Минфин внес в правительство законопроект о налоге с продаж. Образцом стал старый закон: проблемы с собираемостью и противоречия с Конституцией не устранены.
О том, что Минфин внес в правительство законопроект о введении налога с продаж, «Ведомостям» рассказал представитель ведомства. Поправки в Налоговый кодекс (есть у «Ведомостей») разрешают регионам вводить этот налог с 2015 г., определять его ставку (до 3%), порядок уплаты, льготы. Платить будут компании и индивидуальные предприниматели, часть товаров и услуг от него освобождены (например, хлеб, молоко, детская одежда и обувь, лекарства, сдача жилья в аренду).
Проект почти не отличается от закона, который ранее действовал и с 2004 г. был отменен, проблемы низкой собираемости и противоречия с Конституцией не решены, констатирует партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин. Надо было не новый закон принимать, а отменить закон об отмене налога с продаж, иронизирует он.
Собираемость налога в начале 2000-х гг. оценивалась на уровне 30%; сейчас будет выше, но не превысит 50%, прогнозировал ЦМИ Сбербанка. 70% проверок кассовых аппаратов выявляют нарушения, а проверками охвачено только 10% аппаратов, говорит Костальгин. Камеральная проверка вряд ли выявит неуплату налога с продаж, нужен личный контроль, уверен он. Придется присылать налоговых инспекторов в точки продаж — а в последнее время ФНС, наоборот, шла к дистантному контролю, говорил чиновник ФНС.
Минфин планировал, что новый налог принесет в бюджеты регионов около 200 млрд руб. в год, но вряд ли удастся собрать всю эту сумму, признавали его чиновники. Доля сетевого ритейла растет, но она все еще незначительна и на середину 2014 г. не превышала 25%, приводит данные Ассоциация компаний розничной торговли, лишь 60% ритейла регулярно платит налоги.
После введения налога с продаж доля теневого бизнеса может вырасти и Минфин рискует потерять базу по другим налогам, предупреждает Костальгин.
Другая проблема — противоречия с Конституцией, на которые указал Конституционный суд. Проблема возникла у ритейлеров, которые продают товар индивидуальным предпринимателям: они не являются конечными потребителями и не должны уплачивать два косвенных налога одновременно — и НДС, и налог с продаж, решил суд. Выполнение требования суда создает непреодолимые (или преодолимые за счет очень высоких административных издержек) сложности в администрировании налога, объяснял директор налогового департамента Минфина Илья Трунин в статье для «Ведомостей». Не исключено, что и сейчас какая-нибудь компания обратится в суд, допускает Костальгин. Однако, хоть налог и был признан неконституционным, КС позволил ему действовать еще год, вспоминает он, возможно, история повторится, закон отменят, но с отсрочкой: «За год с паршивой овцы удастся собрать клок».
В других странах есть решение этой проблемы, писал в статье Трунин: например, предприниматели платят налог, а затем могут его возместить так же, как НДС. Но реализовать это на практике будет сложно, считает он. Возвращая налог с продаж, Минфин мог бы дополнить старый закон новым механизмом возмещения — но, видимо, решил не осложнять администрирование еще больше, резюмирует Костальгин.
Маргарита Папченкова
|