| 
 Налоговая и таможенная службы могут объединиться, продолжив тренд 
укрупнения властных структур. На территории России уже есть регион, где 
функции двух ведомств объединены: до 2015 года особый порядок сбора 
налогов и таможенных платежей действует в Крыму. 
 В России уже действует финансовый мегарегулятор, две недели назад 
первый вице-премьер Игорь Шувалов дал понять, что не против создания 
антимонопольного мегарегулятора, анонсировав объединение Федеральной 
антимонопольной службы (ФАС) и Федеральной службы по тарифам. Но в 
правительстве обсуждается также идея объединения Федеральной налоговой 
службы (ФНС) и Федеральной таможенной службы (ФТС), рассказал РБК 
высокопоставленный источник в правительстве и подтвердил источник в ФНС.
 Но мегарегулятором новое ведомство не станет — оно останется 
правительственной структурой. Предполагается, что объединенную структуру
 возглавит руководитель ФНС Михаил Мишустин. 
 По словам источника в правительстве, с Мишустиным и с руководителем ФТС
 Андреем Бельяниновым уже были проведены встречи по поводу объединения 
двух служб. 
 В пресс-службе ФНС отказались от комментариев. Комментарий пресс-службы
 ФТС получить не удалось. «Мне ничего неизвестно [о возможном 
объединении ФНС и ФТС], воспринимаю эту информацию как слух», — сказал 
РБК замруководителя ФТС Руслан Давыдов. 
 Федеральный чиновник, присутствовавший на закрытой части коллегии ФАС 
12 марта, рассказал о кулуарной беседе нескольких чиновников о возможном
 объединении ФНС и ФТС. Присутствовавший первый вице-премьер Игорь 
Шувалов в дискуссии участия не принимал, но разговор внимательно слушал,
 говорит он. 
 Глава рабочей группы по разработке «дорожной карты» по 
совершенствованию таможенного администрирования, вице-президент «Деловой
 России» Виталий Сурвилло не слышал о возможном слиянии двух ведомств. 
По его словам, предложения «Деловой России» о передаче фискальных 
функций из ведения ФТС налоговикам (ФТС отвечает за таможенный НДС) в 
последние годы «довольно резко отвергались таможенной службой». 
 Единые фискальные ведомства, объединяющие налоговую и таможенную 
службы, существуют и в других странах, например в Великобритании и 
Германии, рассказывает старший юрист практики внешней торговли и 
таможенного права Goltsblat BLP Владислав Сафонов. В Германии таможенная
 служба является департаментом Министерства финансов. Но есть и обратные
 примеры. Например, в США таможню курирует отдельное ведомство, которое 
также охраняет границы (U.S. Customs and Border Protection). Оно 
подчинено Министерству национальной безопасности. 
 На Украине налоги, сборы, таможенные платежи и единый социальный взнос 
до последнего времени администрировало единое ведомство — Министерство 
доходов и сборов (сейчас его функции распределены на две структуры). 
Такой способ сбора бюджетных доходов сохраняется в Крыму после его 
присоединения к России на переходный период до 2015 года. Таким образом,
 Крым может стать своеобразным полигоном для обкатки идеи объединения 
ФНС и ФТС. 
 Объединение ФНС и ФТС эксперты считают 
логичным, поскольку сейчас ряд их функций дублируется. «Если товар 
ввозится в Россию, допустим, из Казахстана, таможенный НДС уплачивается 
через налоговую инспекцию, — приводит пример руководитель юридического 
департамента АКГ «МЭФ-Аудит» Иван Чемичев. — Но если тот же 
налогоплательщик ввозит товар из-за пределов Таможенного союза, налог 
уплачивается через таможенный орган». 
 Объединять оба ведомства нужно в рамках Минфина, «примерно как это было
 во времена СССР», считает партнер правового бюро «Олевинский, Буюкян и 
партнеры» Юрий Федоров. В результате улучшится взаимодействие между 
двумя основными направлениями наполнения бюджета (ФТС в 2013 году 
перечислила в бюджет 6,565 трлн руб., ФНС — 11,3 трлн, в том числе 5,4 
трлн в федеральный бюджет), а многие отчетные формы, которые сейчас 
частично дублируют друг друга из-за различий в ведомственных подходах, 
упростятся, ожидает юрист. 
 Но у обеих служб есть множество специфичных функций, как их совместить в
 рамках единого ведомства — самый важный вопрос объединения. Например, 
ФТС сейчас занимается оперативно-разыскной деятельностью, возбуждением 
уголовных дел (в основном в связи с декларированием товаров и 
иностранной валюты), ФНС же правоохранительные функции не свойственны, 
отмечает Иван Чемичев. Он допускает, что из единой службы они будут 
переданы силовым структурам. 
 Владислав Сафонов напоминает, что статус ФНС и ФТС уже менялся. До 2006
 года ФТС была подведомственна Министерству экономического развития и 
торговли, сейчас же находится в непосредственном подчинении у 
правительства. Налоговое ведомство, напротив, более десяти лет назад 
утратило свой министерский статус и с тех пор структурно подчинено 
Минфину.Евгений Новиков, Елена Малышева, Алиса Штыкина, Дмитрий Коптюбенко 
 |