Аббревиатуры и
сокращения:
ГМЭК – Государственная межведомственная экспертная комиссия.
ФАП, он же Роспром – Федеральное агентство по промышленности.
ККТ – контрольно-кассовая техника.
ККМ – контрольно-кассовые машины.
Закон № 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении
денежных расчетов с населением» - Закон о ККМ.
Закон № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при
осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с
использованием платежных карт» - Закон о ККТ.
На протяжении
четырех лет с момента принятия Закона о ККТ (с 2003 г.) нормативная
база, определяющая порядок деятельности в сфере применения ККТ, так и не
была создана. Чтобы разобраться в ситуации, сделаем небольшой экскурс в
историю.
В 1993 году был принят Закон о ККМ. В нем, в частности, говорилось,
что «допускаемые к использованию на территории Российской Федерации
модели контрольно-кассовых машин определяются Государственной
межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам и
вносятся в Государственный реестр контрольно-кассовых машин,
используемых на территории Российской Федерации» (статья 5 Закона о
ККМ). Вскоре после этого вышло в свет Положение о Государственной
межведомственной экспертной комиссии: с этого момента ГМЭК взяла на себя
функции полного регулирования кассового бизнеса.
Так продолжалось десять лет. В 2003 году был принят Закон о ККТ.
Согласно этому документу, обязанность ведения Государственного реестра
была передана федеральному органу исполнительной власти. Таким органом
Правительство РФ назначило Федеральное агентство по промышленности. ГМЭК
была упразднена.
В соответствии с новым законом Правительство РФ должно было выпустить
ряд подзаконных актов, в числе которых положение о порядке ведения
реестра ККТ, положение о регистрации ККТ в налоговых органах и
требования к ККТ. Тем не менее, за три года ни одно постановление
подготовлено и принято не было. Должное нормативное регулирование
отсутствовало. Образовавшийся правовой вакуум создал возможности для
неоднозначного толкования норм действующего законодательства в сфере
применения ККТ. Реализация некоторых норм Закона о ККТ, противоречащих
ранее принятым решениям, оказалась невозможной без разъясняющих
нормативных актов.
Яркий пример. Закон о ККТ по сравнению с ранее действовавшим Законом о
ККМ ввел новое понятие – «контрольно-кассовая техника». На основании
статьи 1 Закона о ККТ под контрольно-кассовой техникой понимается
техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт, а именно:
• контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью;
• электронно-вычислительные машины, в том числе персональные;
• программно-технические комплексы.
Другими словами, понятие «контрольно-кассовая техника» включает в
себя не только контрольно-кассовые машины, но и другую технику со
специальными программными средствами, позволяющими осуществлять наличные
расчеты. В итоге сложилась парадоксальная ситуация: действие
документов, в которых значилось определение «ККМ», формально не
распространялось на ККТ. Это коснулось и Государственного реестра ККМ.
Но в связи с тем, что ни правила ведения реестра ККТ, ни сам реестр ККТ
так и не были изданы, в ходу оставался реестр ККМ. Внести в него новые
модели кассовой техники было невозможно. Кроме того, нередкими стали
случаи судебных разбирательств.
Как уже было сказано, ситуация изменилась в начале этого года вместе с
утверждением Правительством РФ «Правил ведения государственного реестра
контрольно-кассовой техники» (Постановление № 39 от 23 января 2007 г.).
Ольга Шибина, руководитель отдела экспертизы компании «ШТРИХ-М»,
ответила на самые распространенные вопросы, связанные с появлением
Правил ведения Государственного реестра, и прокомментировала некоторые
его пункты.
Эксперт
Ольга Шибина, руководитель отдела экспертизы компании «ШТРИХ-М».
Окончила Московский инженерно-физический институт (технический
университет).
Стаж работы в кассовом бизнесе 9 лет.
Действует ли Государственный реестр ККМ, утвержденный ГМЭК?
П.2 Правил ведения Государственного реестра ККТ: «Установить,
что сведения о контрольно-кассовой технике, содержащиеся в
государственном реестре контрольно-кассовых машин, считаются включенными
в Государственный реестр контрольно-кассовой техники со дня вступления в
силу настоящего постановления».
Ольга Шибина: «Данный пункт легализует реестр ККМ,
утвержденный ГМЭК. Это внесет ясность в многочисленные споры о
законности применения тех или иных моделей ККМ».
Кассовая
техника ранее вносилась в Государственный реестр ККМ на основании
Классификатора. Сохранится ли в реестре ККТ классификация моделей по
сферам применения и техническим возможностям?
П. 7 Правил ведения Государственного реестра ККТ: «Первый
раздел Государственного реестра содержит следующие сведения:
а) наименование модели контрольно-кассовой техники и реквизиты,
печатаемые представленным образцом модели контрольно-кассовой техники на
кассовом чеке;
б) о лице, обеспечивающем производство, распространение модели
контрольно-кассовой техники, а также оказание услуг по ее вводу в
эксплуатацию, проверке исправности, ремонту, техническому обслуживанию и
выводу из эксплуатации, включая поставку для нее запасных частей (далее
– поставщик);
в) даты и номера решений о включении сведений о модели
контрольно-кассовой техники в Государственный реестр, о внесении
изменений в указанные сведения и об их исключении из государственного
реестра».
Ольга Шибина: «Утвержденная структура реестра ККТ
отличается от структуры реестра ККМ. Пока не ясно, в каком виде в
реестре будут представлены реквизиты чеков, и как эти сведения отразятся
на возможности применения тех или иных моделей ККТ. Также не определена
судьба Классификатора ККМ, на основании которого модели ранее вносились
в реестр.
