Понедельник, 14.10.2024, 18:13
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Рекомендуем ЦТО ККТ
  • Аманит
  • Оверс ЛТД
  • Пятерка и К
  • Санкт-Петербург-90
  • Сервис
  • Тех Центр
  • Эльфарм
  • Форма входа
    Поиск
     
    Главная » 2016 » Март » 3 » Закон о ККТ против безналичных платежей.
    14:52
    Закон о ККТ против безналичных платежей.

    На днях Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменениях 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники». Николай Жмуренко, основатель сервиса мобильного эквайринга 2can, считает, что пора бить тревогу – из стенограммы обсуждения следует, что ответственные за законопроект лица продолжают обходить своим вниманием серьезную проблему, которую принесет предпринимателям закон в текущей редакции. 

    Предполагается распространить применение кассовой техники на очень широкий круг безналичных расчетов. Фактически, единственным типом безналичных платежей, при котором не нужно будет использовать кассу, останется осуществление платежа с помощью сотрудника в отделении банка плательщика. Все остальные, современные способы безналичных расчетов – перевод через клиент-банк, мобильный банк, платежи картами, SMS-переводы, платежи в мобильных приложениях, смарфоном через QR-коды и другие виды, которые придумают инноваторы в финтехе – потребуют от получателей таких платежей использования кассовой техники.
    Заместитель Министра финансов и обсуждавшие законопроект депутаты этот вопрос обошли вниманием, хотя для предпринимателей такое изменение более революционно, чем дополнение кассовых аппаратов функцией онлайн-передачи данных в ФНС.
    Функция онлайн-передачи данных не особо повлияет на бизнес-процессы предпринимателей. Многостраничный законопроект описывает просто изменение в «начинке» кассового аппарата: сейчас внутри него находится фискальный чип, а после вступления в силу нового закона внутри будет чип плюс GSM/WiFi-модуль для передачи данных. Сейчас фискальный чип называется «памятью», а по новому закону будет называться «накопителем», несколько изменится его функциональность. Начать выпускать новые фискальные чипы и кассовые аппараты, доработать старые кассы – задача для производителей чипов и кассовой техники. И они заявляют о готовности к ее решению. Также предпринимателям нужно будет заключать договора с операторами фискальных данных, которые будут принимать передаваемые GSM/WiFi-модулями данные, консолидировать их и передавать в электронном виде в ФНС. Заключение такого договора тоже не сильно большая проблема; сейчас похожие договора у многих заключены с компаниями, организующими передачу в ФНС налоговой отчетности.
    Будущие проблемы для предпринимателей создают всего три слова – кроме наличных денежных средств законопроект предписывает использовать кассовую технику для «электронных средств платежа». Определение ЭСП дано в 161-ФЗ, плюс они упоминаются в статье 847 ГК. Это «средство и (или) способ, позволяющие … составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств». Как отмечено выше, мне известен только один способ безналичного платежа, при котором не будет ЭСП, – пойти к окну сотрудника в своем отделении банка. Какого-либо понятного объяснения такого нововведения нет: как в пояснительной записке к законопроекту, так и в выступлении докладчика в Госдуме говорилось о планируемом сокращении теневого оборота наличных денежных средств. Трудно не согласиться с такой благой целью, но еще труднее понять, как ее достижению поможет создание проблем в безналичных расчетах.

    Будущие проблемы для предпринимателей создают всего три слова – кроме наличных денежных средств законопроект предписывает использовать кассовую технику для «электронных средств платежа»
     

