Воскресенье, 08.09.2024, 06:04
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
ЭКЛЗ [7]
ПРО-САМ [1]
СчетМаш [2]
Штрих-М [2]
СКБ ВТ "Искра" [3]
Рекомендуем ЦТО ККТ
  • Аманит
  • Оверс ЛТД
  • Пятерка и К
  • Санкт-Петербург-90
  • Сервис
  • Тех Центр
  • Эльфарм
  • Форма входа
    Поиск
     Статьи
    Главная » Статьи » Производители ККТ » СКБ ВТ "Искра"

    “Мне нравится моя работа”
    На страницах нашего журнала довольно часто упоминаются Лаборатория эталонных образцов ККМ (ЛЭО) и специальное конструкторское бюро вычислительной техники "Искра” - организации, известные всем, кто имеет отношение к кассовым аппаратам. Сегодня мы публикуем интервью с руководителем СКБВТ "Искра” Мариной Борисовной ЯРОШЕВСКОЙ. Оно задумывалось как посвященное итогам эталонизации ККМ, но разговор вышел за рамки одной проблемы. Итак,
    - Марина Борисовна, расскажите: как и кем была задумана эталонизация?
    - Чтобы ответить на этот вопрос, начну издалека - о назначении Лаборатории эталонных образцов. Оно заключалось в том, чтобы генеральные поставщики привозили в нее новый аппарат, наши сотрудники его опломбировывали, и затем он представлял бы собой образец данной ККМ, которому должны соответствовать и все остальные модели под этим же названием. Но в конце 90-х мы поняли, что выпускаемые кассовые аппараты не аналогичны хранящимся у нас образцам.
    Тому было несколько причин. Прежде всего, отечественные производители касс всегда сильно зависят от поставок зарубежных микросхем. Если выпуск какой-то из них прекращается, то российский завод переходит на другие комплектующие, а в результате продукт меняется. Модификации возникали и при исправлении ошибок, найденных в уже запущенном в производство аппарате. Рождались они и путем злонамеренных изменений конфигурации касс в целях корректировки пользователем выручки. Контролирующие органы в таких условиях уже не могли отличить легальную версию кассы от нелегальной.
    Когда в Государственной межведомственной экспертной комиссии (ГМЭК) поняли масштабы этого явления, то сначала даже подумывали о радикальном решении - заменить 70% всех работающих касс. Но это было бы ударом для владельцев ККМ, поэтому пришлось искать более мягкий путь. Над ним мы думали с 1998 года и через год поняли, как можно узаконить такое многообразие кассовых аппаратов (естественно, легальных). В 2000 году были созданы два документа: ведомость версий и паспорт версии ККМ, который описывал основные технические узлы машины и содержал номер ее версии.
    У генеральных поставщиков ЛЭО запросила перечень версий, за которые они несут ответственность. Их оказалось более 800. Всю эту массу предстояло освидетельствовать, паспортизировать и занести в наш Банк эталонных версий (БЭВ). Процесс шел очень тяжело, сроки окончания эталонизации пришлось переносить. Чтобы со стороны лаборатории не было задержки, мы наняли дополнительных сотрудников, закупили оборудование, которое впечатывало в защищенный бланк паспорта наименование модели и номер версии.
    Для БЭВ пришлось приобрести огромное цифровое хранилище. Но цепочка ведь довольно длинная: бланки паспортов приходят к нам из типографии, мы заполняем их верхнюю часть, фиксируем эти данные в базе, отсылаем ЦТО и поставщикам. после этого центры отправляют нам копии уже выданных документов, чтобы мы дополнили информацию о каждой кассе в своей базе. Скажем, на этапе проверки присланных копий паспортов много сложностей и временных потерь: они бывают заполнены неправильно, и ЛЭО работает с ЦТО по каждому конкретному случаю.
    - Руководители центров технического обслуживания очень хотели получать паспорта без указания версии кассового аппарата. По их мнению, это ускорило бы работу. По какой причине вы не пошли им навстречу?
