для налогоплательщика-клиента Сбербанка России. Данное решение демонстрировалось Председателю Правительства Российской Федерации Дмитрию Анатольевичу Медведеву на Международном Экономическом Форуме «Сочи-2014».
К эксперименту были привлечены организации и индивидуальные предприниматели с различными системами налогообложения и масштабами бизнеса. Из 700 участников эксперимента 20 процентов индивидуальные предприниматели, 27 процентов применяют упрощенную систему налогообложения, 12 процентов применяют систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
В эксперименте участвуют такие крупные сети как «Азбука Вкуса», «Дикси», «M-Видео», «Снежная Королева», «Спортмастер», «Мегафон-Ритейл», «Метро Кеш и Керри» и планируют активно принять участие «Икс5», «Седьмой Континент». Привлечение крупных торговых сетей интересно с точки зрения экстремальных режимов эксплуатации ККТ.
Проведение эксперимента.
Для управления ходом эксперимента ФНС России был сформирован оперативный штаб экспе-римента в составе сотрудников налоговых органов, ФКУ «Налог-Сервис» и ГНИВЦ ФНС Рос-сии. В обязанности оперативного штаба входит:
• работа с Управлениями ФНС России по пилотным субъектам Российской Федерации для определения налогоплательщиков - потенциальных участников эксперимента;
• организация взаимодействия с налогоплательщиками для привлечения в эксперимент, от проведения звонков и встреч с налогоплательщиками до определения технической возможности подключения к эксперименту;
• организация процесса подключения с помощью выделенных сотрудников ФКУ «Налог-Сервис»;
• организация работы с партнерами эксперимента;
• организация работы с крупными налогоплательщиками;
• контроль качества подключения налогоплательщиков и работы ККТ в эксперименте;
• подготовка ежедневной и другой отчетности, которая отражает состояние эксперимента.
Статистика эксперимента.
Введение.
В ходе эксперимента активно накапливалась и обрабатывалась статистика по подключениям и работе ККТ, что позволяет сделать определенные, но не окончательные выводы по промежуточным итогам эксперимента. Приведенные далее данные собраны на 31.10.2014, что соответствует полным 3-м месяцам эксперимента из 6-ти запланированных.
Статистика по налогоплательщикам-участникам эксперимента и подключенной контрольно-кассовой технике.
Необходимо отметить, что разные пилотные регионы подходили по разному к процессу направления уведомлений об участии в эксперименте. Если Московская область уделяла значительное время на переговоры с налогоплательщиком по выяснению интереса работы в эксперименте и технической возможности, то другие регионы работали по массовой рассылке уведомлений, что определяет разный уровень конверсии уведомлений в согласия налогоплательщика участвовать в эксперименте.
Разница между количеством налогоплательщиков, которые дали согласие на участие в эксперименте, и количеством подключенных налогоплательщиков вызвана необходимостью выполнить планирование подключения, согласование с налогоплательщиком удобного времени подключения и включения в график подключения, который ведется оперативным штабом.
Постановление Правительства не содержит требование письменного мотивированного отказа от участия в эксперименте в случае принятия налогоплательщиком решения о не участии в эксперименте. Вместе с тем, анализ имеющихся мотивированных отказов налогоплательщиков показывает, что в большинстве случаев они указывают технические причины по невозможности подключения. При этом необходимо отметить низкую заинтересованность налогоплательщиков в эксперименте. В качестве основной причины низкой заинтересованности налогоплательщики указывают отсутствие финансовой и другой выгоды от участия в эксперименте, в связи с тем, что они должны использовать как текущий, так и предлагаемый порядок применения ККТ одновременно. Кроме этого, детальный разбор ситуации, особенно в сфере предприятий общественного питания, показывает, что дополнительная причина отказа состоит в нежелании налогоплательщика раскрывать свою выручку налоговым органам при технической возможности участия в эксперименте.
Классификация налогоплательщиков.
В рамках эксперимента была собрана статистика по организационно-правовым формам и при-меняемым системам налогообложения участников эксперимента. Необходимо отметить активное участие налогоплательщиков, которые не обязаны применять ККТ в соответствии с текущим порядком применения, а именно лиц, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход или осуществляющих деятельность в области оказания услуг.
Распределение по регионам.
