Вячеслав Анатольевич, подготовлены ли проекты правительственных решений по реализации положений Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт и когда ожидается их принятие? МНС России начало подготовку этих документов сразу после принятия Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ. В частности, был разработан, согласован с другими заинтересованными министерствами и ведомствами и направлен в Правительство РФ график подготовки материалов. 8 июня 2004 г. вышло Поручение Правительства РФ № АЖ-П13-3547 за подписью заместителя председателя Правительства А.Д. Жукова, в соответствии с которым МНС России необходимо в кратчайшие сроки подготовить пакет документов по применению контрольно-кассовой техники. МНС России необходимые документы подготовило и направило на согласование в Министерство финансов РФ и Министерство промышленности и энергетики РФ. Это проекты постановлений Правительства РФ о федеральном органе исполнительной власти, ответственном за ведение Государственного реестра ККТ; о порядке ведения Госреестра; о порядке регистрации ККТ; о технических требованиях к ККТ; о бланках строгой отчетности для видов деятельности, по которым разрешено не применять ККТ. Минфин должен рассмотреть и согласовать эти документы с другими указанными в Поручении Правительства РФ министерствами и ведомствами. Возможно, в них будут внесены дополнения и коррективы. После этого пакет документов будет направлен на утверждение в Правительство РФ. Намерены ли налоговые органы привлекать пользователей ККТ к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ за отсутствие на ККТ голограмм на текущий год как за неприменение ККТ? Ведь в настоящее время судебная практика по данному вопросу складывается в пользу пользователей ККТ (включая Постановление Президиума ВАС РФ от 30.03.2004 № 14447/ 03). Действительно, Постановлением Высшего арбитражного суда от 31.07.2003 № 16 были определены шесть основных критериев для наложения штрафных санкций за неприменение ККМ. Это: фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата; использование ККМ, незарегистрированной в налоговых органах; использование ККМ, не включенной в государственный реестр; использование ККМ без фискальной памяти; использование ККМ, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждения, свидетельствующие о возможности доступа к фискальной памяти; пробитие ККМ чека с указанием суммы меньшей, чем уплаченная покупателем. Отсутствие на ККТ средств визуального контроля, то есть голограмм, к этим критериям не отнесено. Однако напомню, что с принятием Федерального закона № 54-ФЗ вышло Поручение Правительства РФ от 11.07.2003 № ХВ-П5-8206. В соответствии с п. 2 этого Поручения МНС России до принятия нормативных актов Правительства РФ в развитие Федерального закона по вопросам регулирования применения ККМ следует руководствоваться действующими решениями Правительства РФ в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Поэтому МНС России продолжает руководствоваться Распоряжением Правительства РФ от 29.09.97 № 1402р и Постановлением Правительства РФ от 07.08.98 № 904, которые предписывают наличие на ККТ средств визуального контроля (СВК) в обязательном порядке. Первое СВК, установленное на ККТ, свидетельствует о том, что данная модель ККТ внесена в Госреестр и приобретена легальным путем, а вторая что ККТ находится на обслуживании в центре технического обслуживания, то есть она технически исправна и выполняет необходимый объем работ. Поэтому мы даем указания на-логовым органам на местах по-прежнему начинать проверку пользователя ККТ с проверки наличия голограмм и в случае их отсутствия налагать штрафные санкции.
