Нынешних штрафов за нарушения 54-ФЗ маловато будет, считают власти и готовятся усилить карательные меры.
Что сейчас
Административное наказание за неприменение ККТ и другие нарушения с онлайн-кассами регламентируется статьей 14.5 КоАП «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники».Так, за неприменение ККТ полагается наказание:
- на должностных лиц в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 тыс. рублей;
- на юрлиц — от 3/4 до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 тыс. рублей.
Применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение ККТ с нарушением установленных порядка регистрации ККТ, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1,5 до 3 тысяч рублей; на юр лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 тысяч рублей.
Непредставление организацией или ИП информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, влечет:
- предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1,5 до 3 тысяч рублей;
- на юрлиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 тысяч рублей.
Что еще хотят
Минфин разработал проект поправок в КоАП, в том числе в части административной ответственности за нарушения законодательства о ККТ.Планируется ввести штраф за применение ККТ по расчету, не имевшему места в хозяйственной жизни пользователя. За это полагается наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей; на юрлиц — в размере от 20 до 40 тысяч рублей.
Что особенно неприятно — резко увеличивается штраф за повторное неприменение ККТ. Речь уже идет не только об приостановке деятельности фирмы на срок до 90 суток, но о внушительном размере штрафа — от 800 тыс. до 1 млн. рублей.За неуказание в фискальном документе наименования товара при реализации продукции, в отношении которой установлены требования по маркировке, а равно указание такого наименования в искаженном виде будет предусмотрен штраф на должностных лиц и ИП в размере 50 тысяч рублей; на юрлиц — 100 тысячрублей.
За непредставление в установленный срок в налоговые органы всех фискальных данных, которые подлежат передаче в налоговые органы, будет предусмотрен наложение штраф на должностных лиц и ИП в размере 50 тысяч рублей; на юрлиц — 100 тысяч рублей.
Предусматривается введение в статью 27.20 КоАП новой меры пресечения, которую могут использовать налоговые органы при ведении административных дел — блокировка устройства. Под блокировкой устройства понимается действия уполномоченного лица в отношении такого устройства по электрическому, механическому или электромеханическому воздействию в целях прекращения возможности выполнения таким устройством определенных функций (функции приема наличных денег, осуществления безналичных оплат и перевода денежных средств).
Кто против
Между тем на этот проект Минфин получил отрицательное заключение по итогам процедуры оценки регулирующего воздействия.В Минэкономразвития, в частности, отметили, что из проекта неясно, как следует понимать «расчет, не имевший места в хозяйственной жизни», не определено, будет ли расчет считаться таковым в случае полного отсутствия расчета либо его частичного отсутствия, а также в случае продажи товара со скидкой или в рассрочку.
Кроме того, штрафы за повторное нарушение 54-ФЗ существенно превышают действующие санкции. Возложение на хозяйствующий субъект административной ответственности в виде необоснованно завышенных штрафов может повлечь существенный рост административной нагрузки на него, создать дополнительные инструменты давления и, как следствие, повлечь многочисленные судебные споры, говорится в заключении об оценке регулирующего воздействия проекта.
Также в заключении указано, что представляется избыточным проектирование ответственности за «указание наименования товара в искаженном виде».
Что касается блокировки устройства, то проект не содержит четких оснований для принятия решения уполномоченными лицами о блокировке устройства, также не определены сроки и порядок разблокировки устройства.
Отсутствие однозначности в определении механизма реализации предложенного регулирования, а также возможность применения неограниченных оснований для действий контролирующих органов могут привести к существенному росту административной нагрузки на ИП и юрлиц, а также создают дополнительные инструменты давления на них и, как следствие, могут привести к многочисленным судебным спорам.
Свои отрицательные заключения на проект дали и региональные бизнес-омбудсмены.
Так, бизнес-защитник Забайкальского края, Виктория Бессонова, комментируя введение миллионного штрафа для юрлиц, отметила: «Подобные штрафы вменяются за некоторые уголовные преступления, а тут не выбитый повторно чек! Я считаю, что это необоснованно высокий уровень наказания».
В службе бизнес-омбудсмена Чечни отметили, что значительные суммы штрафов иногда могут оказаться непосильными для нарушителей и привести к самым серьезным последствиям, вплоть до вынужденной ликвидации.