Летом этого года завершился третий этап перехода на новую кассовую технику: к этому сроку онлайне-кассы должен был установить практически весь бизнес, в том числе компании и индивидуальные предприниматели (ИП), работающие в сфере услуг, имеющие хоть одного сотрудника в штате, а также ИП без сотрудников, продающие чужие товары.
По замыслу властей, переход на учетное оборудование нового образца в рамках стартовавшей в 2016 году кассовой реформы должен вывести из тени сегмент розничной торговли, обеспечить защиту прав покупателей, облегчить для предпринимателей сдачу отчетности, а также повысить оперативность и точность сбора статистической информации.
Учет и контроль
Принятые три года назад поправки в федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники» предусматривают поэтапную установку бизнесом онлайн-касс, которые осуществляют передачу информации об операциях в налоговые органы при помощи операторов фискальных данных. С 1 февраля 2017 года была прекращена регистрация техники старого образца. С июля того же года на онлайн-кассы обязали перейти компании, использующие общую и упрощенную системы налогообложения. Летом 2018 года кассы обязаны были установить малые предприниматели, работающие в сфере торговли и общепита на ЕНВД или патентной системе, имеющие наемных сотрудников.
Законом предусмотрен ряд исключений, когда онлайн-кассы могут не применяться: например, при продаже газет и журналов, торговле мороженым и безалкогольными напитками в киосках, молоком и квасом из цистерн, сезонной торговле овощами, фруктами и бахчевыми культурами, ремонте обуви, продаже театральных билетов вне касс и т.д. Кроме того, освобождены от необходимости установки нового оборудования предприниматели, ведущие деятельность в труднодоступных или отдаленных районах, а также ИП — владельцы вендинговых автоматов.
Отсрочку на установку онлайн-касс до июля 2021 года получили и ИП без сотрудников, оказывающие различные услуги, а также предприниматели, которые продают товары собственного изготовления. Это связано с реализацией пилотного проекта по введению налога на профессиональную деятельность для самозанятых, который сейчас проводится в четырех регионах: Москве, Московской и Калужской областях и Татарстане. С 2020 года планируется распространить его еще на 19 регионов. Таким образом, у предпринимателей будет выбор: зарегистрироваться в качестве самозанятого и платить налог через мобильное приложение, либо в качестве ИП, обязанного применять онлайн-кассу.
Онлайн-кассы делают операции более прозрачными и в целом облегчают документооборот между всеми контрагентами, в том числе бизнесом и государством, говорит заведующий кафедрой предпринимательства и логистики РЭУ имени Плеханова Дмитрий Завьялов.
Кроме того, их внедрение позволило вывести из серой зоны зарплаты занятых в частном секторе, говорит доцент департамента мировой экономики и мировых финансов Финансового университета Лазарь Бадалов.
Онлайн-кассы формируют чеки, в которых указываются сведения о продавце, наименование и количество товаров и QR-код, а также отчеты об открытии и закрытии смены. Данные записываются и хранятся на фискальном накопителе и передаются в налоговые органы через оператора. Это, по словам Лазаря Бадалова, исключило возможность скрывать выручку от налоговой.
За работу без онлайн-кассы предусмотрены штрафы: до 50% выручки, полученной без использования такой кассы. За повторные нарушения возможна приостановка работы на три месяца, а также отстранение руководителя предприятия от должности на срок до двух лет.
В сентябре 2019 года глава Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаил Мишустин заявил, что по итогам реформы 1,4 млн налогоплательщиков зарегистрировали более 3 млн касс. 80 организаций и ИП подключились к сервису ФНС «API Проверка чеков», создав свои бесплатные мобильные приложения.
Кассовые преимущества
Для ИП с 2018 года предусмотрено право на применение ежегодного налогового вычета в размере до 18 тыс. руб. по каждой онлайн-кассе, включая стоимость фискального накопителя, ПО, услуг операторов. Воспользоваться им могут предприниматели, работающие на спецрежиме ЕНВД и Патентной системы.
