2007 год
оказался наиболее урожайным по количеству нормативных актов, принятых
законодателями для определения правового поля деятельности участников
рынка контрольно-кассовой техники.
Прокомментировать
законотворчество депутатов нам согласился Игорь Павлович Вольфсон,
руководитель направления продвижения продукции Специального
конструкторского бюро вычислительной техники «Искра».
— 2007 год стал для
нашей отрасли знаковым. Нормативная база, реализующая положения закона
№54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных
карт», в основном была сформирована именно в ушедшем году. В числе
вышедших в свет документов Постановление Правительства РФ №470 «Об
утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой
техники, используемой организациями и индивидуальными
предпринимателями». Обсуждение нюансов этого документа не затихает по
сей день, поскольку на правительственном уровне не только утвержден
масштабный понятийный аппарат и установлен порядок взаимодействия
пользователей ККТ, ее поставщиков, ЦТО и налоговых органов, но и введен
целый ряд существенных уточнений и нововведений.
Открылся
Госреестр и утверждена марка-пломба В августе приказом
Роспрома №321 Государственный реестр дополнен 13 моделями ККТ. Таким
образом, реально открылся Государственный реестр, более трех лет
находившийся в «замороженном» состоянии. В связи с этим на рынок
вернулся ряд серьезных участников кассового бизнеса. И произошло это
достаточно безболезненно, несмотря на прогнозы многих «специалистов»,
опасавшихся обрушения рынка. Минпромэнерго РФ приказами №351 и №352
утвердило соответственно образцы марки-пломбы ККТ и идентификационного
знака ККТ. К сожалению, указанные нормативно-правовые акты создали
проблем больше, чем решили. Так, например, идентификационный знак ККТ
содержит обозначение серии и учетный номер, но поскольку вопрос о
едином производителе идентификационного знака не решен, а указания о
производителе идентификационный знак не содержит, то серия и учетный
номер могут повториться любое количество раз, что превращает эти
реквизиты в невостребованные. Двухмерный штриховой код может
формироваться любым способом, что ставит под сомнение дальнейшую
возможность его унифицированного использования. Не регламентирован
механизм присвоения кодов поставщика соответствующим организациям. В
довершение всего 6-разрядный заводской номер ККТ, присутствующий на
идентификационном знаке, не соответствует в части разрядности
действующим техническим требованиям к ККТ. Есть вопросы и по
маркам-пломбам. После проверки исправности, замены, ремонта или
технического обслуживания ККТ на нее наклеивается марка-пломба.
Формальное выполнение такой нормы превратит паспорт ККТ в своего рода
кляссер, куда за период эксплуатации может быть наклеено свыше 100
корешков марок-пломб при ежемесячном техническом обслуживании.
Быть или не
быть кассе для вмененщиков? В октябре Госдума РФ приняла в
первом чтении законопроект о внесении изменения в статью 2 закона №54-ФЗ
в части освобождения организаций и индивидуальных предпринимателей,
уплачивающих ЕНВД для отдельных видов деятельности, от обязанности
применения ККТ. Законопроект предлагает освободить организации и
индивидуальных предпринимателей, уплачивающих ЕНВД, от обязанностей
применения ККТ при наличных денежных расчетах и расчетах с
использованием платежных карт. При этом условием отказа от ККТ является
выдача документа, подтверждающего прием денег за соответствующие товары.
Однако, учитывая отрицательное заключение Правительства РФ по вопросам
сокращения сферы обязательного применения ККТ, можно предположить такой
уровень требований к документу, подтверждающему прием денег за
соответствующие товары, и технике для его оформления, что применение ККТ
будет просто более выгодным для предпринимателя с экономической точки
зрения.
Перспективы Такой
вот богатый на события выдался год. Теперь попробуем спрогнозировать,
что ожидает рынок ККТ дальше. В течение первых двух кварталов будет
утверждена форма паспорта, и начнется глобальная паспортизация с
установкой марок-пломб и идентификационных знаков. Возможно, на первых
порах — только при регистрации ККТ в налоговых органах. Однако, не
следует забывать, что на сегодняшний день в небезупречном состоянии
находится вся без исключения контрольно-кассовая техника. Модели, не
оснащенные ЭКЛЗ, не включены в Государственный реестр ККТ и никогда не
исключались из него, поэтому легитимность их применения под большим
вопросом. Для моделей, включенных в Государственный реестр ККТ, ситуация
осложняется тем, что их наименование дополнилось версией. Ожидается
утверждение паспорта ККТ, внедрение учетных талонов, знаков
«Государственный реестр» и «Сервисное обслуживание» (соответствующие
приказы Минфина РФ №135н и 136н от 18 декабря 2005 года зарегистрированы
в Минюсте РФ 21 января, и после ожидаемой со дня на день официальной
публикации будет определен порядок их вступления в
силу). Неопределенность в этих вопросах уже вызывает конфликтные
ситуации во взаимоотношениях налоговых органов с пользователями ККТ и
ЦТО. И, самое главное, Минпромэнерго РФ должно разработать и
утвердить по согласованию с Минфином РФ, МЭРТ РФ и ФСБ РФ технические
характеристики и параметры функционирования для всех групп ККТ, включая
электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, и
программно-технические комплексы. Как только это произойдет, включение в
Государственный реестр начнется по вновь разработанным требованиям. И
регистрация ККТ — тоже! Не стоит забывать и про блок вопросов, связанных
с применением ККТ кредитными организациями при совершении кассовых
операций — здесь следует ждать существенных сдвигов, особенно в части
платежных терминалов. В общем, покой нам только снится!
|