Налоговая и таможенная службы могут объединиться, продолжив тренд
укрупнения властных структур. На территории России уже есть регион, где
функции двух ведомств объединены: до 2015 года особый порядок сбора
налогов и таможенных платежей действует в Крыму.
В России уже действует финансовый мегарегулятор, две недели назад
первый вице-премьер Игорь Шувалов дал понять, что не против создания
антимонопольного мегарегулятора, анонсировав объединение Федеральной
антимонопольной службы (ФАС) и Федеральной службы по тарифам. Но в
правительстве обсуждается также идея объединения Федеральной налоговой
службы (ФНС) и Федеральной таможенной службы (ФТС), рассказал РБК
высокопоставленный источник в правительстве и подтвердил источник в ФНС.
Но мегарегулятором новое ведомство не станет — оно останется
правительственной структурой. Предполагается, что объединенную структуру
возглавит руководитель ФНС Михаил Мишустин.
По словам источника в правительстве, с Мишустиным и с руководителем ФТС
Андреем Бельяниновым уже были проведены встречи по поводу объединения
двух служб.
В пресс-службе ФНС отказались от комментариев. Комментарий пресс-службы
ФТС получить не удалось. «Мне ничего неизвестно [о возможном
объединении ФНС и ФТС], воспринимаю эту информацию как слух», — сказал
РБК замруководителя ФТС Руслан Давыдов.
Федеральный чиновник, присутствовавший на закрытой части коллегии ФАС
12 марта, рассказал о кулуарной беседе нескольких чиновников о возможном
объединении ФНС и ФТС. Присутствовавший первый вице-премьер Игорь
Шувалов в дискуссии участия не принимал, но разговор внимательно слушал,
говорит он.
Глава рабочей группы по разработке «дорожной карты» по
совершенствованию таможенного администрирования, вице-президент «Деловой
России» Виталий Сурвилло не слышал о возможном слиянии двух ведомств.
По его словам, предложения «Деловой России» о передаче фискальных
функций из ведения ФТС налоговикам (ФТС отвечает за таможенный НДС) в
последние годы «довольно резко отвергались таможенной службой».
Единые фискальные ведомства, объединяющие налоговую и таможенную
службы, существуют и в других странах, например в Великобритании и
Германии, рассказывает старший юрист практики внешней торговли и
таможенного права Goltsblat BLP Владислав Сафонов. В Германии таможенная
служба является департаментом Министерства финансов. Но есть и обратные
примеры. Например, в США таможню курирует отдельное ведомство, которое
также охраняет границы (U.S. Customs and Border Protection). Оно
подчинено Министерству национальной безопасности.
На Украине налоги, сборы, таможенные платежи и единый социальный взнос
до последнего времени администрировало единое ведомство — Министерство
доходов и сборов (сейчас его функции распределены на две структуры).
Такой способ сбора бюджетных доходов сохраняется в Крыму после его
присоединения к России на переходный период до 2015 года. Таким образом,
Крым может стать своеобразным полигоном для обкатки идеи объединения
ФНС и ФТС.
Объединение ФНС и ФТС эксперты считают
логичным, поскольку сейчас ряд их функций дублируется. «Если товар
ввозится в Россию, допустим, из Казахстана, таможенный НДС уплачивается
через налоговую инспекцию, — приводит пример руководитель юридического
департамента АКГ «МЭФ-Аудит» Иван Чемичев. — Но если тот же
налогоплательщик ввозит товар из-за пределов Таможенного союза, налог
уплачивается через таможенный орган».
Объединять оба ведомства нужно в рамках Минфина, «примерно как это было
во времена СССР», считает партнер правового бюро «Олевинский, Буюкян и
партнеры» Юрий Федоров. В результате улучшится взаимодействие между
двумя основными направлениями наполнения бюджета (ФТС в 2013 году
перечислила в бюджет 6,565 трлн руб., ФНС — 11,3 трлн, в том числе 5,4
трлн в федеральный бюджет), а многие отчетные формы, которые сейчас
частично дублируют друг друга из-за различий в ведомственных подходах,
упростятся, ожидает юрист.
Но у обеих служб есть множество специфичных функций, как их совместить в
рамках единого ведомства — самый важный вопрос объединения. Например,
ФТС сейчас занимается оперативно-разыскной деятельностью, возбуждением
уголовных дел (в основном в связи с декларированием товаров и
иностранной валюты), ФНС же правоохранительные функции не свойственны,
отмечает Иван Чемичев. Он допускает, что из единой службы они будут
переданы силовым структурам.
Владислав Сафонов напоминает, что статус ФНС и ФТС уже менялся. До 2006
года ФТС была подведомственна Министерству экономического развития и
торговли, сейчас же находится в непосредственном подчинении у
правительства. Налоговое ведомство, напротив, более десяти лет назад
утратило свой министерский статус и с тех пор структурно подчинено
Минфину. Евгений Новиков, Елена Малышева, Алиса Штыкина, Дмитрий Коптюбенко
|