В начале января на рассмотрение Госдумы поступил законопроект, которым предлагается перевести бизнес на «суперкассы» — ККТ с функцией передачи фискальных данных в налоговые органы. Несмотря на отрицательное заключение Минэкономразвития и риск потерять очередную часть малого бизнеса, большую часть замечаний Минфин России не учел. Исключение сделали для «вмененщиков» — те из них, кто ККТ не пользуется, будут освобождены от обязанности применять «суперкассы».
Реализация плана повсеместной замены ККТ на кассы с функцией передачи фискальных данных в налоговые органы, судя по всему, вышла на финишную прямую — в начале января правительство внесло на рассмотрение парламента законопроект № 968690-6 «О внесении изменений в Федеральный закон „О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Законопроект).
Минфин мечтает внедрить «суперкассы», несмотря на критику коллег.
Работа над документом идет уже несколько лет — в 2013 г. Минфин России опубликовал на своем сайте первую версию Законопроекта, которая получила нелестные отзывы Минэкономразвития (см. «ЭЖ», 2013, № 19, с. 09, № 25, с. 12). Последнее пришло к выводу, что заявленные цели — снижение административной нагрузки и затрат на обслуживание ККТ — предложенными нововведениями не будут достигнуты. Более того, нагрузка на бизнес возрастет — как административная, так и финансовая.
Чтобы проверить на деле, так ли хороши «суперкассы», Минфин инициировал проведение эксперимента по апробации технологии применения ККТ с функцией передачи информации о расчетах в электронном виде в адрес налоговых органов. Эксперимент проходил в четырех регионах — Москве, Московской и Калужской областях, Республике Татарстан — с 1 августа 2014 г. по 1 февраля 2015 г. Специально для размещения информации о сути и ходе эксперимента был даже создан сайт info.ofd-gnivc.ru). Итоги эксперимента финансовое министерство, судя по всему, устроили (несмотря на множество оставленных на сайте резонных замечаний от участников эксперимента), и в прошлом году была предпринята вторая попытка публичного обсуждения Законопроекта на портале regulation.gov.ru. Текст был доработан, но все же решения всех выявленных проблем в нем не оказалось (см. «ЭЖ», 2015, № 22, с. 09). Интересно, что на публичное обсуждение отвели лишь 15 дней. По итогам обсуждения Минэкономразвития в сентябре подготовило отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия на Законопроект. После чего текст Законопроекта был немного доработан, в конце декабря одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности и 9 января поступил в Госдуму.
Компании на «вмененке» спасли от новых ККТ.
Одним из камней преткновения для сторонников и противников внедрения ККТ нового типа является то, что обязанность их использования Минфин России предложил распространить и на те компании и предпринимателей, которые в настоящее время применять кассы вообще не обязаны. Речь идет о налогоплательщиках, уплачивающих ЕНВД при осуществлении определенных видов деятельности (они перечислены в п. 2 ст. 346.26 НК РФ) и применяющих патентную систему налогообложения. Такие лица вправе не применять ККТ при условии выдачи по требованию потребителя документа, подтверждающего прием денежных средств (п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»).
Изначально Минфин России планировал обязать указанных лиц применять новые ККТ наравне с иными налогоплательщиками. Однако это предложение и предприниматели, и Минэкономразвития приняли в штыки. Ведь если замена касс даже для тех, кто их и так применяет, выльется в дополнительные затраты, то для тех, кому придется осваивать и финансировать этот процесс с нуля, такое нововведение может оказаться губительным. А обосновать необходимость расширения круга субъектов предпринимательской деятельности, обязанных формировать кассовые чеки, разработчики Законопроекта забыли.
В заключении по итогам ОРВ Минэкономразвития было отмечено, что малый и средний бизнес (который и применяет ЕНВД или патентую систему) имеет высокую «чувствительность» к любым изменениям в сфере государственного регулирования предпринимательской деятельности, которые приводят к росту финансовой и административной нагрузки. В качестве примера приведено двукратное увеличение размера фиксированных страховых взносов в 2013 г., по итогам которого страна «потеряла» около 12,7% зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.
По данным ФНС России, по состоянию на 1 января 2015 г. общее количество плательщиков ЕНВД составляло 2,1 млн а плательщиков ПСН — 99 000 человек. Таким образом, Законопроект затронет значительное число предприятий и ИП, и скольких из них он заставит отказаться от ведения бизнеса, останется только гадать.
В Законопроекте, внесенном в Госдуму, критика Минэкономразвития была учтена лишь частично. Статья 2 Законопроекта, устанавливающая исключения из правила о повсеместном применении «суперкасс», была скорректирована: под указанное требование теперь не подпадают «вмененщики», не применяющие ККТ (п. 3 указанной статьи). А вот налогоплательщики, применяющие патентную систему и не использующие ККТ, в списке исключений так и не появились. Они, а также другие субъекты, для которых обязанность применять ККТ будет введена Законопроектом, получат «скидку» — для них требование о применении ККТ нового поколения вступит в силу с 1 июля 2018 г. (п. 13 ст. 7 Законопроекта). До этой даты они могут работать по старому порядку. Отметим, что эта «скидка» также появилась в тексте проекта после прошлогодних публичных обсуждений. В первоначальной редакции документа субъектам, ранее не применявшим ККТ, было предоставлено право работать по старым правилам шесть месяцев с момента вступления закона в силу.
Переходный период не затянется на семь лет.
В отрицательном заключении на Законопроект Минэкономразвития предлагало продлить переходный период для вступления в силу новых требований. По мнению министерства, он должен составлять минимум семь лет, учитывая «количество субъектов проектируемых правоотношений, количество необходимого оборудования (в том числе нового вида), а также значительное количество подзаконных нормативных актов, необходимых для реализации проекта, в том числе в части технических требований к новому виду ККТ». Однако Минфин России посчитал, что справиться с переходом на новые кассы можно за два года.
Так, Законопроектом предусмотрено, что в период с 1 января по 1 апреля 2016 г. регистрация, перерегистрация, снятие с регистрационного учета и применение ККТ должны, а с 1 апреля до 1 февраля 2017 г. — могут осуществляться по старым правилам (п. 6, 7 ст. 7 Законопроекта). В этот период заключение договоров с операторами фискальных данных не является обязательным. Если ККТ была зарегистрирована до 1 февраля 2017 г., она может применяться до 1 июля 2017 г. (в старой редакции Законопроекта применять ККТ, зарегистрированную до 1 января 2016 г., можно было в течение трех лет) (п. 12 ст. 7 Законопроекта).
С 1 февраля 2017 г. запрещается регистрация ККТ, не имеющей функции передачи фискальных данных, заключение договоров с операторами фискальных данных становится обязательным. Исключение составляют только безналичные расчеты в сети Интернет — для них до 1 января 2018 г. установлен особый порядок.
автор: Константин Милов, юрист ЭЖ
опубликовано: «Ваш партнер-консультант» №02 (9618) 2016
|