С точки зрения количества налогоплательщиков-участников эксперимента необходимо отметить лидерство Москвы и значительный прирост количества подключений в октябре месяце по сравнению с августом и сентябрем. Такой прирост объясняется окончанием отпускного сезона и налаживаем эффективных процессов подключения за счет работы оперативного штаба эксперимента и партнеров эксперимента, которым требовалось время для завершения технической интеграции и налаживания собственных процессов подключения.
Темпы подключения.
Необходимо обратить внимание, что в октябре эксперимент вышел на средний темп подключения более чем 100 налогоплательщиков и 200 единиц ККТ в неделю.
Необходимо отметить эффективный процесс подключения ККТ к эксперименту в Республике Татарстан за счет работы налоговых органов и партнеров эксперимента.
Статистика по кассовым чекам.
Типы ККТ.
Для более детального анализа вся ККТ, которая участвует в эксперименте, была разбита на следующие группы:
• фискальные регистраторы (ФР), модернизация которых осуществляется путем установки специального драйвера печати (фискального драйвера) ГНИВЦ ФНС России;
• партнерская интеграция (Партнер) собственного программного обеспечения с программно-аппаратным комплексом оператора фискальных данных. Это могут быть как драйвера фискальных регистраторов, так и программное обеспечение управления торговлей или предприятиями общественного питания;
• инновационная ККТ, которая базируется на современных мобильных устройствах и операционных системах;
• автономная ККТ - это интегрированная ККТ, применяемая в основном в микро и малом бизнесе.
Количество переданных чеков.
В течение 3-х месяцев эксперимента в адрес налоговых органов было передано больше 3 млн. чеков со средней дневной нормой около 100 тыс. чеков на 31.10.2014, что позволяет предположить превышение к окончанию эксперимента количества переданных чеков значения в 10 млн. штук. На данный момент, при готовности технических решений для модернизации автономной ККТ и наличии новых моделей ККТ, которые относятся в классу автономных, не удалось достичь прогресса в подключениях. В основном это связано с инертностью партнеров эксперимента - производителей ККТ.
Сумма переданных чеков.
С точки зрения суммы чеков, переданных в налоговые органы, необходимо отметить, что на 31.10.2014 сумма приблизилась к 1,8 миллиардам рублей и ежедневный оборот ККТ составляет более 50 миллионов рублей, что позволяет предположить достижение уровня в 10 млрд. рублей к окончанию эксперимента.
Данная статистика получена из программно-аппаратного комплекса оператора фискальных данных. Кроме этого, на ту же дату была сделана выгрузка данных из информационного ресурса «Контрольно-кассовая техника» ФНС России и проведена сверка данных. Сверка данных подтвердила соответствие данных по суммам чеков, которые хранятся у оператора фискальных данных, и переданных в налоговые органы.
Средний чек.
Статистика позволяет рассчитывать средний чек по ККТ, подключенной к эксперименту.
Данная статистика показывает возможности технологии с точки зрения контроля за ценами по всей стране в случае повсеместного внедрения. В случае обязательности передачи номенклату-ры чека появляется возможность контроля цен за конкретным товаром или группами товаров.
Среднее количество чеков в час.
С точки зрения количества чеков в час максимальный результат показывает Республика Татарстан.
Данный факт объясняется успешной работой партнера эксперимента, компании ООО «DLS», которая обеспечила значительное подключение ККТ в сетях АЗС.
Распределение количества чеков по часам суток.
С точки зрения максимальной интенсивности работы ККТ в течении суток можно отметить, что максимальная интенсивность наблюдается в 17 и 18 час суток.
Статистика проверки кассовых чеков покупателями.
Для проверки кассовых чеков были разработаны мобильные приложения на платформах iOS и Android и были размещены в соответствующих магазинах приложений. На 31.10.2014 была собрана статистика по количеству загрузок приложений из соответствующих магазинов.
Также была собрана статистика по количеству выполненных проверок чеков. Данная статистика подтверждает техническую возможность проверки чеков покупателями в режиме реального времени и указывает на необходимость пропагандирования необходимости проверки и разработки программ мотивации покупателей проверять чеки.
Статистика по автономным кассовым чекам.
Для анализа предлагаемого порядка применения ККТ необходимо собрать и проанализировать статистику автономного режима, то есть режима временного отсутствия связи с оператором фискальных данных, так как потенциально в этом режиме могут наблюдаться возможные искажения выручки.
