«Издавая закон, ставь себя на место того, кто должен ему подчиняться».
Екатерина Вторая
Вопросы поддержки бизнеса регулярно поднимаются на региональном и федеральном уровне. С участием представителей бизнеса утверждаются программы, стратегии и даже федеральные законы, которые должны помочь оптимизировать финансовую нагрузку и устранить административные барьеры. Поэтому принятие поправок в такой серьезный и глобальный законодательный акт, регламентирующий денежные расчеты с населением, не могло пройти мимо бизнес-среды.
Чем больше изучаешь Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003 N 54-ФЗ, тем сильнее убеждаешься, что современные законодатели напутствие великой русской императрицы забыли.
Главная идея данного законодательного акта в том, что он обязует всех лиц, задействованных в торговле и в сфере услуг, деятельность которых связана с обработкой денежных средств населения, передавать всю информацию о покупках и об оплате услуг в онлайн-режиме в налоговые органы при помощи специально доработанных кассовых аппаратов, а также новых участников рынка приема платежей — операторов фискальных данных. Рассмотрим, какие цели преследовал законодатель.
Цель номер один — учет каждого факта оплаты какого-либо товара или услуги. Цель, конечно, важная: повышение правильности расчетов налоговой базы, детализация статистики, повышения контроля над продавцом и, что не удивительно, над покупателем.
Однако большинство организаций работающих с «живыми деньгами» — это организации, занимающиеся розничной торговлей и предоставлением услуг питания, к тем же организациям можно отнести организации, занимающиеся перевозками грузов и пассажиров, автомастерские с мойками и рекламные организации. И все из этих организаций могут применять и применяют систему налогообложения по ЕНВД, и платят налог с конкретной налоговой базы, которая является константой. Тем не менее, применять кассы нового образца и нести затраты на их обслуживание их обяжут с 1 июля 2018, несмотря на то, что срок действия данной системы налогообложения продлили до 1 января 2021.
Цель номер два — возможность направления чеков в электронной форме на абонентский номер или электронную почту покупателя, что в свою очередь должно привнести удобства для клиента. Клиент получит призрачную дополнительную защиту своих прав как потребителя за счет возможности получить электронный чек у оператора фискальных данных и в своей электронной почте и возможность частично стать налоговым инспектором и самостоятельно проверить легальность кассового чека через мобильное приложение (которое только разрабатывается) или при помощи интернет-ресурса..
Цель номер три — удобство для организации. Закон дает организациям возможность осуществления всех регистрационных действий через личный кабинет на сайте ФНС без живого общения с инспектором и возможность отказаться от ранее обязательных услуг центров технического обслуживания.
Также закон заменяет Электронную контрольную ленту защищенную (ЭКЛЗ) на фискальный накопитель. Фискальный накопитель, по сути, является аналогом ЭКЛЗ, доработанным для передачи данных в ФНС и оператору фискальных данных. Однако законодатель обещает, что срок службы у него увеличится до 3 лет, что еще больше добавляет подозрения на лоббирование чьих-то интересов в прошлом, ведь столько лет ЭКЛЗ менялись КАЖДЫЙ год. Провести же регистрацию кассового оборудования без помощи профессионалов вряд ли решатся многие организации. Ранее ошибка в активации несла за собой блокировку кассы и покупку новой ЭКЛЗ, скорее всего такая практика сохранится, а цена ошибок, как и цена оборудования сильно возрастет.
Цель номер четыре — оптимизация трудозатрат налоговых органов. По итогам реализации требований закона бизнес-сообществом, налоговые органы должны получить более точный набор входных данных для организации налоговых проверок. Таким образом, планируется высвободить часть трудовых ресурсов и больше уделять внимания проблемным «зонам риска». Все вышеназванные факторы повлекут за собой массу проверок и разбирательств. То же самое касается и сотрудников занимающихся регистрацией кассовых аппаратов: во-первых, число аппаратов станет в разы больше, во-вторых, так как оборудование новое, консультации понадобятся даже самым профессиональным ЦТО. Спустя какое-то время данная цель действительно даст результат, постоянный контроль за кассовыми аппаратами в онлайн-режиме высвободит тысячи сотрудников, занимающихся камеральными проверками.
Перейдем теперь к самому интересному — к цене вопроса реализации требований закона для бизнеса и для государства. Найти информацию о том, сколько денежных средств потратило государство на подготовку к работе по новым требованиям, не удалось. Однако очевидно, что затраты в масштабах страны будут колоссальны.
Бизнес тоже ожидают серьезные расходы: ЭЦП для работы с сайтом ФНС (2500 руб. единоразово), услуги интернет-провайдеров (600 руб. ежемесячно), услуги ЦТО для помощи в активации кассы (1500 руб. единоразово), покупка кассового аппарата до получения вычета (20000 руб. единоразово), покупка фискального накопителя (цены пока не установлены, но специалисты оценивают от 6 до 11 тыс. руб. (раз в три года)), услуги оператора фискальных данных (3000 руб. ежегодно). Таким образом, запуск одной кассы обойдется примерно в 30-35 тыс. руб.
Цифра действительно пугающая, и многие предприниматели могли бы подумать, что лучше нарушить кабальный закон, чем разориться, его соблюдая. Однако законодатель предвидел это, проработал и ужесточил нормы ответственности по КОАП, касающиеся именно применения ККТ(ст.14.5 КОАП РФ). Действительно, как попадут деньги к фирмам-производителям, если никто не будет покупать новые кассы?
Здесь снова должен быть текст про лоббирование интересов. Организация, не применяющая кассу в установленных законодательством Российской Федерации случаях, будет подвергнута штрафу в размере от трех четвертых до одного размера суммы расчета, но не менее тридцати тысяч рублей. За повторное нарушение в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, 1 млн. руб. и более, следует административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Если организация не отправит кассового чека в электронной форме либо не выдаст его на бумажном носителе покупателю, следует штраф в размере 10 тыс. руб. Размеры штрафов говорят сами за себя, а при выявлении фактов нарушений накладываться они могут ежедневно. Поэтому закон будут соблюдать, неохотно, но будут. Однако не стоит забывать один важный факт, что бизнес не привык понижать планку уровня доходов, поэтому бремя дополнительных затрат на исполнение закона ляжет на нас — рядовых клиентов и покупателей.
Подводя итог, посмотрим, что же несет нам закон в итоге:
1. Огромные расходы по его реализации для государства.
2. Крупные расходы для бизнеса.
3. Реальные затраты и призрачный сервис для потребителя.
4. Сверхдоходы для производителей кассового оборудования (2 крупнейшие в стране организации) и операторов фискальных данных (4 организации)
Будем надеяться, что новые законодательные инициативы, принятие которых по большей части будет в руках одной партии, будут более востребованы и адекватны по отношению к существующим реалиям страны.
Никита Пексимов
|