    А проблемы ожидаются серьезные. Сейчас кассы должны использоваться только при одном виде безналичных расчетов – с помощью платежных карты. В ряде случаев такое требование было на практике неосуществимо, и появлялись противоречивые разъясняющие письма Минфина. Для решения проблемы эксперты предлагали исключить из закона, борющегося с теневым наличным оборотом, упоминание прозрачных безналичных карточных платежей. Вместо этого Минфин включил в новый закон еще больше видов безналичных платежей, увеличив количество кейсов, при которых выполнение требований закона будет неосуществимо. Законопроект требует продавца сформировать кассовый чек в «момент расчетов», но перечисление покупателем денег, например, через клиент-банк или мобильный банк не требует участия продавца – о том, что когда-то был момент расчетов, он узнает с опозданием из выписки по своему расчетному счету. Это будет нарушением закона, а за нарушения предусмотрены очень большие штрафы. Законопроект требует в обязательном порядке или по запросу покупателя направить ему бумажный кассовый чек, но во многих случаях действующий бизнес-процесс не предполагает встречу покупателя и продавца услуги: покупка, с помощью любого ЭСП, софта, покупка электроэнергии, электронного билета в театр, оплата такси или парковки приложением в смартфоне и множество других ситуаций. Всем этим организациям нанимать курьеров для доставки бумажных чеков?
    Сейчас множество организаций не используют наличные расчеты и, соответственно, не используют кассовую технику. Платное образование (детские сады, платные школы, вузы, семинары, конференции), дополнительное образование и досуг (кружки, секции), ЖКХ и многие другие организации просто подписывают с покупателем договор и/или выставляют счет на оплату. Появление требования применять кассовую технику при расчетах с использованием ЭСП, да еще с проблемами по определению момента расчетов, с необходимостью доставки плательщику бумажного чека, с рисками больших штрафов за невыполнение расплывчатых требований – вызовет необходимость серьезно перестраивать свою работу и создавать инфраструктуру по поддержанию кассового процесса. С большой вероятностью данные организации могут пойти по более легкому пути – устно или путем включения в договора потребуют от плательщиков не использовать ЭСП при перечислении, а формировать платеж в отделении своего банка. Таким образом, будет похоронена огромная работа, проводимая банками и другими финансовыми организациями по переводу плательщиков из отделений банков на удаленные каналы оплаты и современные способы платежей, и мы будем отброшены на 10–15 лет назад к очередям в «сберкассе».
    На зарегистрированные за пределами РФ интернет-сервисы и сервисы в мобильных приложениях требование нового закона распространить невозможно. Только российские сервисы будут обязаны нести дополнительные расходы на поддержание безналичного кассового процесса и содержание курьеров для доставки чеков – законопроект ставит их в заведомо худшее положение по отношению к зарубежным конкурентам. Такая ситуация подтолкнет некоторые из российских компаний с интернет и мобильными сервисами перерегистрироваться в другие юрисдикции чтобы устранить конкурентное преимущество, которое новый закон предоставит зарубежным участникам российского рынка.
    Указанные проблемы при первом чтении в Госдуме не обсуждались. Более того, судя по репликам выступавших депутатов, они еще не изучали текст законопроекта, не разбирались в специфике безналичных и наличных платежей. Хотелось бы надеяться, что при подготовке ко второму чтению ответственный комитет Госдумы привлечет к работе над законопроектом экспертов, профессиональные ассоциации, разберется и примет поправки, которые позволят избежать ненужных и невыполнимых требований к бизнесу. Тем более, на обсуждении прозвучали здравые мысли: «сегодня не время накладывать дополнительные какие-то прессинги на малый и средний бизнес», «надо очень аккуратно посмотреть», «без серьезной доработки ко второму чтению его принимать нельзя». Остается надеяться, что для аккуратного изучения и серьезных доработок депутаты обратятся за помощью к профессионалам, разбирающимся в темах, которые затрагивает законопроект. 

    Николай Жмуренко
    основатель сервиса,
    2can (ЗАО «Смартфин»)

    Просмотров: 1424 | Добавил: Пятерка | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    СПб ОС по ККТ © 2024
    Наш опрос
    Создание общероссийского объединения сервисных центров, занимающихся онлайн-ККТ
    Всего ответов: 141
    Календарь
    «  Март 2016  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031
    Архив записей
    Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0
    Бесплатный хостинг uCoz