Программно-аппаратный комплекс оператора фискальных данных позволяет в режиме реального времени отслеживать статус ККТ, что создает значительные возможности для контрольной работы со стороны налоговых органов.
По статусу ККТ разделяется на «онлайн» ККТ, которая передает кассовые чеки, и «оффлайн» ККТ, которая не передавала кассовые чеки в течение последних 72 часов. Причины прекращения передачи кассовых чеков могут быть самыми разными: от прекращения передачи данных по причине неоплаты услуг телекоммуникационной компании до прекращения деятельности торговой точки.
Причины появления автономных чеков в основном содержатся в сбоях связи при передаче данных в сторону оператора фискальных данных. Можно отметить, что средний процент автономных чеков не превышает 4-х процентов.
При анализе были выявлены налогоплательщики с максимальным и минимальным количеством автономным чеков.
Таблица 20. Участник эксперимента с максимальным процентом автономных чеков.
|
Участник эксперимента |
Количество чеков |
Процент автономных чеков |
1. |
ООО «Спектр-Сервис ККМ» |
70 |
92,86% |
Причиной соответствующего результата является проведение тестирование центром технического обслуживания предлагаемого порядка применения ККТ в условиях отсутствия связи.
Для анализа зависимостей количества автономных чеков от типа налогоплательщика был проведен следующий анализ. По каждому региону были выделены группы налогоплательщиков с максимальными и минимальными значениями по обороту и среднему чеку и для каждой группы был посчитан средний процент автономных чеков (от общего количества переданных чеков).
Исходя из собранных статистических данных можно сделать вывод, что индивидуальные предприниматели и организации с минимальным оборотом и минимальным средним чеком имеют максимальный процент автономных чеков. Это связано с худшими условиями подключения к сетям передачи данных и, следовательно, с низким качеством передачи данных.
Статистика по нагрузке на оператора фискальных данных.
В ходе проведения эксперимента были оценены технические параметры работы программно-аппаратного комплекса оператора фискальных данных с точки зрения нагрузки и времени фор-мирования фискального признака для печати на кассовом чеке.
Статистика показывает: большинство чеков укладывается в 0,02 секунды, что показывает, что формирование фискального признака в облаке оператора фискальных данных, а не на самой ККТ, не является техническим ограничивающим фактором для технологии и бизнес процессов налогоплательщика.
Статистика по технической поддержке.
Для определения количества проблем налогоплательщиков с эксплуатацией программного и аппаратного обеспечения в эксперименте и передаче данных в налоговые органы, в течение эксперимента собиралась и обрабатывалась статистика технической поддержки.
Кроме статистики по сбоям, была собрана статистика по обращениям в центр обработки вызовов и обращениям на почтовые адреса по поддержке эксперимента.
Вышеуказанные данные свидетельствуют о необходимости коммерциализации механизма операторов фискальных данных, учитывая, что распространение нового порядка в масштабах страны и увеличение количества подключенной ККТ от 1500 до 2,5 миллионов потребует существенных регулярных бюджетных расходов на обеспечение соответствующей круглосуточной службы поддержки, включая затраты на инфраструктуру, оплату труда персонала, их обучение и пр., что не является профильной функцией ФНС России.
Отзывы и оценки участников эксперимента по результатам опроса.
Для проведения оценки эксперимента со стороны налогоплательщика-участника эксперимента были разработаны формы оценки процесса подключения к эксперименту и финансовой эффективности предлагаемого порядка применения ККТ. Данные формы были предложены ФНС России и доработаны по замечаниям участников межведомственной рабочей группы в течение октября 2014 года. В последние две недели октября оперативный штаб организовал опрос и сбор заполненных форм оценки эксперимента. Из 700 подключенных налогоплательщиков 108 налогоплательщиков заполнили и предоставили формы для анализа ФНС России и участниками межведомственной рабочей группы. Нижеприведенные таблицы с результатами опросов отражают мнение налогоплательщиков-участников эксперимента по вопросам подключения к эксперименту и оценке финансовой эффективности.
Оценка подключения к эксперименту.
