На
страницах нашего журнала довольно часто упоминаются
Лаборатория
эталонных образцов ККМ (ЛЭО) и специальное конструкторское
бюро
вычислительной техники "Искра” - организации, известные
всем, кто
имеет отношение к кассовым аппаратам. Сегодня мы публикуем
интервью
с руководителем СКБВТ "Искра” Мариной Борисовной
ЯРОШЕВСКОЙ. Оно
задумывалось как посвященное итогам эталонизации ККМ, но
разговор
вышел за рамки одной проблемы. Итак,
- Марина Борисовна, расскажите: как и кем была задумана
эталонизация?
- Чтобы ответить на этот вопрос, начну издалека - о
назначении Лаборатории
эталонных образцов. Оно заключалось в том, чтобы
генеральные поставщики
привозили в нее новый аппарат, наши сотрудники его
опломбировывали,
и затем он представлял бы собой образец данной ККМ,
которому должны
соответствовать и все остальные модели под этим же
названием. Но
в конце 90-х мы поняли, что выпускаемые кассовые аппараты
не аналогичны
хранящимся у нас образцам.
Тому было несколько причин. Прежде всего, отечественные
производители
касс всегда сильно зависят от поставок зарубежных
микросхем. Если
выпуск какой-то из них прекращается, то российский завод
переходит
на другие комплектующие, а в результате продукт меняется.
Модификации
возникали и при исправлении ошибок, найденных в уже
запущенном в
производство аппарате. Рождались они и путем злонамеренных
изменений
конфигурации касс в целях корректировки пользователем
выручки. Контролирующие
органы в таких условиях уже не могли отличить легальную
версию кассы
от нелегальной.
Когда в Государственной межведомственной экспертной
комиссии (ГМЭК)
поняли масштабы этого явления, то сначала даже подумывали о
радикальном
решении - заменить 70% всех работающих касс. Но это было
бы ударом
для владельцев ККМ, поэтому пришлось искать более мягкий
путь. Над
ним мы думали с 1998 года и через год поняли, как можно
узаконить
такое многообразие кассовых аппаратов (естественно,
легальных).
В 2000 году были созданы два документа: ведомость версий и
паспорт
версии ККМ, который описывал основные технические узлы
машины и
содержал номер ее версии.
У генеральных поставщиков ЛЭО запросила перечень версий,
за которые
они несут ответственность. Их оказалось более 800. Всю эту
массу
предстояло освидетельствовать, паспортизировать и занести в
наш
Банк эталонных версий (БЭВ). Процесс шел очень тяжело,
сроки окончания
эталонизации пришлось переносить. Чтобы со стороны
лаборатории не
было задержки, мы наняли дополнительных сотрудников,
закупили оборудование,
которое впечатывало в защищенный бланк паспорта
наименование модели
и номер версии.
Для БЭВ пришлось приобрести огромное цифровое хранилище.
Но цепочка
ведь довольно длинная: бланки паспортов приходят к нам из
типографии,
мы заполняем их верхнюю часть, фиксируем эти данные в
базе, отсылаем
ЦТО и поставщикам. после этого центры отправляют нам копии
уже выданных
документов, чтобы мы дополнили информацию о каждой кассе в
своей
базе. Скажем, на этапе проверки присланных копий паспортов
много
сложностей и временных потерь: они бывают заполнены
неправильно,
и ЛЭО работает с ЦТО по каждому конкретному случаю.
- Руководители центров технического обслуживания очень
хотели получать
паспорта без указания версии кассового аппарата. По их
мнению, это
ускорило бы работу. По какой причине вы не пошли им
навстречу?
- Я прекрасно их понимаю: чистые бланки, только с
наименованием
аппарата, им были удобны. Но тогда нам стало бы невозможно
вести
статистику по выданным паспортам; началась бы их
перепродажа и прочие
безобразия - тем более, что наши действия не могут
противоречить
решениям ГМЭК.