    - Я прекрасно их понимаю: чистые бланки, только с наименованием аппарата, им были удобны. Но тогда нам стало бы невозможно вести статистику по выданным паспортам; началась бы их перепродажа и прочие безобразия - тем более, что наши действия не могут противоречить решениям ГМЭК.
    - Марина Борисовна, ходит много разговоров о том, что паспорт в ходе эталонизации сильно подорожал...
    - Это лукавство центров технического обслуживания. Лаборатория эталонных образцов продает паспорт ЦТО за 36 рублей, а генеральному поставщику - за 30 (это не считая налога на добавленную стоимость).
    Для пользователя ККМ цена паспорта оказывается более высокой, поскольку ЦТО и генеральные поставщики добавляют свою наценку. Это их коммерческие отношения с клиентом, которые мы не можем контролировать.
    - Многих не устраивает то, что паспорт надо менять при продаже кассы другому лицу. Эта процедура не кажется вам излишней?
    - С моей точки зрения, она имеет смысл: ведь никому неизвестно, что делал с аппаратом прежний владелец. По уму, надо бы заново паспортизировать кассу при ее продаже, но мы отлично понимаем чувства покупателей ККМ и сознаем, что наша задача - не продажа и не бесконечная замена паспортов. Поэтому из этой ситуации найден следующий выход: к паспорту кассы будет выпущен дополнительный лист. В нем пользователь найдет 4 графы, в которые можно будет записывать нового владельца ККМ. В любом аппарате заложена возможность только четырех регистраций в контролирующих органах, так что большего количества строк не требуется. Возможно, он будет содержать еще какую-то информацию. Но прежде чем лист будет утвержден на заседании ГМЭК, мы не можем его заказывать в типографии. Вопрос должен быть решен до конца марта.
    - Каковы на сегодняшний день результаты эталонизации?
    - Освидетельствовано 80% ККМ - это не идеальный, но очень хороший показатель. Во-первых, проведена инвентаризация всего "кассового хозяйства”. Мы выяснили, что 60% ККМ пригодны к использованию. Остальные, не соответствующие современным требованиям ГМЭК, теперь "доживут” свой срок амортизации и будут заменены.
    Во-вторых, генеральные поставщики стали более трепетно относиться к своей работе. Они уже не могут, получив новую микросхему, выпустить еще одну модификацию кассы. Теперь существует документ о порядке внесения изменений в ККМ, который регламентирует этот процесс. Там указано, что производитель сначала должен выпустить извещение о модификации, а затем направить ее в экспертную организацию, где новинка пройдет проверку. После этого документы об экспертизе попадут в архив ЛЭО, а в некоторых случаях требуется утверждение ГМЭК. Процедура не из легких.
    В-третьих, центры технического обслуживания поняли, что бесконтрольное изменение кассы может подвести клиента под монастырь, и он из-за этого уйдет в другой ЦТО. Сейчас, по закону, всю ответственность за несанкционированное проникновение в ККМ несет пользователь. Но в новой редакции закона (он теперь будет называться "О применении кассовой техники”), которая сейчас проходит очередное чтение в Госдуме, будет особая строка - о разделении ответственности между ЦТО и владельцем кассового аппарата.
    Пока эталонизация не закончилась на все 100%, МНС направила в региональные отделения указание временно не предъявлять претензий к владельцам касс, не имеющих паспортов. Но после принятия соответствующего решения ГМЭК налоговая инспекция начнет штрафовать за это.
    - Марина Борисовна, каков порядок паспортизации новых касс?
    - Покупатель теперь приобретает ККМ в комплекте с паспортом. Сейчас генеральные поставщики уже заказывают паспорта в основном не для эксплуатирующихся касс, а для новой техники, и цена документа закладывается в стоимость аппарата. Напомню, что центры технического обслуживания не должны закупать ККМ без паспортов.
    - Сотрудники центров технического обслуживания часто сетуют на недостаток информации от официальных органов. Чем вы это объясняете?