На первый взгляд, в формате реестра ККТ классификация моделей по
сферам применения и техническим возможностям не предусмотрена. В то же
время есть вероятность, что сферы применения каждой модели будут
определены через реквизиты, печатаемые на кассовом чеке и содержащиеся в
реестре ККТ. Стоит также отметить, что до момента внесения в
Государственный реестр ККТ сведений о реквизитах, печатаемых на кассовом
чеке, модели ККТ следует использовать с учетом сведений о сферах
применения, содержащихся в ре¬естре ККМ».
Можно ли вносить новые модели в Государственный реестр ККТ?
П. 12 Правил ведения Государственного реестра ККТ: «Федеральное
агентство по промышленности осуществляет рассмотрение представленных
документов, организацию проведения экспертизы образца модели
контрольно-кассовой техники на соответствие установленным
законодательством Российской Федерации требованиям и принятие решений о
включении в Государственный реестр сведений о модели контрольно-кассовой
техники либо внесении изменений в них, а также об отказе во включении в
Государственный реестр указанных сведений либо отказе во внесение
изменений в них в срок, не превышающий 120 дней».
Ольга Шибина: «Порядок внесения сведений о модели
ККТ в Государственный реестр ККТ определен. Тем не менее, для того,
чтобы поставщики ККТ могли выпустить на рынок новые модели или
модифицировать старые, данного пункта документа недостаточно. Необходимы
дополнительные решения ФАП о порядке проведения экспертизы новых
моделей, утверждение требований к ККТ и т.п.».
Для того, чтобы
поставщики ККТ могли выпустить на рынок новые модели или модифицировать
старые, изданного Постановления недостаточно. Необходимы дополнительные
решения ФАП о порядке проведения экспертизы новых моделей, утверждение
требований к ККТ и т.п.
Вскоре после
утверждения «Правил ведения Государственного реестра ККТ» ФАП издал
приказ № 105 «О Государственном реестре контрольно-кассовой техники».
Сам реестр опубликован в приложении к этому приказу. В реестре ККТ
содержатся сведения, ранее входившие в реестр ККМ. Другими словами,
каждая версия модели ККМ формально стала моделью ККТ. Внимание следует
обратить на тот факт, что, например, вместо ККМ «ЭЛВЕС-МИКРО-К» двух
версий (01 и 02) мы получили ККТ «ЭЛВЕС-МИКРО-К» (версия 01) и
«ЭЛВЕС-МИКРО-К» (версия 02). По заявлениям представителя ФАП, отражать
изменение названия в технической и эксплуатационной документации не
требуется. Учитывая количество моделей, находящихся в эксплуатации,
сделать это практически нереально.
В опубликованном реестре отсутствуют сведения о поставщиках и о
реквизитах, печатаемых на кассовом чеке. На данный момент ФАП ведет
работу по сбору недостающей информации. Остается также открытым вопрос:
что произойдет с теми моделями ККМ, которые подготовлены к включению в
реестр и соответствуют техническим требованиям ГМЭК? Для внесения их в
реестр опубликованных документов недостаточно. Необходимы требования к
ККТ и порядок проведения экспертизы. Кроме того, если ФАП решит изменить
технические требования ГМЭК, ККТ придётся дорабатывать.
Представленные документы коренным образом ситуацию на рынке ККТ не
изменили, но положительная динамика, безусловно, налицо.
КОММЕНТАРИЙ ФАП
Приказ
ФАП от 6 марта 2007 г. № 105 «О Государственном реестре
контрольно-кассовой техники» комментирует Анатолий Сурков, начальник
отдела обеспечения ведения Госреестра ККТ Федерального агентства по
промышленности.
Главная цель данного нами приказа – проинформировать
заинтересованные организации, производителей и пользователей ККТ о том,
какие сведения о моделях ККТ, содержащихся в Государственном реестре
ККМ, включены в Государственный реестр ККТ. Напомню, что согласно пункту
2 постановления Правительства, сведения о ККТ, содержащиеся в
Государственном реестре ККМ, считаются включенными в Государственный
реестр ККТ со дня вступления в силу указанного постановления.
Включенные в
Государственный реестр ККТ модели ККМ можно использовать только в тех
сферах применения, которые указаны для них в Государственном
реестре ККМ. Сфера применения ККТ определена статьей 2 Закона о
ККТ. Перечень моделей ККМ и их версий, включенных в этот реестр, с
указанием сфер их применения размещен на официальном сайте ФАП:
www.rosprom.gov.ru.
Модели ККМ,
наименования которых включены в Государственный реестр ККТ, содержат не
все сведения, определенные структурой Государственного реестра ККТ. Для
устранения этого пробела ФАП обратился к руководителям организаций, по
заявлениям которых сведения о моделях ККМ ранее были включены в
Госреестр ККМ, с просьбой предоставить заявления о внесении указанных
сведений с приложением копий документов о государственной регистрации
организаций в качестве юридических лиц. Внесение в Государственный
реестр ККТ этих сведений не потребует проведения экспертиз моделей на
соответствие установленным законодательством РФ.
Для внесения в
Государственный реестр ККТ сведений о реквизитах, печатаемых указанными
моделями ККМ на кассовом чеке, поставщику необходимо представить в ФАП
образец модели ККМ с программным обеспечением, заявление и документы,
предусмотренные пунктом 8 Правил ведения реестра ККТ. При этом следует
учесть, что для принятия решения о включении в Государственный реестр
ККТ этих сведений уже потребуется организация проведения экспертиз этих
моделей ККМ на соответствие установленным законодательством РФ
требованиям.
Источник: журнал
«Энергетика. Промышленность. Регионы» (№3`2007,
рубрика «Комментарии специалиста»)
|