- Марина Борисовна, ходит много разговоров о том, что
паспорт в
ходе эталонизации сильно подорожал...
- Это лукавство центров технического обслуживания.
Лаборатория эталонных
образцов продает паспорт ЦТО за 36 рублей, а генеральному
поставщику
- за 30 (это не считая налога на добавленную стоимость).
Для пользователя ККМ цена паспорта оказывается более
высокой, поскольку
ЦТО и генеральные поставщики добавляют свою наценку. Это
их коммерческие
отношения с клиентом, которые мы не можем контролировать.
- Многих не устраивает то, что паспорт надо менять при
продаже кассы
другому лицу. Эта процедура не кажется вам излишней?
- С моей точки зрения, она имеет смысл: ведь никому
неизвестно,
что делал с аппаратом прежний владелец. По уму, надо бы
заново паспортизировать
кассу при ее продаже, но мы отлично понимаем чувства
покупателей
ККМ и сознаем, что наша задача - не продажа и не
бесконечная замена
паспортов. Поэтому из этой ситуации найден следующий
выход: к паспорту
кассы будет выпущен дополнительный лист. В нем
пользователь найдет
4 графы, в которые можно будет записывать нового владельца
ККМ.
В любом аппарате заложена возможность только четырех
регистраций
в контролирующих органах, так что большего количества
строк не требуется.
Возможно, он будет содержать еще какую-то информацию. Но
прежде
чем лист будет утвержден на заседании ГМЭК, мы не можем
его заказывать
в типографии. Вопрос должен быть решен до конца марта.
- Каковы на сегодняшний день результаты эталонизации?
- Освидетельствовано 80% ККМ - это не идеальный, но очень
хороший
показатель. Во-первых, проведена инвентаризация всего
"кассового
хозяйства”. Мы выяснили, что 60% ККМ пригодны к
использованию. Остальные,
не соответствующие современным требованиям ГМЭК, теперь
"доживут”
свой срок амортизации и будут заменены.
Во-вторых, генеральные поставщики стали более трепетно
относиться
к своей работе. Они уже не могут, получив новую
микросхему, выпустить
еще одну модификацию кассы. Теперь существует документ о
порядке
внесения изменений в ККМ, который регламентирует этот
процесс. Там
указано, что производитель сначала должен выпустить
извещение о
модификации, а затем направить ее в экспертную
организацию, где
новинка пройдет проверку. После этого документы об
экспертизе попадут
в архив ЛЭО, а в некоторых случаях требуется утверждение
ГМЭК. Процедура
не из легких.
В-третьих, центры технического обслуживания поняли, что
бесконтрольное
изменение кассы может подвести клиента под монастырь, и он
из-за
этого уйдет в другой ЦТО. Сейчас, по закону, всю
ответственность
за несанкционированное проникновение в ККМ несет
пользователь. Но
в новой редакции закона (он теперь будет называться "О
применении
кассовой техники”), которая сейчас проходит очередное
чтение в Госдуме,
будет особая строка - о разделении ответственности между
ЦТО и владельцем
кассового аппарата.
Пока эталонизация не закончилась на все 100%, МНС
направила в региональные
отделения указание временно не предъявлять претензий к
владельцам
касс, не имеющих паспортов. Но после принятия
соответствующего решения
ГМЭК налоговая инспекция начнет штрафовать за это.
- Марина Борисовна, каков порядок паспортизации новых
касс?
- Покупатель теперь приобретает ККМ в комплекте с
паспортом. Сейчас
генеральные поставщики уже заказывают паспорта в основном
не для
эксплуатирующихся касс, а для новой техники, и цена
документа закладывается
в стоимость аппарата. Напомню, что центры технического
обслуживания
не должны закупать ККМ без паспортов.
- Сотрудники центров технического обслуживания часто
сетуют на недостаток
информации от официальных органов. Чем вы это объясняете?
