Главная » 2010»Декабрь»21 » Супермаркеты в Германии делают ставку на самообслуживание
20:14
Супермаркеты в Германии делают ставку на самообслуживание
Принцип самообслуживания завоевывает супермаркеты и предприятия сферы услуг. Причем, подается этот ненавязчивый сервис под девизом: "Все во имя клиентов!" Но так ли это на самом деле? Известный немецкий слоган-поговорка гласит: "Клиент - это король". Но в Германии клиент уже давно не король, а скорее - дешевая рабочая сила. Билеты на поезд или самолет сегодня он оформляет, оплачивает и распечатывает сам - через Интернет. Даже в аэропортах пассажиры сами через специально оборудованные автоматы регистрируют свой полет. Корреспонденты Deutsche Welle отправились в супермаркеты в роли покупателей.
Самообслуживание в IКЕА начинается с ресторана Перед тем, как попасть с морозца в царство небезызвестного шведского мебельного гиганта IKEA не помешало бы и "разогреться". Тем более что в ресторане можно быстро получить горячий кофе и закуски. Впрочем, слово "получить" в данном случае не совсем подходящее: кофе посетитель наливает себе сам из автомата, а стакан наполняется яблочным соком нажатием на кнопку. Кроме кассира в ресторане из обслуживающего персонала ни души. Даже салаты и кусочки тортов ждут, чтобы клиент протянул руку и поставил их на свой поднос. Удобно, ничего не скажешь. Кто здесь клиент, а кто продавец - трудно сказать. Дальше - больше.
Сам отмерь, сам отрежь и оплати В IКЕА большой выбор тканей для пошива штор. Но для того, чтобы покупка состоялась, клиент должен не только предварительно измерить длину и ширину выбранной ткани, но и сам снять рулон с полки, положить его на раскройный стол, а затем, отмерив, еще и отрезать. Наконец, продавец взвешивает ткань на весах и приклеивает ценник. По пути к кассе многие посетители чуть ли автоматически кладут в тележку пару свечей, несколько упаковок салфеток, еще какую-нибудь мелочь. А вот и кассы. За некоторыми из них нет кассиров - это кассы самообслуживания. Тому, кто собирается оплатить максимум 15 наименований товаров, можно обслужить самого себя, следуя советам на мониторе. Пожилая пара у монитора выглядит растерянно. Сотрудница Екатерина охотно объясняет им, как обойтись без помощи кассира. "Вы еще ни разу не пользовались сканером? Тогда я покажу вам, как это делается, - говорит она. - На самом деле все очень просто. Вот видите красную кнопку, на нее надо нажать и аппарат все делает сам, надо только товар провести штрих кодом по стеклянной поверхности, пока раздастся сигнал. Видите, все очень просто", - улыбается Екатерина. Большинство покупателей нуждаются в помощи кассира-консультанта. Через два часа Екатерину сменяет ее коллега. Наверное, ни у одного из сотрудников не хватит сил объяснять одно и то же целый рабочий день, причем, с доброжелательной улыбкой на лице. "Это не так-то просто вот так стоять у кассы. Надо быть постоянно начеку. Через два часа я, признаться, начинаю испытывать легкую агрессию", - признается Екатерина.
Сеть супермаркетов Real внедряет кассовые сканеры Из магазина IКЕА мы отправляемся в супермаркет Real. В 320 филиалах этой сети магазинов 70 касс самообслуживания. У каждой из них пока работает кассир-консультант. Но в отличие от IКЕА, здесь можно воспользоваться кассой самообслуживания, независимо от количества товаров в тележке. Главное, чтобы покупки уместились на весах размером в один квадратный метр. Весы еще раз контролируют, соответствуют ли товары тем, которые учел сканер. И только после этого можно укладывать покупки в пакеты или сумки. А что, если покупатель отсканирует дешевый товар, а более дорогой спрячет в сумке? Такое ведь тоже возможно. Главный кассир одного из филиалов супермаркета Real Керстин Мелс (Kerstin Mels) говорит: "Это практически невозможно, потому что сканер тут же издаст соответствующий звуковой сигнал, а у кассы сразу появится кассир-консультант".
Голос бездушного механизма Керстин Мелс довольна работой касс самообслуживания. Для нее и ее коллег они дают возможность пообщаться с покупателями в более непринужденной обстановке. А вот представитель профсоюзов Real Франц Хайнрих (Franz Heinrich) наоборот скептически относится к нововведению. По его мнению, со временем кассиры превратятся в обычных продавцов. А они для супермаркетов куда дешевле: оплата их труда на тысячу евро в год ниже, чем у кассиров. "Кассиры-консультанты помогают покупателям отсканировать товары, уложить покупки в пакеты, а покупатель сам в автомате оплачивает свои покупки. Таким вот образом должность кассира постепенно исчезнет", - уверен Франц Хайнрих. Многие покупатели, которые пользуются кассой самообслуживания, придерживаются того же мнения, что и Франц Хайнрих. "Если из-за такого нововведения будут сокращены рабочие места, то я лучше встану в очередь, чем поощрять такого рода рационализаторство", - говорит один из покупателей. "Пожалуйста, возьмите свой кассовый чек", - компьютерным голосом отвечает сканер и благодарит за покупку. Это тоже пока смущает многих покупателей, предпочитающих живое общение с кассиром. Автор: Свенья Пельцель / Виктор Вайц Редактор: Глеб Гаврик