Постановление Кабинета Министров от 21 февраля 2019 года № 150 подтвердило взятый ранее курс на внедрение онлайн-ККМ: в ближайшие месяцы будут решены многие организационные вопросы в данном направлении.
О том, что Кабмин должен разработать документ, вносящий поправки в действующее законодательство и направленный на внедрение онлайновых контрольно-кассовых машин, впервые упомянуто в постановлении Президента от 29.09.2017 г. № ПП-3300. Однако выход его затянулся.
На портале СОВАЗ в разное время выставлялось два разных проекта этого документа. После доработки с учетом общественного мнения утвержден второй – предполагающий внедрение системы, основанной на применении фискальных модулей.
Любая технология имеет свои плюсы и минусы, и выбранная – не исключение. Детально риски, связанные с ней, мы рассматривали в публикациях, доступных здесь и здесь.
1 марта в столице стартует пилотный проект. А к 1 июля текущего года Государственному налоговому комитету предстоит выработать конкретные предложения по поэтапному переходу и порядку применения онлайн-ККМ по республике в целом.
Какими будут ККМ в Узбекистане?
Из постановления Кабинета Министров от 21 февраля 2019 года № 150 следует, что по многим ключевым вопросам еще предстоит принять решения. «Пилот» позволит наработать материал для соответствующих выводов.
В частности, предстоит определиться, какое оборудование будет использоваться в качестве контрольно-кассовых машин.
В ПКМ Государственному налоговому комитету поручено обеспечить интеграцию фискального модуля с технически совместимыми ККМ и расчетными терминалами, которые будут использоваться во время «пилота».
Вместе с тем во Временном положении о порядке реализации пилотного проекта, утвержденном этим же постановлением, контрольно-кассовым машинам дается определение, которое подразумевает возможность использования компьютерной техники и девайсов. Оно сформулировано следующим образом: «ККМ – это электронные вычислительные машины, иные устройства и их комплексы, имеющие возможность подключения фискального модуля, формирующие фискальные документы, обеспечивающие передачу фискальных документов в режиме онлайн в ГНК и печать фискальных документов на бумажных носителях».
На эту норму опирается и информационное сообщение о начале «пилота», опубликованное на сайте ГНК. Субъект предпринимательства становится участником пилотного проекта после установки и настройки зарегистрированного фискального модуля на электронные вычислительные машины или другие устройства.
Кроме того, среди обязанностей оператора фискальных данных (ОФД), перечисленных во Временном положении, значится обеспечение возможности приема через онлайн-ККМ платежей посредством пластиковых карт. Можно ли это считать анонсом появления на рынке Узбекистана нового торгового оборудования и начала демонополизации рынка платежных систем? За рубежом такие технологии уже активно используются.
При этом в тексте постановления никак не объясняется такое разнообразие технологий. Надо полагать, за ГНК оставлено право на исследование разных вариантов.
О том, что пилотный проект должен стать реальной экспериментальной площадкой, говорит и тот факт, что участие в нем не освобождает предпринимателей от работы по действующим правилам с использованием офлайновых ККМ. По факту, во всех торговых и сервисных точках, принимающих участие в «пилоте», все это время будут пробивать продажи на двух контрольно-кассовых машинах параллельно.
К вопросу о конкурентности
На стадии обсуждения проекта активно дискутировался вопрос, какой организации будет предоставлено право стать «сердцем» создаваемой системы онлайн-касс. На разных этапах эту нишу пытались занять ООО «Fiskal Ma’lumotlar Operatori», совместное предприятие АК «Узбектелеком» и ИП ООО «Online Technologies Systems», ООО «My Air Group IT Service» и ООО «Fiskal Ma’lumotlarni Avtomatizatsiyalash Tizimi».
Участники дискуссий опасаются, что утверждение коммерческой структуры в роли оператора данных онлайн-касс может обернуться для предпринимателей тяжелым бременем. Им бы пришлось оплачивать его услуги по коммерческим ценам, несмотря на то, что обеспечение полноты и достоверности сбора фискальных данных полностью в интересах ГНК. Опасение вызывало и то, что многие из этих компаний имеют иностранных партнеров, продвигающих на рынок Узбекистана свои технологии и товары. Их деятельность могла негативно сказаться на развитии отечественных производителей.
Мнение общественности было услышано: оператором фискальных данных определено ГУП «Научно-информационный центр «Янги технологиялар» при ГНК. Таким образом, проект сейчас полностью находится в руках государства. И это правильно.
Рынок должен оставаться открытым
ПКМ от 21.02.2019 г. №150 дает нам представление о позиции правительства по основным вопросам внедрения онлайн-ККМ. Технология, основанная на применении фискальных модулей, позволяет не обременять предпринимателей на обязательную покупку новых ККМ. Это определяет ее относительную дешевизну по сравнению с другими. У ОФД есть все возможности, чтобы не допустить взвинчивания цен на услуги оператора.
На наш взгляд, внедрение и эксплуатация системы онлайн-касс для предпринимателей должна оставаться бесплатной не только в процессе пилотного проекта, но и в дальнейшем. Более того, необходимо предусмотреть для предпринимателей льготные тарифы на услуги операторов мобильного интернета.
Технология, принятая к внедрению по итогам «пилота», должна предусматривать возможность сохранения фискальных данных в неизменном виде не только на сервере оператора, но и в устройствах, используемых в качестве ККМ. Она необходима как для надежного хранения информации, так и восстановления данных на случай возникновения разногласий между ГНК и предпринимателем-налогоплательщиком.
Рынок кассовых устройств и фискальных модулей должен оставаться открытым. Нужно поддержать отечественных производителей, но при этом их продукция на внутреннем рынке обязательно должна конкурировать с зарубежными аналогами. Это обеспечит качество используемого оборудования и услуг, а также их дальнейшее совершенствование.
Олег Гаевой.
|