Также технология позволит с июля 2020 года отменить отчетность для налогоплательщиков на УСН. Эта мера была включена в нацпроект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». По оценке Минэкономразвития России, ею могут воспользоваться около 1,2 млн потенциальных льготников.
Применение онлайн-касс должно сократить число проверок и создать среду доверия между предпринимателями и налоговым органом, отмечают в ФНС.
Автоматизация рабочего места кассира повышает пропускную способность кассовой точки, позволяет высвободить рабочее время сотрудника, говорит заведующий лабораторией искусственного интеллекта, нейротехнологий и бизнес-аналитики РЭУ имени Плеханова Тимур Садыков: «Это обеспечивает возможность расширения сферы торговой деятельности данного объекта продаж и больший доход».
В сочетании с набором приложений, которые предлагают операторы, онлайн-кассы позволяют малому бизнесу получить доступ к аналитике продаж и маркетинговым инструментам, которыми раньше пользовался в основном крупный бизнес. Речь может идти об автоматизации товарного учета, контроле кассиров и курьеров, сборе информации по различным акциям и программам лояльности. Наконец, прозрачность отчетности может повысить готовность банков кредитовать МСП.
Расходы на сервис
Предприниматели восприняли реформу неоднозначно. Согласно данным опроса аналитического центра НАФИ, проведенного в апреле 2019 года, среди участников третьего этапа кассовой реформы 56% индивидуальных предпринимателей и 33% юридических лиц восприняли нововведения негативно. 56% респондентов связывали с переходом на онлайн-кассы увеличение издержек, и только порядка 10% опасались повышения налоговой нагрузки и вынужденного роста цен и перекладывания расходов на потребителя.
Обслуживание онлайн-касс оказалось не дешевле традиционной ККТ, при этом предпринимателям пришлось нести дополнительные затраты по переходу на новую технологию: закупка новых аппаратов, фискальная память, сервис по передаче данных в ИФНС, расходы на интернет, покупка и обновление ПО. Это и послужило причиной критики, говорит Дмитрий Завьялов. По оценке «Яндекс.Денег», только установка и подключение онлайн-кассы обходится в 20–40 тыс. руб.
Онлайн-кассы не снижают нагрузку на бизнес, но делают его работу прозрачной и удобной, отмечает Дмитрий Завьялов: «Большой плюс, что не нужно раз в год при замене фискальной памяти перерегистрировать технику и печатать очередные отчеты — данные уже есть в ИФНС».
Любое новшество на первых порах встречает некоторое сопротивление и требует вложений (например, в переподготовку и повышение квалификации сотрудников), подчеркивает Тимур Садыков: «Однако он так же логичен и естествен, как и исчезновение деревянных счетов, которые использовались несколько десятков лет».
Приложение вместо кассы
В правительстве признают, что расходы на приобретение онлайн-касс для малых предприятий могут оказаться весьма чувствительными. Поэтому для сокращения издержек предпринимателей в Минэкономразвития России предложили проработать вопрос перевода малых предприятий с онлайн-касс на мобильное приложение, аналогичное приложению для самозанятых. С такой инициативой, в частности, выступил глава Минэкономразвития России Максим Орешкин.
Эта инициатива отвечает не только задачам поддержки МСП, но и цифровизации бизнеса, считает доцент кафедры Бухгалтерского учета и налогообложения РЭУ им. Плеханова Равиль Ахмадеев: «Более широкое вовлечение в круг электронных приложений разных категорий плательщиков, неважно, ИП они или юридические лица, и неважно, какие режимы налогообложения они используют, позволит сократить расходы на обслуживание кассовой техники, применяя современные цифровые методы в экономике».
Мобильное приложение, хорошо показавшее себя в использовании самозанятыми, является удачным вариантом компромисса между прозрачностью и удобством использования, говорит Дмитрий Завьялов. По его словам, такой инструмент позволит охватить те сегменты бизнеса, в которых не получилось внедрить онлайн-кассы.
Переход с онлайн-касс на приложение позволит высвободить небольшой объем денежных средств для развития, говорит доцент кафедры организационно-управленческих инноваций РЭУ имени Плеханова Михаил Хачатурян.