Главная » 2013»Апрель»2 » Тахографы отменили, но обязали их заменить... Минтранс противоречит техническому регламенту.
09:18
Тахографы отменили, но обязали их заменить... Минтранс противоречит техническому регламенту.
Большой всплеск эмоций вызвала публикация на прошлой неделе в СМИ приказа минтранса № 36. Чиновники отменили обязательное требование оснащения тахографами транспортных средств, осуществляющих городские и пригородные регулярные пассажирские перевозки. Однако это противоречит другим законодательным актам, в частности, устанавливающим штрафы за отсутствие тахографа.
Исключения по тахографам
В приложении № 2 приказа минтранса № 36 от 13.02.13г. перечисляются категории ТС, которые обязаны быть оснащенными тахографами. В качестве исключений в данном перечне указаны транспортные средства категории М2, М3, осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом, а также транспортные средства, допущенные к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на автотранспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров, оснащаемые контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР).
Вместо тахографа — «средство контроля»
Однако этот документ не согласуется с действующей нормативной базой, в частности, с постановлением правительства № 720 от 10.09.2009г., утверждающим Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств». В пункте 8(1), дополненный постановлением правительства РФ от 10.09.2010 № 706, говорится, что ТС категорий M2, M3, N2, N3, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров и грузов, подлежат оснащению техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха. При этом указано, что порядок оснащения указанными техническими средствами транспортных средств, находящихся в эксплуатации, определяется минтрансом РФ. Это ведомство и определило данный порядок приказом № 36, в котором сделаны исключения, о которых сказано выше. Тем не менее в приказе минтранса говорится только о тахографах, но не упомянуты другие средства контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, в качестве которых могут использоваться не только тахографы. А этими «другими» устройствами, согласно упомянутому техрегламенту, должны оснащаться названные выше ТС. И никто это требование не отменял.
За что будут наказывать?
За нарушение данного требования Административным кодексом предусмотрена ответственность. Пунктом 1 статьи 11.23 КоАП РФ за управление ТС для перевозки грузов или пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего регистрацию информации о режиме труда и отдыха водителя ТС (далее — тахограф) предусмотрен штраф на граждан в размере от 1000 до трех 3000 руб., на должностных лиц - от 5000 до 10000 руб. Формулировка этой статьи вызывает дополнительные вопросы: что законодатель имел ввиду фразой «далее — тахограф»? Штрафовать будут за отсутствие только тахографа или любого иного устройства для контроля режима и отдыха водителей? Времени для выяснения всех вопросов осталось немного, т.к. штрафные санкции начнут действовать с 1 апреля этого года.
Теперь только со СКЗИ
Новости по тахографам не заканчиваются штрафами. Существенное новшество, которое вводит приказ минтранса № 36, заключается в том, что все тахографы должны быть оснащены программно-аппаратными шифровальными (криптографическими) средствами (блоками СКЗИ тахографа). Их замена должна производиться не реже одного раза в три года. Взаимодействие с тахографами должно происходить при помощи специальных карт, которые, как и СКЗИ, будут стоить немалых денег. Естественно, импортные тахографы в принципе не могут иметь блоки СКЗИ, поскольку их изготовление находится под контролем ФСБ РФ. Поэтому огромное количество импортных тахографов, которые в настоящее время успешно эксплуатируются и находятся в исправном состоянии, необходимо будет выбросить и снова потратиться для приобретения российской продукции. Переход от старых тахографов к новым, отвечающим требованиям приказа минтранса № 36, будет осуществляться в течение двух лет. Использование тахографов, установленных на транспортные средства до 1 апреля 2013 г., допускается до даты очередной калибровки (проверки) указанных технических средств, но не позднее 1 апреля 2015 г. О том, какие устройства будут допущены к установке на ТС, можно узнать из специального перечня сведений о моделях тахографов. Самое обидное для автоперевозчиков — это значительные потери времени и денег на переустановку тахографов.
В продолжении статьи «Тахографы отменили, но обязали их заменить»
С 1 апреля вступили в силу новые требования к тахографам. О существенных нововведениях перевозчикам стало известно лишь за пару недель до указанного срока, что сильно их шокировало.
СКЗИ — как снег на голову
Сложившаяся ситуация типична для российской действительности — ряд законодательных актов и постановлений правительства появляется как снег на голову. Предприниматели вдруг осознают, что новые правила требуют от них значительных затрат, которых они могли бы избежать, если бы знали заранее. В этот раз из правительства вышел документ — приказ минтранса № 36, который обязал автоперевозчиков с 1 апреля 2013 года устанавливать на свои транспортные средства тахографы, оснащенные блоком СКЗИ — системой криптографической защиты информации. Поскольку этот приказ появился на свет только 13 марта 2013 года, то перевозчики до этого момента продолжали комплектовать машины тахографами без СКЗИ. В Калининградской области для этих целей использовалась, как правило, продукция импортного производства без такого блока. Производители и специализированные центры оказались неготовыми обеспечить всех желающих новыми приборами. На звонок в одну из фирм-производителей мне ответили, что в настоящее время имеет место ажиотажный спрос, поэтому за новыми тахографами необходимо встать в очередь. Когда может быть получен товар, точно ответить не смогли. К тому же, по имевшейся на конец марта информации, в госреестре отсутствовали какие-либо тахографы, отвечающие требованиям приказа минтранса № 36. Кстати, аналогичная картина в прошлом имела место с контрольно-кассовыми аппаратами. После того, как все магазины и предприятия были оснащены этим оборудованием, вышла директива поменять их на другие, оснащенные СКЗИ. Власть не волновало то, что предприниматели понесли значительный убыток, который в целом по стране исчислялся очень крупной суммой.
