Реформа применения контрольно-кассовой техники, которую проще называют внедрением онлайн-касс, подходит к завершению. Осталось меньше года до того момента, когда на новые кассовые аппараты должны будут перейти все предприниматели за некоторым исключением. На старте процесса представители власти подчеркивали его необходимость: они были уверены, что это позволит вывести из тени множество предпринимателей. Однако пока - после двух этапов внедрения новой ККТ - эффективность реформы вызывает сомнение.
С работниками и без
Процесс перехода на онлайн-кассы в Белгородской области безболезненным назвать сложно. Изначально необходимость приобретать непонятные устройства вызвала волну недовольства даже у крупных игроков рынка. О предпринимателях, которые не имеют больших оборотов, - и говорить нечего.
И тем не менее, как отмечает заместитель начальника белгородского управления Федеральной налоговой службы Андрей Козлов, в рамках первого этапа на онлайн-кассы перешли более 12,5 тысячи белгородских ИП и юрлиц. Особенностью его было то, что обычные кассы меняли на "онлайн". Все сотрудники таких фирм и предприятий быстро научились работать с новыми устройствами и смирились с их существованием.
Второй этап, который, к слову, только завершился, стал более сложным. Новую технику должны были внедрить у себя те, кто до этого момента кассами не пользовался. Это предприниматели, которые платят единый налог на вмененный доход, пользуются патентной системой налогообложения и имеют штат сотрудников.
- В течение всего года мы работали над тем, чтобы разъяснить предпринимателям, как применять онлайн-кассы, каков порядок, учили всех, кто в этом нуждался, - говорит Андрей Козлов. - Работа шла совместно с общественными объединениями и департаментом экономического развития области. Создали штаб, который включает в себя представителей всех общественных объединений предпринимателей, чтобы на встречах обсуждать всю проблематику перехода на новую контрольно-кассовую технику, а также при каждой территориальной инспекции учебный класс для тех, кому нужно осваивать новые кассы. И вот к первому июля мы практически стопроцентно перевели этот сегмент предпринимательства. Зарегистрировали почти восемь тысяч ККТ.
Однако на этом реформа не закончится. До этой же даты 2019 года на онлайн-кассы должны перейти те предприниматели, у которых нет работников. Чуть меньше года дается на то, чтобы в области, по предварительным оценкам, было зарегистрировано еще более 16 тысяч онлайн-касс.
Попасть в сети
Впрочем, даже сейчас, когда новая техника уже выдает онлайн-чеки, без сложностей не обходится. Применение таких устройств невозможно там, где нет устойчивого покрытия сети Интернет. Как правило, это села, где живет меньше десяти тысяч человек. Там кассы работают без постоянной выгрузки данных, а с записью их на фискальный накопитель (ФН).
- Это, можно сказать, как "черный ящик" в самолете, - говорит Андрей Козлов. - При необходимости мы можем выгружать информацию и использовать ее в аналитических целях. Хотя возможности тотального контроля, который дает онлайн-касса, в этом случае нет.
Предприниматели жалуются, что фискальный накопитель очень быстро заполняется и приходится покупать новый. А стоимость его - в зависимости от емкости и срока службы - составляет семь и десять тысяч рублей. Для любой фирмы эти суммы - нежелательный расход. И если для покупателей онлайн-касс сейчас действует налоговый вычет, почти равный ее стоимости, то покупку так называемых ФН никто не компенсирует.
Зачастую теневые услуги оказывают как раз те, кто освобожден от обязанности использовать контрольно-кассовую технику
Впрочем, сейчас - в преддверии заключительного этапа реформы - предпринимательское сообщество больше волнует другой вопрос. Изначально внедрение онлайн-касс называли способом вывода из тени "серых" предпринимателей. Однако есть ли результаты?
Председатель Белгородской ремесленной палаты Николай Забуга признается: уже устал говорить о том, насколько абсурдными ему и коллегам представляются требования установки этих касс тем, кто "сидит" на патенте или "вмененке".
- От того, сколько денег прошло через кассу, не зависит сумма налога, - поясняет он. - Люди или купили патент, или оплатили то, что им вменили. Зачем еще тратить на эту кассовую технику? Если надо проверить - у таких предпринимателей есть специальные бланки строгой отчетности, которые они заполняют после каждой оказанной услуги.
Андрей Козлов в свою очередь отмечает: в любом случае таких предпринимателей проверяют - а имеет ли он право на особый режим налогообложения. Но вся реформа начиналась не для того, чтобы расширить налоговую базу, поясняет представитель ФНС, а чтобы зарегистрировать в правовом поле новых игроков рынка. Пока, судя по статистике, это удается: число регистрирующих онлайн-кассы показало, что общее количество предпринимателей выросло.
Окно в тень
И именно поэтому третий, заключительный этап реформы предприниматели и эксперты от бизнес-сообщества называют решающим. Дело в том, что зачастую теневые услуги оказывают те, у кого таковых возможностей больше, чем у других. Те же репетиторы, помощники по хозяйству, няни и горничные, мастера на час и портные.
Примечательно, что именно эти виды деятельности сейчас зафиксированы в перечне освобожденных от покупки и использования новой контрольно-кассовой техники. Представители общественных организаций считают, что к тем 20 направлениям, которые сейчас оговорены законодательством, может быть добавлено еще несколько. Поправки в нормы не вносили уже долгое время, между тем жизнь не стоит на месте.
В налоговой службе подчеркнули, что, как правило, к таким предпринимателям чаще всего и относят самозанятых. Однако пока это определение не утверждено законом. Поэтому говорить о том, обяжут ли их отчислять налоги и как это сделают, - просто невозможно.
Сейчас большинство "серых" фрилансеров считают, что доказать их доход весьма сложно. Деньги если и "светятся", то в качестве перевода с карты одного человека на карту другого. И кто докажет, что это не подарок? Подоходным налогом такие денежные потоки тоже не облагаются.
Однако мастер по ремонту бытовой техники Евгений, попросивший не называть его фамилию, уверен: скоро налоговая "доберется" и до таких предпринимателей, как он.
- Сейчас я официально работаю на одном предприятии, получаю немного, а технику ремонтирую скорее для души и потому что времени свободного много, - говорит он. - Но когда я слушаю все эти речи об онлайн-кассах и налогах для самозанятых, понимаю, что легализовать свой побочный заработок мне рано или поздно придется. Плохо, если нужно будет покупать вот такой кассовый аппарат, да потом его обслуживать. Это дорого. Нужно будет просто подумать над тем, а не оставить ли мне постоянную работу и уйти в малый бизнес.
Анна Скрипка (Белгород)
|