Результаты опроса приведены в таблице ниже:
Таблица 26. Оценка налогоплательщиками - участниками эксперимента процесса подключения к эксперименту.
|
Вопрос |
Оценка ответов участника эксперимента |
Комментарий к ответам участников эксперимента |
1. |
Расположение ККТ |
У 101 участника эксперимента ККТ расположено в городе, в помещениях на 1 -ом и 2-ом этажах, 2 участника располагается на дорогах вне городов или поселений, 5 участников располагаются в подвальных помещениях. |
Сложностей, связанных с расположением ККТ, у налогоплательщиков не выявлено. |
2. |
Преимущества подключённой ККТ |
83 процентов опрошенных участников не отметили преимуществ предлагаемого порядка подключения. 17 процентов опрошенных участников отметили возможность получения информации о выручке в режиме реального времени. |
Отсутствие преимуществ, связанных с новым порядком применения ККТ, связано с необходимостью параллельного использования ЭКЛЗ, что не привело к удешевлению применения ККТ. |
3. |
Выявленные недостатки и проблемы |
93 процента опрошенных участников эксперимента не выявили и не отметили каких-либо проблем, связанных с передачей данных в налоговые органы. 7 процентов налогоплательщиков отметили, что возникали сбои в эксплуатации ККТ. Один участник эксперимента отметил проблемы с качеством связи. |
Статистика по сбоям приведена в отдельном разделе доклада. Практически все блокирующие сбои устранялись в день обращения. |
4. |
Требуется ли обучение при подключении и эксплуатации ККТ |
99 процентов опрошенных участников отметили, что обучение не требуется. |
Предлагаемый порядок применения ККТ не требует изменения бизнес процессов торговли или программного обеспечения, с которым работает сотрудник участника эксперимента, поэтому дополнительное обучение не требуется. |
5. |
Требуется ли улучшение качества связи |
107 участников эксперимента отметили, что качество используемых каналов связи достаточно для проведения эксперимента. Один участник отметил необходимость улучшения качества связи и один из участников провел работы по подключению для эксперимента. |
Передача данных в налоговые органы не требует высокоскоростных каналов связи, не создает значительной нагрузки на текущие каналы связи. |
6. |
Качество работы налоговых органов при проведении эксперимента ККТ |
Качество работы налоговых органов при подключении и проведении эксперимента оценено в 4,7 балла из 5 возможных. |
|
7. |
Качество технической поддержки эксперимента |
Качество технической поддержки было оценено как достаточное на основании средней оценки в 4,7 балла из 5 возможных. 5 участников эксперимента предложили поработать над качеством центра обработки вызовов, так как на сложные вопросы не удалось сразу получить ответы. |
При распространении порядка применения потребуется улучшение качества работы центра обработки вызовов. |
8. |
Качество информационной поддержки эксперимента |
Качество информационной поддержки оценено как хорошее. Только один участник высказал свое неудовлетворение информационной поддержкой. |
При распространении порядка применения потребуется улучшение качества информационной поддержки. |
9. |
Качество документации эксперимента |
Качество документации оценено как хорошее. Только один участник высказал свое неудовлетворение документацией. |
|
Оценка финансовой эффективности.
Таблица 27. Оценка налогоплательщиками - участниками эксперимента финансовой эффективности текущего порядка применения ККТ.
|
Вопрос |
Оценка ответов участника эксперимента |
Комментарий к ответам участников эксперимента |
1. |
Стоимость ККТ |
Средняя стоимость ККТ (вместе с ЭКЛЗ) оценена в 51 тыс. рублей |
Оценивалась стоимость не только ККТ, но и компьютерных систем, поэтому можно оценить реальную среднюю стоимость ККТ в диапазоне от 25 тыс. до 30 тыс. рублей |
2. |
Стоимость ЭКЛЗ |
8 тыс. рублей |
|
3. |
Стоимость дополнительных расходов, связанных с эксплуатацией ККТ (регистрация, знаки визуального контроля, услуги технического обслуживания) |
7,5 тыс. рублей |
|
4. |
Стоимость применения ККТ |
15,5 тыс. рублей |
|
5. |
Расходы, связанные с проведением эксперимента |
0 рублей |
В связи с тем, что налогоплательщикам не потребовалось подключать ККТ к каналам связи или улучшать качество каналов связи, то дополни-тельных расходов участника эксперимента не возникло |
6. |
Выводы о финансовой эффективности |
Все налогоплательщики отметили, что предлагаемый порядок применения будет финансово выгоден за счет отказа от ЭКЛЗ и обязательных услуг ЦТО. Так же выгода будет наблюдаться за счет отказа от необходимости иметь подменную ККТ для замены при регистрации/перерегистрации основной ККТ. Также финансовая выгода может наблюдаться в случае перехода от фискальных регистраторов к обычным принтерам. |
На данный момент налогоплательщики могут оценивать только стоимость текущего порядка применения ККТ и предполагать, что будет в новом порядке применения.