Проблемы с ремонтом
А теперь о ремонте тахографов, оснащаемых блоком СКЗИ. Если импортные приборы безотказно работают годами, то производители российских тахографов это обеспечить не могут. В частности, при обсуждении вопроса поставки тахографов в Калининградскую область, производители начинают разговор о сложностях перевозки приборов на территорию большой России и обратно в Калининградскую область для выполнения гарантийного ремонта. Это очень озадачило местные специализированные центры, занимающиеся установкой и обслуживанием тахографов. В самом деле, если российский тахограф потребует ремонта, обслуживающая организация обязана предоставить другой прибор для того, чтобы не было простоя транспортного средства. Казалось бы, несложная задача, надо просто иметь подменный фонд. Однако вложить в него придется немало средств. А это — дополнительная наценка на продаваемые устройства.
За все платит перевозчик
Всему виной является чисто российское изобретение — использование в тахографах блока СКЗИ. В импортных тахографах аналогичного блока нет, и никаких проблем с сохранностью информации не существует. По всей видимости, решение о применении СКЗИ было пролоббировано их производителями. Поэтому неудивительны и цены — копеечная продукция продается за кругленькую сумму. В комплекте со СКЗИ за тахограф перевозчик выложит продавцу примерно 50 тыс. руб., что почти в 2 раза выше прежних цен. К примеру, на оснащение десятка автомобилей потребуется около полумиллиона рублей! Вот что такое государственная политика отъема денег у бизнеса. Не исключено, что использование блока СКЗИ продиктовано стремлением вытеснить с российского рынка импортных производителей тахографов.
Что делать?
Перевозчики в шоке. Многие заранее подготовились к 1 апреля, установив тахографы на свои машины. Теперь, после выхода приказа минтранса № 36 всем придется через 2 года полностью их заменить на приборы с блоком СКЗИ. Потери будут значительные, ведь использование тахографа рассчитано на всю жизнь автомобиля, т.е. на 10 и более лет. А тут придется через 2 года их выкинуть на свалку и закупить новые. В сложившейся ситуации некоторые перевозчики приняли решение идти по пути оформления международных лицензий, что позволит продолжить пользоваться импортными тахографами без блока СКЗИ. Однако на приобретение лицензии потребуются дополнительные средства и время. Напоминаем, что, согласно приказу минтранса № 36, от обязанности оснащать тахографами освобождаются фирмы, осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки. Однако требования Технического регламента «О безопасности колесных ТС» остаются прежними, согласно которым ТС, осуществляющие перевозки грузов и пассажиров, должны оснащаться техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, в качестве которых, кроме тахографов, могут использоваться приборы на основе GPS/ГЛОНАСС.
Надо усовершенствоватьзаконодательство тахографии таким образом, чтобы оно было более конкретизированным, норма взыскания соответствовала серьезности нарушения
Умногих моих знакомых стоит VDO и мне советую его поставить, мол на дороге не подводит, да искидки на него сейчас идут, видимо перед праздником подешевел.
Воронеж– перестала работать Вольво – на кан-шину был установлен адаптер, который подавал сигнал в Меркурий, установленный параллельно штатному тахографу 1324
Мастерская получила коробку – 20 штук с тахографами Штрих – новые, купленные - открыли коробку – там лежат тахографы на упаковке написано – брак – и так на каждой коробке. Открыли, подключили – и правда брак, значит не обманули – раз написано "брак", то и внутри коробки – брак. Вот только незадача – покупали-то и оплачивали не брак, а новые работающие тахографы – вот такая история.
Новосибирск- на Скании поставили Штрих – водитель вынимает карту с применением нехитрого приспособления – проделал в карте дырку и закрепил суровую нитку – только так удается вытащить карту.
Барнаул– как только водитель стал каждый день устанавливать карту в тахограф Атолл,через месяц карта протерлась механически в местах контакта и перестала читаться – теперь заказали новую карту – 2 месяца водитель будет ждать новую карту и ездить без карты – значит каждый день возможен штраф – который стоит дороже карты, но делать нечего, карту быстрее не сделать и без работы сидеть тоже нельзя.
Инспекторсообщил – снял распечатку с Атола для протокола – пока шло разбирательство – пропал текст на распечатке – безобразие – какой может быть контроль – если за месяц от распечатки ничего не осталось – да и в самом начале она была практически не читаема
ДПС могут штрафовать авто без тахографа на сумму до 3хтысяч рублей. 02 апреля такой штраф получили товарищи. А вот транспортники будут штрафовать не только за отсутствие тахографа, но и если он не от тарирован. суммы будут для долностных лиц от 20 до 50 т.р. для юр. лиц от 50 до 100 т.р. Но вроде как дают еще пару месяцев что бы уладить все свои не наработки.
Также следует знать, чтосотрудник полиции имеет техническую возможность проконтролировать соблюдение правил вождения посредством считывания данных с тахографа.