Государственное управление в области налогообложения представляет
собой целенаправленное воздействие на общество с учетом прав и интересов
каждого отдельного налогоплательщика. Это воздействие реализуется через
исполнительную и распорядительную работу государственных налоговых
органов.
В большинстве стран мира контроль за уплатой налогов находится в
компетенции специальных государственных органов – налоговых служб,
однако их организационные структуры и отдельные направления работы,
которым уделяется первоочередное внимание, существенно различаются.
Например, в Украине в рамках административных преобразований и
реформирования государственной налоговой службы в центре внимания
находится разработка и внедрение в практику профессиональной этики
налоговиков, учитывая характер и масштабы их деятельности. В России
налоговые органы разрабатывают методики налогообложения, технической
оснащенности налоговых инспекций, профессиональной подготовленности
работников.
Как правило, налоговые ведомства включены в состав министерств
финансов и имеют иерархическое строение по
территориально-административному признаку. К примеру, в Великобритании
существует 600 налоговых районов в 15 налоговых округах. А в Дании
действует другой принцип – закрепления за каждым предприятием группы
работников налоговой службы. Они курируют предприятия от создания до
ликвидации. Такая группа решает сложные вопросы налогообложения и
непосредственно работает с налогоплательщиком.
В Узбекистане в годы независимости проделана огромная работа по
формированию налоговой системы, отвечающей задачам нашего
поступательного экономического развития.
В целях совершенствования ее работы с учетом отечественного и
зарубежного опыта, для расширения полномочий и повышения роли налоговой
службы в структуре фискально-финансовых органов страны был принят Закон
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты
Республики Узбекистан в связи с дальнейшей модернизацией системы органов
государственной налоговой службы», вступивший в силу 16 сентября 2010
года. Он был разработан в соответствии с Постановлением Президента
Ислама Каримова «О мерах по дальнейшей модернизации системы налоговых
органов республики» от 8 января 2010 года.
Так, на Главное управление по контролю за деятельностью рынков и
торговых комплексов Государственного налогового комитета Республики
Узбекистан и его территориальные отделы возложены организация и
проведение доследственных проверок по фактам совершения правонарушений в
финансово-экономической и налоговой сферах, возбуждение уголовных дел,
проведение дознания по ним, передача уголовных дел по подследственности в
правоохранительные органы.
Внесены изменения в статьи 4, 5 и 10 Закона «О государственной
налоговой службе». Статья 4 закона, посвященная задачам налоговых
органов, приведена в соответствие с их задачами, определенными
Постановлением Президента страны.
Дополнение внесено в статью 38 Уголовно-процессуального кодекса.
Теперь в число органов дознания по делам о нарушениях в
финансово-экономической и налоговой сферах, выявленных на территориях
рынков, торговых комплексов и прилегающих к ним местах временного
хранения автотранспорта, также входят Главное управление по контролю за
деятельностью рынков и торговых комплексов Государственного налогового
комитета и его территориальные отделы.
В статью 5 Закона «О государственной налоговой службе» внесены
дополнения в части компетенции органов государственной налоговой службы.
Во-первых, они получили право проводить проверки рынков, торговых
комплексов и прилегающих к ним мест временного хранения автотранспортных
средств, а также субъектов предпринимательства, осуществляющих
деятельность на их территории. К ним в том числе относятся краткосрочные
проверки полноты поступления и учета сдачи разового сбора, арендной
платы, использования контрольно-кассовых машин, расчетных терминалов,
соблюдения правил торговли и оказания услуг.
Соответствующие изменения внесены в статью 9 Закона «О
государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов» и статью
88 Налогового кодекса. Также в соответствии с Налоговым кодексом вместо
термина «ежедневная проверка» теперь используется термин «краткосрочная
проверка».
Во-вторых, налоговые органы вправе проводить доследственные проверки
по фактам совершения нарушений в финансово-экономической и налоговой
сферах, выявленным на территориях рынков, торговых комплексов и
прилегающих к ним местах временного хранения автотранспорта, возбуждать
по ним уголовные дела и проводить дознание с передачей дел по
подследственности в правоохранительные органы в соответствии с
законодательством.
Необходимо также отметить, что согласно обновленной структуре
органов государственной налоговой службы территориальные отделы Главного
управления по контролю за деятельностью рынков и торговых комплексов
напрямую подчиняются Государственному налоговому комитету. В этой связи в
статью 10 Закона «О государственной налоговой службе» внесено уточнение
в порядок назначения должностных лиц данных территориальных отделов.
Кроме того, в соответствии с изменениями, ранее внесенными в статью 5
Закона «О государственной налоговой службе» Законом «О внесении
изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики
Узбекистан в связи с совершенствованием налогового законодательства»,
который был одобрен Сенатом Олий Мажлиса 4 декабря 2009 года, в ряде
случаев на основании решений органов государственной налоговой службы
допускается приостановление операций по счетам налогоплательщика в
банках. К таким случаям относятся: непредставление налоговой и (или)
финансовой отчетности налогоплательщиком – юридическим лицом в течение
15 дней после истечения установленного срока ее представления;
отсутствие налогоплательщика – юридического лица по заявленному адресу.
Исходя из этого теперь в статью 401 Закона «О гарантиях свободы
предпринимательской деятельности» внесено соответствующее изменение.
Таким образом, реализация нового закона обеспечит действенную работу
механизма собираемости налогов и других обязательных платежей в
государственный бюджет Республики Узбекистан, что отвечает требованиям
времени и быстро развивающихся рыночных отношений. Кроме того,
проведение в соответствии с законом системной работы по укомплектованию
органов налоговой службы добросовестными, высококвалифицированными
специалистами, переподготовке и повышению их квалификации послужит
дальнейшему совершенствованию деятельности налоговых органов нашей
страны.
Дмитрий Огай, и.о. руководителя группы Института мониторинга
действующего законодательства при Президенте Республики Узбекистан,
кандидат юридических наук
|