    - Прежде всего, недальновидностью многих руководителей ЦТО, ведь "Искра” официально оказывает информационные услуги, которые стоят недорого. Во-первых, можно покупать наш ежемесячный журнал под названием "Контрольно-кассовые машины”. Всем подписчикам мы высылаем специальные бюллетени, если между выходом двух номеров издаются какие-то важные постановления или выходят протоколы.
    Во-вторых, за 600 долларов в год можно подписаться на полное информационное обслуживание, которое включает получение заказчиком пяти журналов, приложений к ним, свежих протоколов ГМЭК и возможность консультации с нами по телефону. Стабильно работающий крупный центр технического обслуживания может себе это позволить. А остальным нечего и делать на рынке ККМ. Мы не заинтересованы в центрах-однодневках, которые, в силу зыбкости своего положения, не несут никакой ответственности. В стране надежных ЦТО - примерно 40%.
    В-третьих, мы всю информацию - например, об изменениях в реестре - размещаем на сайте www.gmek-kkm.ru. Так что всем, кто имеет доступ в Интернет, даже не обязательно покупать журнал с реестром. Нас это, честно говоря, даже беспокоит, поскольку издание и так убыточно. А если тираж еще и не раскупается, остается только развести руками.
    - Вероятно, издание журнала финансируется из бюджета?
    - Нет, СКБВТ "Искра” - небюджетная организация, которая работает на самоокупаемости. Никто официально не поддерживает ни ее, ни Лабораторию эталонных образцов ККМ. Люди работают бесплатно в ГМЭК, в группах по корректировке технических требований к аппаратам. Просто это наша профессия, и она нам нравится.
    - Вы упомянули работу над техническими требованиями. Будут ли они как-то меняться в ближайшее время?
    - Да, сейчас разрабатываются унифицированные технические требования к ККМ. Но в части качества и защищенности касс они почти не меняются. Эта работа проводится для уточнения классификатора кассовых аппаратов: что для какой сферы деятельности подходит. Хотя одно серьезное изменение в эти требования уже внесено. Многие, наверное, слышали об ЭКЛЗ - электронной контрольной ленте с защитой. Это изделие уже существует. Оно сделано ФАПСИ и сейчас уже готовится к внедрению. У кассовых аппаратов, оснащенных этой разработкой, не будет контрольной ленты, зато в памяти информация о каждой покупке сохранится в течение 1 года. Устройство это имеет криптографическую защиту ФАПСИ.
    Опытная партия ЭКЛЗ сейчас находится у некоторых генеральных поставщиков, которые трудятся над возможностью внедрения этой технологии в ККМ. Первый опыт комплектации уже есть: ЭКЛЗ встроили в один из фискальных регистраторов. В ближайшее время мы собираемся начать процесс сертификации этого изделия. Есть планы за этот год доработать для возможности ее подключения все кассы, а с 2003 года планируется допустить к производству только те модели, где это внедрение осуществлено. Тогда же начнется и установка устройства на уже действующие ККМ. Несколько позже я расскажу об ЭКЛЗ подробнее.
    - Марина Борисовна, как вы оцениваете состояние кассовой отрасли на данный момент?
    - Ситуация в ней внушает оптимизм. Конечно, мы сделали едва ли половину того, что следовало бы по этой части в цивилизованном государстве. Но ведь работа началась лишь в 1993 году. И за это время количество кассовых аппаратов в стране с нескольких тысяч увеличилось до 2 миллионов. При этом деноминацию мы провели всего за полгода, эталонизацию - за год. Это отличный результат. Еще 9 лет - и на рынке кассовой техники будет полный порядок.

    Беседовала Елена Горелкина
    Торговое оборудование
    Категория: СКБ ВТ "Искра" | Добавил: Пятерка (17.10.2010)
    Просмотров: 2093 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    СПб ОС по ККТ © 2024
    Наш опрос
    Создание общероссийского объединения сервисных центров, занимающихся онлайн-ККТ
    Всего ответов: 141
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Бесплатный хостинг uCoz