Проясните, пожалуйста, для наших читателей ситуацию с постепенным внедрением ККТ с ЭКЛЗ и регистрацией их в налоговых органах. В течение какого срока намечен переход на указанные контрольно-кассовые машины? Ситуация с введением ККТ с ЭКЛЗ во многом напоминает ситуацию, сложившуюся несколько лет назад, когда начинался переход от использования обычных ККМ на машины с фискальной памятью. Этот переход происходил постепенно. Сейчас в России зарегистрировано более 2,5 млн ККМ, и все они оснащены блоком фискальной памяти. Оснащение ККТ средствами криптографической защиты фискальных данных, именуемых также ЭКЛЗ (то есть электронная контрольная лента защищенная), это ноу-хау России. Ни в одной другой стране мира подобные ЭКЛЗ не применяются. Возможно, вопрос о внедрении машин с ЭКЛЗ и не стоял бы так остро, если бы недобросовестные пользователи ККМ и нерадивые ЦТО не делали попыток в фискальных машинах что-то скручивать, менять и т. д. Это в первую очередь ответный ход на их противозаконные действия. Инициатива внедрения ЭКЛЗ принадлежит ФАПСИ , которое сегодня является подразделением ФСБ. И если ККТ с фискальной памятью не имеют 100%-й гарантии сохранности вносимых фискальных данных, то ККТ с ЭКЛЗ сегодня такую гарантию дают. Поэтому в соответствии с Поручением Президента РФ от 13.12.2001 № ПР-2184 на территории России начинается введение в Государственный реестр ККТ с криптографической защитой фискальных данных. Решение Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам о постепенном выводе из Госреестра машин с фискальной памятью и заменой их на машины с ЭКЛЗ сохраняет свою силу, хотя сама ГМЭК и упразднена. Первые машины с фискальной памятью выведены из Государственного реестра с 1 июля 2004 г. Следующая группа машин с фискальной памятью выводится из Госреестра с 1 сентября 2004 г., и последние с 1 октября 2004 г. Однако пользователи, которые успели зарегистрировать свои ККМ с фискальной памятью до той даты, когда данные модели выведены из реестра, могут спокойно работать на них до конца срока амортизации.
Какова цена одного блока ЭКЛЗ, и на какой срок использования он рассчитан? Есть ли у Вас данные о приобретении пользователями ЭКЛЗ? В настоящее время включены в Государственный реестр 60 моделей ККТ с ЭКЛЗ. Один блок стоит около 120 долл. Пока их приобретают крупные торговые центры, супермаркеты, в которых установлены не обычные кассовые аппараты, а посттерминалы, способные выполнять комплекс операций по учету товаров и сами по себе стоящие около 3 тыс. долл. ЭКЛЗ это небольшая коробочка с гнездом для гибкого ввода данных. Она монтируется внутри кассового аппарата или на его корпусе и подключается к нему. В среднем при больших объемах продаж одного блока хватает примерно на год. Однако технический прогресс не стоит на месте, и постепенно будут появляться ЭКЛЗ со все большим объемом памяти. Как и другие отчетные бухгалтерские документы, блок ЭКЛЗ должен храниться в течение 5 лет. Налоговый инспектор, имея ключ ввода и считывания информации, сможет при необходимости прочитать любую нужную ему информацию. По истечении 5-летнего срока записи по согласованию с налоговым органом можно уничтожить и использовать блок ЭКЛЗ повторно.
Появились ли новые возможности для контроля за соблюдением кассовой дисциплины пользователей ККТ, имеющих ЭКЛЗ? В налоговых инспекциях Московской области установлены специальные контейнеры, в которые любой желающий может положить кассовый чек, пробитый в любой торговой точке данного района. Связано ли данное мероприятие с внедрением ККТ с ЭКЛЗ? Да, в связи с внедрением ККТ с ЭКЛЗ было разработано так называемое автоматизированное рабочее место налогового инспектора. Первое автоматизированное рабочее место установлено в МНС России, в нашем отделе. До конца текущего года мы планируем укомплектовать такими автоматизированными рабочими местами Управления МНС по г. Москве, Московской области, г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Затем автоматизированные рабочие места будут установлены во всех УМНС России по субъектам РФ, а со временем и в налоговых инспекциях на местах. Автоматизированное рабочее место это рабочее место налогового инспектора по проверке фискальных данных с использованием карты проверки. Данная карта позволяет проводить проверку корректности крипто-графического проверочного кода (КПК), сопровождающего кассовый чек. Налоговый инспектор, имея как образец фискальный кассовый чек, пробитый любой ККТ с ЭКЛЗ, заводит с этого чека данные в автоматизированное рабочее место. Если на ККТ, чек которой проверяется, имела место какая-либо корректировка данных, программа это безошибочно обнаружит. Поэтому, вероятнее всего, инициатива наших коллег из УМНС России по Московской области связана именно с этими новыми возможностями налогового контроля. Но подчеркиваю, что таким образом может быть проверен чек не с любой кассовой машины, а только с машины, оснащенной ЭКЛЗ, то есть чек с криптографическим признаком. Сейчас нами подготовлена инструкция о порядке проверки корректности криптографического проверочного кода кассовых чеков и сменных отчетов. И пока автоматизированные рабочие места не установлены во всех регионах, наши коллеги могут присылать чеки для проверки к нам в отдел. Мы обязательно ответим на все их запросы.