Кроме этого, в опросе не участвовали налогоплательщики, которые эксплуатируют автономные кассы, что требует проведения опроса с их участием. Вопросы оценки стоимости предлагаемого порядка применения ККТ с учетом стоимости средств обеспечения некорректируемого ПО и защиты информации, а также с результатами опроса пользователей автономной ККТ, отнесены на окончательный доклад по итогам эксперимента.
|
Предложения со стороны налогоплательщиков-участников эксперимента Продление эксперимента.
Участники эксперимента, особенно те, которые эксплуатируют инновационную ККТ, выступают с предложениями по продлению эксперимента в связи с тем, что 1-го февраля 2015 года ККТ, которую они активно применяют в данный момент, должна быть выведена из эксплуатации.
Учитывая изложенное, в случае принятия решения о целесообразности применения предлагаемой системы, предлагается постановлением Правительства Российской Федерации продлить сроки проведения эксперимента для участников эксперимента, которые выразят соответствующее желание, до принятия необходимых изменений в действующее законодательство, регулирующее порядок применения контрольно-кассовой техники, в частности, Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
Электронный чек.
Участники эксперимента, особенно те, которые работают с персонализированными покупателями (то есть с теми, о которых есть контактная информация), выступают с предложениями придать легитимность электронному чеку параллельно с бумажным чеком. ФНС России поддерживает данное предложение и предлагает рассмотреть возможность выдачи электронного чека по желанию покупателя.
Документация, сопровождающая процесс эксплуатации ККТ.
Все участники эксперимента выражают озабоченность значительными расходами на ведение сопроводительной документации, связанной с эксплуатацией ККТ, в частности, форм «КМ», в том числе журнала кассира-операциониста. ФНС России считает возможным рассмотреть вопрос о существенном упрощении указанных форм (например, о переводе в электронный вид или отмены соответствующих форм вследствие наличия данных на стороне налоговых органов).
Отложенные вопросы для доклада по окончанию эксперимента
Кроме продолжения процесса подключения, работы с участниками эксперимента и сбора дополнительной статистики, предполагается провести следующие мероприятия:
1. Совместно с регулятором в области информационной безопасности организовать и про-вести моделирование реализации действий потенциального нарушителя и угроз для выработки оптимальных мер и средств предотвращения угроз.
2. Провести работу по формированию требований к модернизации нормативных правовых актов, регулирующих применение ККТ, включая вопросы электронной регистрации ККТ.
3. Провести работу по формированию проектов нормативных правовых актов, определяющих функционирование операторов фискальных данных, в том числе с точки зрения регуляторных мер, направленных на предупреждение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в сфере услуг обработки фискальных данных.
4. Провести детальный анализ услуг связи, используемыми участниками эксперимента, в разрезах населенных пунктов и операторов связи и провести анализ технологии передачи данных на предмет устойчивости к плохим каналам связи.
5. Провести анализ затрат ГНИВЦ ФНС России и ФКУ «Налог-Сервис» на подготовку и проведение эксперимента и рассчитать себестоимость услуг оператора фискальных данных для моделирования потенциального тарифа и проведения оценки финансовой эффективности предлагаемого порядка применения ККТ с учетом выработанных мер и средств предотвращения угроз. Кроме этого, совместно с производителями ККТ оценить затраты на модификацию применяемой автономной ККТ.
6. Провести комплекс нагрузочных испытаний технологии передачи информации о расчетах в сторону налоговых органов (включая испытания устройств на современных мобильных платформах в реальных условиях) для определения возможностей масштабирования технологии в рамках всей страны и определения оптимальной технологии формирования фискального признака.
7. Провести анализ процессов подключения налогоплательщиков к эксперименту и выработать концепцию перехода налогоплательщиков на предлагаемый порядок применения ККТ в рамках всей страны, включая вопросы универсализации способов подключения.
8. Выработать предложения по механизму реализации контрольной работы и оптимизации форм отчетности, сопровождающих применение ККТ.
В качестве приложения замечания участников рабочей группы (так как оригиналов документов достать не удалось, а есть только копии плохого качества, то пришлось редактировать все вручную, а часть информации восстановить не удалось, поэтому оставлены пропуски).
|