Главная » 2013»Май»27 » Ставим контрольно-кассовую технику на учет.
09:36
Ставим контрольно-кассовую технику на учет.
Выполнить положенную процедуру.
Оформление ККТ проводится налоговиками в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470 и Административным регламентом … утвержденным приказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н. Подготовка В налоговую инспекцию представляются:
заявление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 9 апреля 2008 г. № ММ-3-2/152@;
договор с ним или с центром технического обслуживания (ЦТО), обеспечивающим производство, распространение и техническую поддержку модели контрольно-кассовой техники, включая поставку запасных частей.
Налоговики не вправе требовать какие-либо иные документы, например договоры аренды помещения, в котором будет работать кассовая техника, или свидетельства о праве собственности на такое недвижимое имущество (письма Минфина России от 11 августа 2009 г. № 03-01-15/8-406, № 03-01-15/8-407).
Передача документов.
Помимо того что документы можно передать лично, они могут быть направлены:
по почте с уведомлением о вручении;
в электронной форме по информационно-телекоммуникационным сетям общего пользования, включая «Единый портал государственных и муниципальных услуг». Форма заявления содержится на сайте www.gosuslugi.ru.
На заявлении ставится подпись должностного лица и печать инспекции с указанием даты регистрации. В случае неполного комплекта документов налоговики должны не позднее следующего дня сообщить об этом компании. Ей предоставляется возможность устранить недостатки в течение одного следующего рабочего дня. При отсутствии оснований для отказа в регистрации должен быть проведен осмотр контрольно-кассовой техники.
Осмотр техники.
Налоговики проводят его совместно со специалистом поставщика или центром технического обслуживания в присутствии представителя организации. При осмотре проверяется целостность корпуса ККТ. На нем должно быть следующее:
марка-пломба, которая наклеивается поставщиком или ЦТО после проверки исправности, замены, ремонта или техобслуживания;
знак «Сервисное обслуживание»;
идентификационный знак, который содержит наименование модели контрольно-кассовой техники и ее заводской номер.
При предоставлении техники для осмотра следует учитывать, что в соответствии с письмом ФНС России от 18 февраля 2013 г. № АС-4-2/2696@ положения Административного регламента в части обязательного наличия на корпусе контрольно-кассовой техники знака «Государственный реестр» не применяются. По окончании осмотра проводится опломбирование маркой-пломбой, включение фискального режима, а также активация накопителя памяти. В ходе этой процедуры налоговики вводят пароль доступа к содержимому фискальной памяти ККТ. После чего идет проверка наличия на кассовом чеке необходимых сведений. Для этого он отпечатывается на произвольную сумму.
Проверка реквизитов.
Требования к реквизитам определены пунктом 4 Положения по применению контрольно-кассовых машин… утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 г. № 745 (далее – Положение). Кроме того, дополнительные требования к реквизитам, если чек выдается платежным агентом, определены частью 2 статьи 5 Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ. Как следует из пункта 67 Административного регламента, проверка реквизитов входит в обязанность налоговиков. И налоговики в письме от 6 марта 2013 г. № АС-4-2/3777 подтвердили это для распечатанных контрольно-кассовой техникой чеков, сменных и фискальных отчетов. В соответствии с пунктом 4 Положения к числу обязательных реквизитов относятся:
наименование компании;
ее ИНН;
заводской номер ККТ;
порядковый номер чека;
дата и время покупки;
стоимость покупки;
признак фискального режима.
На практике чек содержит также номер ЭКЛЗ (электронной контрольной ленты защищенной) и криптографический проверочный код.
Включение в базу данных.
Эта процедура проводится налоговиками не позднее пяти рабочих дней после представления организацией документов. Отсчет времени начинается с момента проставления отметки на заявлении организации. В ходе процедуры регистрации налоговиками проводятся следующие действия:
вносятся сведения в книгу учета контрольно-кассовой техники, которая ведется в налоговой инспекции;
делаются отметки в паспорте и учетном талоне ККТ;
эти документы подписываются и заверяются печатью налоговой инспекции;
заполняется карточка регистрации контрольно-кассовой техники, форма которой утверждена приказом ФНС России от 9 апреля 2008 г. № ММ-3-2/152@.
