При нарушении законодательства о
контрольно-кассовой технике налоговые органы вправе проводить
административное расследование. Постановление о назначении
административного наказания за неприменение ККТ не может быть вынесено
по истечении двух месяцев со дня совершения соответствующего
правонарушения.
При нарушении
законодательства о контрольно-кассовой технике налоговые органы вправе
проводить административное расследование. Постановление о назначении
административного наказания за неприменение ККТ не может быть вынесено
по истечении двух месяцев со дня совершения соответствующего
правонарушения. Об этом говорится в письме
Управления ФНС по Москве. Документ стал ответом на обращение
налогоплательщика. Его интересовало, вправе ли налоговые органы
проводить административное расследование при выявлении правонарушения,
ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5
КоАП РФ. Эта часть карает за неприменение ККТ, использование не
соответствующих требованиям устройств и невыдачу чека (квитанции и т.п.)
Представители фискального ведомства дали развернутые
разъяснения по затронутому вопросу. Они напомнили, что копия определения
о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении
административного расследования в течение суток вручается под расписку
либо высылается физическому лицу или законному представителю
юридического лица, в отношении которых оно вынесено. В частности, УФНС
отметило:
...Конституционный Суд РФ в постановлении от 12.05.98 N 14-П
и Определениях от 05.11.2003 N 348-О, от 24.02.2005 N 22-О указал, что
законодательство о применении ККТ и часть 2 статьи 14.5 КоАП РФ,
предусматривающая ответственность за нарушение данного законодательства,
имеют многофункциональное значение и направлены на обеспечение
интересов граждан в области торговли и оказании услуг, защиту прав
потребителей, а также на охрану установленного порядка торговли и
оказания услуг, фискальных интересов государства, финансовой (в том
числе налоговой) дисциплины...
В пункте 20 Правил продажи отдельных видов товаров
(далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от
19.01.98 N 55, определено, что договор считается заключенным в
надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или
товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара..
Исходя из содержания перечисленных выше
законодательных и судебных актов и учитывая, что в особенной части КоАП
РФ административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не
выделены в отдельную главу, часть 2 статьи 14.5 КоАП РФ,
предусматривающая ответственность за нарушение законодательства о
применении ККТ, также относится и к законодательству о защите прав
потребителей, в связи с чем при выявлении фактов неприменения ККТ и
необходимости осуществления процессуальных действий, требующих
значительных временных затрат, налоговые органы вправе выносить
определение о возбуждении дела об административном правонарушении и
проведении административного расследования.
Письмом ФНС России от 08.06.2007 N ШТ-6-06/458@
до налоговых органов доведены рекомендуемые формы процессуальных
документов для использования при осуществлении проверок соблюдения
требований законодательства о применении ККТ, в том числе форма
определения о возбуждении дела об административном правонарушении и
проведении административного расследования...
...территориальные налоговые органы, соблюдая
процедуры, предусмотренные КоАП РФ, могут изменять форму предлагаемых
процессуальных документов исходя из своих практических наработок и
региональной судебной практики...
В соответствии с частью 3.1 статьи 28.7
КоАП РФ копия определения о возбуждении дела об административном
правонарушении и проведении административного расследования в течение
суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или
законному представителю юридического лица, в отношении которых оно
вынесено.
Несоблюдение указанного срока в силу пункта 10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"
не является существенным нарушением, влекущим отмену оспариваемого
постановления административного органа, при соблюдении порядка и сроков
привлечения к административной ответственности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 8
постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах
практики применения административной ответственности, предусмотренной
статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин", при
рассмотрении дел указанной категории необходимо руководствоваться общим
правилом, закрепленным в статье 4.5
КоАП РФ. В соответствии с этим правилом постановление о назначении
административного наказания за неприменение в установленных федеральными
законами случаях ККТ не может быть вынесено по истечении двух месяцев
со дня совершения соответствующего правонарушения.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному запросу.
Добавим, требования, предъявляемые к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения определяет Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470. Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр,
применяется в обязательном порядке при продаже товаров, выполнении
работ или оказании услуг за наличный расчет или с использованием
платежных карт. Это предусмотрено Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ. В нём также указано, когда организации и ИП могут не применять ККТ.
Редакция правового портала КАДИС
|