- Прежде всего, недальновидностью многих руководителей
ЦТО, ведь
"Искра” официально оказывает информационные услуги,
которые стоят
недорого. Во-первых, можно покупать наш ежемесячный журнал
под названием
"Контрольно-кассовые машины”. Всем подписчикам мы высылаем
специальные
бюллетени, если между выходом двух номеров издаются
какие-то важные
постановления или выходят протоколы.
Во-вторых, за 600 долларов в год можно подписаться на
полное информационное
обслуживание, которое включает получение заказчиком пяти
журналов,
приложений к ним, свежих протоколов ГМЭК и возможность
консультации
с нами по телефону. Стабильно работающий крупный центр
технического
обслуживания может себе это позволить. А остальным нечего и
делать
на рынке ККМ. Мы не заинтересованы в центрах-однодневках,
которые,
в силу зыбкости своего положения, не несут никакой
ответственности.
В стране надежных ЦТО - примерно 40%.
В-третьих, мы всю информацию - например, об изменениях в
реестре
- размещаем на сайте www.gmek-kkm.ru. Так что всем, кто
имеет доступ
в Интернет, даже не обязательно покупать журнал с
реестром. Нас
это, честно говоря, даже беспокоит, поскольку издание и
так убыточно.
А если тираж еще и не раскупается, остается только
развести руками.
- Вероятно, издание журнала финансируется из бюджета?
- Нет, СКБВТ "Искра” - небюджетная организация, которая
работает
на самоокупаемости. Никто официально не поддерживает ни
ее, ни Лабораторию
эталонных образцов ККМ. Люди работают бесплатно в ГМЭК, в
группах
по корректировке технических требований к аппаратам.
Просто это
наша профессия, и она нам нравится.
- Вы упомянули работу над техническими требованиями. Будут
ли они
как-то меняться в ближайшее время?
- Да, сейчас разрабатываются унифицированные технические
требования
к ККМ. Но в части качества и защищенности касс они почти
не меняются.
Эта работа проводится для уточнения классификатора
кассовых аппаратов:
что для какой сферы деятельности подходит. Хотя одно
серьезное изменение
в эти требования уже внесено. Многие, наверное, слышали об
ЭКЛЗ
- электронной контрольной ленте с защитой. Это изделие уже
существует.
Оно сделано ФАПСИ и сейчас уже готовится к внедрению. У
кассовых
аппаратов, оснащенных этой разработкой, не будет
контрольной ленты,
зато в памяти информация о каждой покупке сохранится в
течение 1
года. Устройство это имеет криптографическую защиту ФАПСИ.
Опытная партия ЭКЛЗ сейчас находится у некоторых
генеральных поставщиков,
которые трудятся над возможностью внедрения этой
технологии в ККМ.
Первый опыт комплектации уже есть: ЭКЛЗ встроили в один из
фискальных
регистраторов. В ближайшее время мы собираемся начать
процесс сертификации
этого изделия. Есть планы за этот год доработать для
возможности
ее подключения все кассы, а с 2003 года планируется
допустить к
производству только те модели, где это внедрение
осуществлено. Тогда
же начнется и установка устройства на уже действующие ККМ.
Несколько
позже я расскажу об ЭКЛЗ подробнее.
- Марина Борисовна, как вы оцениваете состояние кассовой
отрасли
на данный момент?
- Ситуация в ней внушает оптимизм. Конечно, мы сделали
едва ли половину
того, что следовало бы по этой части в цивилизованном
государстве.
Но ведь работа началась лишь в 1993 году. И за это время
количество
кассовых аппаратов в стране с нескольких тысяч увеличилось
до 2
миллионов. При этом деноминацию мы провели всего за
полгода, эталонизацию
- за год. Это отличный результат. Еще 9 лет - и на рынке
кассовой
техники будет полный порядок. Беседовала Елена Горелкина Торговое оборудование