В результате сведения о регистрации контрольно-кассовой техники оказываются внесенными в информационную систему налоговиков, а у организации остаются следующие подписанные и заверенные печатью инспекции документы:
учетный талон;
карточка регистрации.
Кроме того, налоговики заверяют представляемую организацией форму КМ-4 (журнал кассира-операциониста), утвержденную постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132. Обратите внимание: учетный талон, карточка регистрации и журнал кассира-операциониста передаются компании вместе с документами, прилагавшимися к заявлению.
Причины отказа.
Случаи, когда компания не сможет поставить на учет контрольно-кассовую технику, перечислены в пункте 31 Административного регламента. Для отказа налоговикам достаточно наличия одного из следующих оснований:
подача заявления не в ту налоговую инспекцию;
оформление документов в неустановленном порядке и без устранения недостатков, выявленных налоговиками;
представление неполного комплекта документов;
указание недостоверных сведений в заявлении;
истечение нормативного срока амортизации ранее применявшейся кассовой техники, исключенной из Государственного реестра;
нахождение ККТ в розыске;
отсутствие марки-пломбы, идентификационного знака, а также средств визуального контроля;
предъявление для регистрации модели, не включенной в Государственный реестр или исключенной из него;
необеспечение доступа к контрольно-кассовой технике, в том числе той, которая находится в составе платежного терминала;
неявка к месту проведения осмотра.
Сообщение об отказе может быть направлено письмом с уведомлением не позднее пяти рабочих дней после представления заявления и документов.
Если не соблюдены требования.
Контрольно-кассовая техника должна быть зарегистрирована, исправна, опломбирована. При этом ее память и режим эксплуатации должны быть фискальными. В противном случае она не будет соответствовать требованиям, определенным постановлением № 470. А это может повлечь за собой негативные последствия.
У организации.
Как следует из части 2 статьи 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, применение ККТ, которая не была поставлена на учет, грозит штрафом. Его размеры составляют:
для организаций от 30 до 40 тыс. руб.;
для должностных лиц компании от 3000 до 4000 руб.
Риск привлечения к ответственности существует и для случаев выдачи чеков без обязательных реквизитов, поскольку в соответствии с письмом ФНС России от 6 марта 2013 г. № АС-4-2/3777 налоговики теперь будут более внимательно относиться к проверке кассовых чеков. Поэтому компании рекомендуется самой протестировать свою технику на предмет наличия на ней всех необходимых реквизитов и в случае необходимости обратиться в центр технического обслуживания.
У контрагента.
На практике организация может столкнуться и с тем, что кассовый чек пробит на ККТ, не зарегистрированной в налоговой инспекции. Связано это с тем, что компания лишена возможности заранее проверить правоспособность контрагента и наличие постановки на учет кассовой техники. Например, направляя работника в командировку, невозможно предвидеть, в какой гостинице тот остановится (постановление ФАС Уральского округа от 2 мая 2012 г. № Ф09-2954/12). В спорных ситуациях подтвердить расходы по чекам удается в судебном порядке, но далеко не всегда. В постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 26 ноября 2012 г. № А66-17100/2011, ФАС Поволжского округа от 9 октября 2012 г. № А12-18308/2011, ФАС Северо-Западного округа от 16 июля 2012 г. № А13-2670/2011, ФАС Северо-Кавказского округа от 13 января 2012 г. № А01-200/2011 судьи встали на сторону организации. Однако в других случаях они отказали ей в поддержке (постановления ФАС Уральского округа от 13 февраля 2013 г. № Ф09-14229/12, ФАС Западно-Сибирского округа от 7 февраля 2013 г. № А27-9391/2012, ФАС Поволжского округа от 15 ноября 2012 г. № А65-25287/2011).