Главная » 2013»Апрель»16 » Замечания к предложениям Минфина РФ по внесению изменений в Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-Ф
09:14
Замечания к предложениям Минфина РФ по внесению изменений в Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-Ф
Министерство финансов Российской Федерации 109097, г. Москва, ул. Ильинка д. 9
Федеральная антимонопольная служба России 123995. г. Москва, Д-242, ГСП-5, ул. Садовая Кудринская, д.11
Замечания к предложениям Минфина РФ по внесению изменений в Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт"
Предложения, представленные Минфином РФ, по внесению изменений в действующий Федеральный закон от 22. 05. 2003 г. № 54-ФЗ, настолько радикальны, что впору говорить не об изменениях, а о проекте нового закона, ориентированного на внедрение нового вида контрольно-кассовой техники. При этом, нельзя не отметить, что авторы законопроекта, претендуя на его инновационность, закладывают в него лишь общую концепцию внедрения новой ККТ - ККТ с функцией передачи информации, и, в то же время, пока не представляют себе, что будет представлять собой новая ККТ, как она будет функционировать, каковы особенности правового регулирования её применения. Как следствие, принятие законопроекта в его настоящем виде повлечёт за собой серьезные проблемы.
Вот наиболее значительные из них:
1. В законопроекте вводится новый вид ККТ с функцией передачи информации. Эта ККТ не будет включаться в Государственный реестр, следовательно, она не будет проходить экспертизы на соответствие требованиям, предъявляемым к ККТ, может эксплуатироваться не опломбированной, может не проходить проверку исправности, так как техническая поддержка для нее не обязательна, не будет иметь паспорта, содержащего сведения об этой ККТ и выполненных работах по ее технической поддержке. Из этого следует: - появляются широкие возможности для вмешательства недобросовестных налогоплательщиков в схемотехнику эксплуатируемую ими ККТ, позволяющие по желанию кассира-оператора пробивать чеки без передачи информации в налоговые органы или операторам фискальных данных (ОФД). Проверить и доказать такое несанкционированное вмешательство будет практически невозможно; - налоговые органы потеряют контроль над регистрацией ККТ, они будут регистрировать любые устройства, заявленные пользователем как ККТ. Любая ККТ с функцией только передачи информации, но без функции фиксации информации, это не что иное, как просто чекопечатаещее устройство.
2. Применение ККТ с функцией передачи информации предусматривает наличие (использование) двух каналов связи – между пользователем и ОФД и между ОФД и налоговым органом. Данные виды связи должны осуществляться круглосуточно в режиме реального времени. В законопроекте не установлено, какая именно будет эта связь. Ни для кого не секрет, что задача построения системы бесперебойной онлайн-передачи данных в масштабах всей России более сложная, нежели, например, ЕГАИС на алкогольном рынке. Даже в населенных пунктах, охваченных широкополосным доступом в интернет, могут быть проблемы. Особенно это коснется мест с неуверенным приёмом, не говоря уже про подвалы, строения с защитными и/или экранирующими конструктивными элементами и т.п. И хотя качество связи не зависит от участников рынка ККТ, проблемы со связью обернутся проблемами для пользователей ККТ, так как не полученная вовремя информация от ККТ может быть интерпретирована налоговыми органами как попытка сокрытия фискальных данных. Законопроектом не определен субъект правового регулирования, ответственный за обеспечение функционирования и качество связи (оператор связи), не установлены ни его права и обязанности, применительно к передаче фискальных данных, ни его ответственность. Деятельность операторов связи лежит вне сферы правового регулирования рассматриваемого законопроекта и, скорее всего, не может быть в него включена, поскольку регламентируется совершенно иными нормативными актами РФ (например – Законом о связи). Законопроектом определено, что ОФД создаёт фискальный признак для отражения на кассовом чеке. В случае отсутствия связи ККТ с ОФД, фискальные признаки не будут формироваться и ККТ заблокируется. Это приведёт к временному прекращению предпринимательской деятельности владельца ККТ. Механизм предотвращения или урегулирования таких ситуаций законопроектом не предусмотрен. Таким образом, правомерное осуществление деятельности субъектами регулирования поставлено в зависимость от факторов, находящихся вне их влияния и не определяемых данным законопроектом.
3. Законопроект предполагает в режиме реального времени отслеживать наличие выручки в предприятиях торговли и оказания услуг. Таким образом, сведения о выручке и остатке в кассе в режиме реального времени становятся доступными ОФД. Существует большая угроза и вероятность того, что злоумышленники смогут воспользоваться этим и перехватить эту информацию либо через канал связи, либо через ОФД. В этом случае владелец ККТ подвержен угрозам криминального характера, так как преступники могут отслеживать, сколько конкретно выручки имеется в кассе в режиме реального времени. ОФД становится владельцем сведений, представляющих коммерческую тайну владельцев ККТ. Кроме того, монополизация полномочий ОФД создаст предпосылки для коррупционной составляющей. ОФД сможет навязывать пользователям ККТ свои условия договора, тарифы за обработку транзакций, модели используемой ККТ и т.д.
4. Существующий сегодня порядок передачи налоговой отчётности предполагает наличие нескольких способов передачи информации. Предприятия и предприниматели не ограничены в своих правах. Они могут воспользоваться несколькими способами представления отчётности: - просто принести и сдать в налоговую службу; - отправить по почте; - отправить по электронной почте; - отправить через оператора и т.п. Предлагаемый законопроект полностью лишает такой возможности владельца ККТ, так как он может передавать данные в налоговую службу только через навязанного ОФД. В таком случае этот оператор должен представлять услугу бесплатно, иначе это навязанная услуга, направленная на непрофильное обременение бизнеса дополнительными поборами.
5. Ряд положений, изложенных в законопроекте, создают правовую коллизию, так как вступают в противоречие с ранее принятыми Федераль-ными законами и нормативными правовыми актами. Такими, например, как: - Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"; - Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». - Налоговый Кодекс РФ.
Выводы:
1. Предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 22 мая 2003 г. №54-ФЗ имеют множество существенных недостатков, не проработаны в ряде важных аспектов, создают правовые коллизии и требуют радикальной переработки. К разработке нового законопроекта необходимо привлечь технических специалистов в области разработки и производства ККТ, экономистов и юристов. 2. Законопроект должен сопровождаться нормативными правовыми актами, разработанными вышеперечисленными специалистами – иначе новый закон работать не будет.
Генеральный директор некоммерческой организации «Российская ассоциация центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин» Е.А. Седаков
Председатель Правления некоммерческого партнерства «Московская гильдия центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин и весоизмерительной техники» В.Л. Павленко Источник.